БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Конспект пробного урока обучения грамоте (чтение)
на тему: «Заглавная и строчная буква Б б, звуки [б], [б’]»,
проведённого
во 1 «Г» классе лицея №21 г. Орла
студенткой 32 группы
специальности 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Белолипецкой Марией Александровной
Методист:___________________/Дудорова М.М./
Учитель:__________________/Шевлякова Н. В./ . Дата проведения: 15.11.17.
Оценка:___________________
Орёл, 2017
Тема урока:«Заглавная и строчная буква Б б, звуки [б], [б’]»
Цель урока:познакомить с буквой Б, б, звуками [б],[б']. Научить давать характеристику звуков [б],[б'], читать слоги с буквой Б,
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
-обучающиесябудут знать звуки [б], [б’] и их отражение на письме с помощью буквы б,давать характеристику буквы, читать слоги, составлять схемы слов, место буквы б на «ленте букв»;
- будут уметь находить букву б в словах и в предложениях, совершенствовать устную речь.
Личностные:
- будут учиться сотрудничать с учителем, одноклассниками;
- будут учиться точно и полно излагать свои мысли.
Метапредметные:
Познавательные:
- обучающиеся будут учиться ставить цели к уроку;
- строить речевые высказывания.
Коммуникативные:
-обучающиеся будут учиться работать в парах, слушать собеседника и вести диалог.
Регулятивные:
-обучающиеся будут учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
Ресурсы :учебник УМК «Школа России» В.П. Горецкий «Азбука» 1 часть, наглядный материал:
План урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности(1-2 мин).
II.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2-4 мин).
III.Этап выявления места и причины затруднения (5 мин).
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения (3-5мин).
V.Этап реализации построенного проекта (10 мин).
VI.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7-10 мин).
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2-5 мин).
VIII.Этап включения в систему знаний и повторения (1-2 мин).
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1-2 мин).
Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
- Здравствуйте, дети. Сегодня урок у Вас вести буду я. Меня зовут Мария Александровна.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок обучения грамоте, а урок-экскурсия. А куда именно мы отправимся вы сейчас узнаете.
- Размещаю на доске ребус. Дети отгадывают (Зоопарк).
- Верно. Это зоопарк.
II.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2-4 мин).
Цельэтапа актуализации и пробного учебного действияявляется подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
- Ребята, откройте учебники на стр. 96. Рассмотрите иллюстрацию, что на ней изображено? Прочитайте отрывок. Ответь на вопросы: Что делает белка? Какие орешки? Какие у орешков скорлупки? Кто охраняет белку? А кто это человек с пером? Что он делает?
- Вчера в зоопарке работал очень рассеянный зоотехник. Он забыл закрыть клетки. Вот животные и бродят по территории зоопарка. Нам надо помочь, и навести здесь порядок до прихода посетителей. (Развешиваю картинки животных (барсук, белка, бурундук, баран, зебра, голуби) и их место нахождения). Детям нужно соотнести животного и его место нахождения.
нора
дупло
дерево
бассейн
вольер
- Итак, в зоопарке порядок. Можно начинать экскурсию.
Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, —
Словно большая тетрадка в линейку!
Кого увидел Андрейка? (Зебру)
- Произнесите слово по слогам.Сколько слогов в слове? (2 слога)
- Произнесите первый слог. Из каких звуков он состоит? ([з‘][э] ([б])
- Назовите второй слог. Из каких звуков состоит этот слог? ([р] [а])
- Произнесите первый слог и выделите голосом последний звук..
- Произнесите звук [б]. Какой он, гласный или согласный? Почему?
[б] , твердый или мягкий?
- Закройте уши и произнесите звук [б]. Какой звук, звонкий или глухой?
- Подведем итог: расскажите, что вы узнали о звуке [б]. Составьте схему слова.
- А вот к кормушке прилетели ГОЛУБИ.
- Назовите согласный звук в слиянии БИ.
- Произнесите [б,]. Какой он, гласный или согласный? Почему?
[б,], твердый или мягкий?
- Закройте уши и произнесите звук [б,] . Какой звук, звонкий или глухой? Постройте схему слова.
III.Этап выявления места и причины затруднения (5 мин).
Цель- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основевыявить места и причины затрудненияявляется осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Откройте учебник на странице 97.
- Прочитайте слоги (Фронтальная работа: читают в разном порядке)
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения (3-5мин).
Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
- Звуки [б,][б] обозначаются буквой Б б. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквой Б б, со звуками [б,][б].
- Какова цель нашего урока?
- Работа с текстом на странице 97. Вопросы: Как озаглавить текст? Где были дети? Какие деревья росли в парке? Кого видели в парке? Что делала белка? Где была белка? Что ела белка? Как кормили белку? Кто видел белку? Какая она?
- Найдите слово в тексте, которое соответствует схеме. (Баранки). Почему именно к этому слову подходит схема? Произнесите слово по слогам, охарактеризуйте первый слог. (Слог-слияние) [б] – согласный, твердый. [а] – гласный, красным цветом, Второй слог ран – слог слияние с примыканием, [р] – согласный, твердый, [а] – гласный, красным цветом, [н] – согласный, твердый, синим цветом,последний слог – ки (слог-слияние) [к] – согласный, мягкий, зеленым цветом, [и]- гласный.
Физкультминутка:
Потрудились-отдохнем, (ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнем. (Потянуться)
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V.Этап реализации построенного проекта (10 мин).
Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- Откройте страницу 98. Соотнесите рисунки и слова (фронтальная работа)
- Придумайте предложение со словом азбука. Составьте схему к слову азбука.
- Сколько слогов в слове? (3 слога). Охарактеризуй первый. (Первый слог – аз,[а] – гласный, обозначаем красным, [з]- твердый, согласный, синим цветом; Второй слог [бу] – слог-слияние, [б] – согласный, твердый, [у] – гласный, обозначаем красным цветом. Последний слог [ка] – слог-слияние [к] – согласный, твердый, синим цветом [а] – гласный, красным цветом.)
VI.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7-10 мин).
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
- Вспомните, что такое парные звуки. (Звуки, которые имеют пару). Прочитайте парные звуки в рамке.
- Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы: Что упало на пол? Кто катал клубок? Составьте схему слова Барсик.
- Сколько слогов в слове? Охарактеризуй первый слог. (Слог-слияние с примыканием) [б]- согласный, твердый, [а] – гласный, красным цветом, [р]- согласный, твердый,второй слог – сик-слог слияние с примыканием. [с’]-мягкий, согласный [и] – гласный, [к] – согласный , твердый.
- Произнеси скороговорку сначала медленно, потом быстро. (Белые бараны били в барабаны). Разгадай ребусы.
VII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2-5 мин).
Цель - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
- Прочитайте текст на странице 99. Ответьте на вопросы: Кто живет на болоте? Кто такие бобры? Какие у них зубы? На что похожи зубы бобров? Что строят бобры на болоте? Из чего бобры строят плотины?
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения (1-2 мин)
Основной целью этапавключения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
- Работа с понятием плотина. Плотина – это такое сооружение, перегораживающее водоток для подъема уровня.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
- Какую букву мы изучали сегодня? Какие звуки она обозначает? Какие слова читали с этой буквой? Что нового мы узнали о букве Б? Что было интересно? Что трудно?
- Вы работали отлично и вы узнали много нового. Спасибо за урок! Урок окончен.