СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте "Первый букварь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте "Первый букварь".»

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Как же создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Как же создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

Дощечка с азбукой.  XIV век На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого.

Дощечка с азбукой.

XIV век

На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого.

Модель печатного станка XVI в.

Модель печатного

станка XVI в.

Иван Федоров «АЗБУКА»

Иван Федоров «АЗБУКА»

Страница из «Азбуки»  Ивана Федорова.  Львов. 1574 г. Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.

Страница из «Азбуки»

Ивана Федорова.

Львов. 1574 г.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.

Страницы букваря Ивана Фёдорова.

Страницы букваря Ивана Фёдорова.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр Букваря , который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр Букваря , который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США.

АЗБУКА (ЧИТАНКА) (Острог, 1578)

АЗБУКА (ЧИТАНКА) (Острог, 1578)

Второе издание букваря Ивана Федорова. Страницы из Острожской азбуки Ивана Федорова 1578 года

Второе издание букваря Ивана Федорова. Страницы из Острожской азбуки Ивана Федорова 1578 года

К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название, толкование слов, начинающихся на данную букву. Постепенно содержание рукописных азбук стало расширяться. Тому, кто уже умел читать, срочно требовался материал для чтения.

К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название, толкование слов, начинающихся на данную букву. Постепенно содержание рукописных азбук стало расширяться. Тому, кто уже умел читать, срочно требовался материал для чтения.

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник '

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник '"Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков.

К. Д. Ушинский

Письменная азбука К. Д. Ушинского была похожа на современные прописи для обучения письму. Сейчас, в наше время, в прописях тоже есть разные интересные задания по раскраске, обводке рисунков по точкам. Эти задания предназначены для укрепления пальцев рук для письма. А впервые предложил такие задания К. Д. Ушинский.  После письменной, дети учились читать по печатной азбуке. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Многие статьи и рассказы были написаны им самим. Некоторые из них до сих пор используются в учебниках для начальной школы.

Письменная азбука К. Д. Ушинского была похожа на современные прописи для обучения письму. Сейчас, в наше время, в прописях тоже есть разные интересные задания по раскраске, обводке рисунков по точкам. Эти задания предназначены для укрепления пальцев рук для письма. А впервые предложил такие задания К. Д. Ушинский. После письменной, дети учились читать по печатной азбуке. Большое внимание уделял К.Д. Ушинский отбору текстов для чтения. Многие статьи и рассказы были написаны им самим. Некоторые из них до сих пор используются в учебниках для начальной школы.

Не ладно скроен, да крепко сшит  Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул. Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

- Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул.

  • Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Два козлика Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать. – Уступи мне дорогу, – сказал один. – Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост. – Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что! Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Два козлика

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

Уступи мне дорогу, – сказал один.

Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.

Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание

13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание "Азбуки " Л.Н. Толстого. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.

В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей "Азбуку ". Вышла она в 1872 году. В "Азбуке " Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука ". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения ". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 различных произведений.

Страницы Азбуки

Страницы Азбуки

Ресурсы интернета: http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/911/

Ресурсы интернета:

http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/911/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!