Тема раздела: Лоскутное шитье
|
Тема урока: «Лоскутное шитье, «Кыбытык аттаран тигии ньымата»»
|
Тип урока:комбинированный
|
Учитель технологии: Максимова Яна Васильевна
|
Цели и задачи урока:
образовательная – ознакомление учащихся с видами традиционных ручных стежков. Приобщение к народно-прикладному искусству.
воспитательная – привитие уважения и любви к искусству своего народа, воспитание чувства интернационализма.
развивающая – развитие интереса к прикладному искусству. Формирование умений и навыков по национальному шитью.
|
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, проектный
|
Основные термины и понятия: лоскутная техника, кыбытык аттаран тигии, пэчворк,
|
Межпредметные связи: математика, история, черчение, изобразительное искусство
|
Планируемые образовательные результаты:Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устную монологическую речь;
Предметные: умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.
|
Организационная структура урока
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Организационный
|
- Организует начало учебной деятельности;
- создает эмоциональный настрой на совместную работу.
|
- Готовятся к уроку;
-настаиваются; погружаются в благоприятную атмосферу.
|
Личностные:
- эмоциональный настрой на урок;
- самоорганизация.
Регулятивные:
- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке;
|
Актуализация знаний
|
- Систематизирует имеющиеся у учащихся знания в форме опроса;
- организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока:
|
- Отвечают на вопросы учителя;
- слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока;
|
Личностные:
- активизация имеющихся ранее знаний;
- активное погружение в тему;
Регулятивные:
- умение поставить учебную цель;
Познавательные:
- умение анализировать, структурировать знания;
- умение выделять и формулировать задачи;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли Предметные:
- закрепление ранее полученных знаний
|
Изучение нового материала и повторение предыдущих
|
«Здравствуйте дети!
Для начала хочется спросить у вас, в какой технике выполнено это изделие? (демонстрация)
Правильно, лоскутная техника. Вы проходили эту тему. А если посмотреть повнимательнее в чем отличие первой работы от второй? (демонстрация)
Правильно, в нем присутствует полоска вернее- Кант. А технология изделия по якутски называется «кыбытык аттаран тигии»
Тема нашего урока: Лоскутное шитье, «Кыбытык аттаран тигии ньымата»
Шитьё из лоскута – один из традиционных видов народного творчества народа саха у которых давняя история. В старину ткани доставались с великим трудом, купленных за немалую цену, поэтому мастерицы из оставшихся обрезков тканей шили коврики, шторы, панно, покрывало, конские убранства.
Все эти изделия мастерицы создавали долго и кропотливо, каждому орнаменту и рисунку, придавая особое значение и смысл. Защита от сглаза, злых духов, от болезни.
Народный мастер Анна Николаевна Зверева - известный в России художник-прикладник, член Союза художников России и Союза журналистов России.
Лучшие образцы творчества Анны Зверевой хранятся в коллекциях Американского музея естественной истории (АМЕИ, Нью-Йорк, США), вы можете посмотреть работы в виртуальном музее сайта www.amnh.org
Технология шитья шва со вставкой из цветного сукна (кыбытыы) применяется в традиционной лоскутной мозаике – «кыбытан – аттаран тигии» - плотных суконных тканей, для усиления цветового контраста на стыке деталей мозаики. Этот шов нередко можно было встретить в шитье шубы «бууктаах сон», пальто «кытыылаах сон» и при обработке мелких принадлежностей набедренных украшений: кыалык, саппыйа, но часто применяется в основном для шитья атрибутов конского убранства. Правильная технологическая обработка зависит от качества обработки шва, фактуры выбранных материалов. В основном применяется сукно, как более мягкий и легко поддающейся обработки материал.
|
Стремятся получить знания готовятся к практической работе
|
Личностные:
- проявление интереса к новому содержанию;
Регулятивные:
- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений, структурирование новых знаний;
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли в устной форме;
Предметные:
- умение давать определения новым понятиям темы;
Самоконтроль. Выполнение разноуровневых заданий
|
Физминутка
|
Зарядка для шеи и позвоночника
(круговые движения по часовой и против часовой по 5 раз в сторону)
|
- Выполняют физические упражнения;
|
Личностные:
- формирование ценности здорового образа жизни;
|
Практическая работа Шитье швом со вставкой из лоскутного сукна -
|
Проведение инструктажа по ТБ при работе с ножницами иголкой.
Учитель демонстрирует работу с шаблоном и выполнение шва со вставкой из цветного сукна, сопровождая пояснением. Применяет индивидуальный подход
Правильная технологическая обработка зависит от качества обработки шва, фактуры выбранных материалов. В основном применяется сукно, как более мягкий и легко поддающейся обработки материал. Практическая работа
Инструменты и приспособления
Сукно, шаблон, картон, линейка, ножницы, игла, нитки, наперсток,
Утюг. Для того, чтобы устранить дефекты и придать качественный вид.
Этапы выполнения:
- перевести шаблон с квадратами на ткань белого и красного цвета. Соблюдать все размеры и цвета (Вспомнить о цветоведении: хроматические (цветные) и ахроматические(серый, белый, черный)) (Теплые и холодные)
- Выкроить детали по диагонали
- Выкроить полоску черного цвета
- Соединить все 3 детали и сшить ручным швом по 2мм. И среднюю ткань (кыбытык ) аккуратно подровнять ножницами
- Можно комбинировать, создавать разные узоры и виды
Изучение технологии. Изготовление шаблонов. Демонстрация правильных приемов работы
|
- Организуют рабочее место;
- Готовят необходимые для выполнения практической работы материалы и инструменты, приступают к практической части
|
Личностные:
- осознание своих возможностей;
- мотивация на творческую деятельность;
- осознание ответственности за качество своей деятельности;
- проявление технологического и экономического мышления;
Регулятивные:
- умение выполнять самооценку, планировать свою деятельность
Познавательные:
- умение решать практические задачи при выполнении творческих работ
|
Итоги урока. Рефлексия
|
Мотивирует учащихся на рефлексию достижений целей урока
Задает вопросы. Что получилось? Что вызвало наибольшие трудности?
Тест по программе Сlasstime 5ZZPZ
|
Отвечают на уроке
|
|
|
Возможно ли исправить недочеты?
Дает объективную и комментированную оценку результатов труда учащихся на уроке
|
|
|
Домашнее задание
|
Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания
Видеоролик народного мастера Петровой Р.Н
|
Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание. Записывают
|
|