СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение школьников навыкам самостоятельной работы в процессе изучения биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение школьников навыкам самостоятельной работы в процессе изучения биологии»

1. Анализ опыта передовых учителей в развитии самостоятельности учащихся


Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Содержание понятия «познавательная самостоятельность» раскрыто во многих современных психолого-педагогических работах. Большинство авторов рассматривают его как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях. Этот феномен представляет собой единство двух компонентов - мотивационного и процессуального. Первый отражает потребность в процессе познания, второй - знания данной предметной области и приемы деятельности, которые способствуют осуществлению целенаправленного поиска. И хотя эти стороны существуют в единстве, их разделение вполне оправданно, ибо можно стремиться к поиску знаний, но не уметь их находить, можно уметь их добывать, но не испытывать в этом органической потребности .

Многие современные передовые учителя широко используют в своей работе метод самостоятельного составления и применения учащимися мультимедиа-проектов. Именно применение мультимедиа-проекта в учебном процессе, по мнению Смирновой Н.М., играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся. Работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках в 11 классах и во внеклассной деятельности, начиная с 8 класса. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Следует отметить, что тема проектной работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта и соответствовать их мотивационным установкам.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Цель выполнения проектной работы - углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа, созданием слайд-фильмов.

Работа над проектом начинается с формулировки проблемы, обоснования ее социальной и практической значимости, а также выдвижения гипотез ее решения.

Следующий этап - планирование работы, распределение обязанностей между разработчиками проекта, определение в выборе инструментальных сред для выполнения проекта. При этом учащимся отводится главная роль в планировании и проведении работы, а также в формировании исследовательской группы и выработке систем внутригруппового управления.

Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговой конференции, на которую приглашаются учителя предметники и учащиеся, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. Это в свою очередь требует выработки у ребят навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.

Работа над мультимедийным проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Поэтому, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. В этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль. Я считаю, что для развития самостоятельности в процессе обучения учащиеся должны выступать полноправными субъектами учебной деятельности на всех трех её этапах:

  • планирования деятельности;

  • ее осуществления;

  • анализа, оценки и разработки программ коррекции и совершенствования.

Первый этап учебной деятельности - её планирование. Учащиеся должны знать не только далекие перспективы своего обучения, но и ближайшие перспективы. Речь идет как об организационных моментах, так и о содержании обучения.

Как правило, в начале года проводятся вводные уроки, на которых учителя рассказывают, что будет изучаться в течение года. Необходимо, чтобы такие уроки (или хотя бы 15-20 минут от урока) стали нормой в начале каждой четверти или большой темы. Лучше, если дети не только послушают учителя, но и сделают некоторые пометки (схемы) в тетради. При этом педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено и о собственной работе, но и спланировать вместе с детьми их активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля, список дополнительной литературы и др.).

Дети по окончании такого урока должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться.

Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету). При этом нельзя забывать о развитии ответственности детей. Любая выбранная работы должна сопровождаться представлением результатов и их обсуждением. Второй этап учебной деятельности - её осуществление. Работа по развитию самостоятельности должна строиться с учетом возраста и возможностей учащихся. Можно предположить, что развитие устойчивых свойств личности, а, значит, и самостоятельности, начинается не ранее, чем в 12-14 лет, вслед за созреванием соответствующих структур мозга, отвечающих за целенаправленность и волевые свойства деятельности и личности. Следовательно, в младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и любопытстве детей, и делать упор на формирование общеучебных навыков, навыков общения и внутренней мотивации - например, индивидуальные задания, задания с учетом интересов детей, опора на практику. В старших классах - работа с учетом будущих профессиональных интересов, с опорой на развитие волевой и интеллектуальной сфер и др. При этом речь идет не обязательно (и не столько) об индивидуальных заданиях, так как необходимо сформировать целенаправленность деятельности, умение находить личный смысл в любой деятельности. На разных возрастных этапах легче формируются различные стороны личности и индивидуальности (сензитивные периоды). Так, в младшем подростковом возрасте легче формируется степень волевого контроля, эмоциональная уравновешенность, свойства темперамента, ответственность, аккуратность, прилежание и др. В старшем подростковом -учебные и профессиональные интересы, интеллектуальные свойства, система ценностей и мировоззрения личности. Соответственно, и самостоятельность должна предоставляться ребенку в различных сферах, постепенно, в зависимости от возраста.

Не следует стремиться предоставить самостоятельность всем детям, сразу и в одинаковой мере. Учителю необходимо разумно определить эту «меру». В этой связи А.П. Чернявская в своей деятельности опирается на одну из теорий менеджмента - теорию ситуационного лидерства, дающую ответ о «мере» самостоятельности, которую можно и нужно предоставлять конкретному ребенку. Ребенок, который не может и не умеет быть самостоятельным, сразу самостоятельным не станет. Его надо сначала научить рассуждать, принимать решения, планировать, отвечать за свои действия и показать положительные стороны этих процессов. Другого ребенка, готового к самостоятельности и ответственности, легко отучить от этого состояния мелочной опекой, контролем, ненужными подсказками и перевести его в группу протестующих, бойкотирующих и саботирующих учебу и школу.

Третий этап учебной деятельности - анализ, оценка и разработка программ коррекции и совершенствования. На данном этапе необходимо уделить большее внимание организационным аспектам деятельности, то есть постараться научить детей самостоятельно отвечать не на вопрос «Что я сделал неправильно?», а на вопрос «Почему я это сделал?».

Таким образом, разрабатывая проект развития самостоятельности в учебной деятельности, делает акцент на том, что формы и методы развития самостоятельности детей в обучении существуют уже давно. Каждому педагогу или в целом педагогическому коллективу осталось лишь собрать их воедино, организовав на их основе последовательную и целенаправленную работу в данном направлении. Результатом этой работы будет ослабление напряженности в отношениях с детьми и большая свобода в работе.


2.Работа с учебником, один из методов самостоятельной работы

Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каж­дым учеником путем вдумчивого изучения материала по учеб­нику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение работать с книгой.

Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.

Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.

Поэтому, при работе с учебником необходимо использовать различные приемы, в том числе и их комплексы, ставить разные цели. Это очень важно, так как позволяет избежать штампа.

Таким образом, виды самостоятельной работы с учебником, подразделяются на четыре основные группы:

1.Виды самостоятельной работы с текстом учебника;

  • нахождение ответов в тексте учебника на поставленные учителем вопросы;

  • повторение формулировок законов, определений понятий, формул;

  • нахождение ответов на вопросы, приведенные в конце параграфа;

  • чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса;

  • чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;

  • комментированное чтение текста;

  • нахождение в тексте того, о чем не говорил учитель;

  • выделение практических применений явлений и законов;

  • выделение сведений исторического характера;

  • нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы;

  • сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном;

  • составление вопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям;

  • чтение текста и составление к нему тезисов.

2.Виды самостоятельной работы с иллюстративным материалом учебника:

  • нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;

  • работа с рисунком, схемой, диаграммой по плану, предложенному учителем;

  • подбор рисунков и составление к ним вопросов.

3.Виды самостоятельной работы, связанные с использованием инструкций к лабораторным работам;

  • самостоятельная подготовка дома к лабораторной работе с помощью текста инструкций из раздела учебника "Лабораторные работы"

  • подбор и проведение занимательных опытов, составление к ним вопросов.

4.Виды самостоятельной работы, связанной с использованием учебника для справок:

  • по предметно-именному указателю найти, на каких страницах имеются сведения о каком-нибудь ученом;

  • работа с таблицами для усвоения какой-либо закономерности.

Систематический контроль за работой учащихся в школе и дома (регулярная проверка тетрадей, устный опрос, самостоятельные, обучающие и проверочные задания) свидетельствуют о том, что систематически планируемая работа с учебником активизирует класс, развивает у учеников умение в познавательных целях пользоваться дополнительной литературой и различными источниками информации, позволяет вовлечь в занятия слабых учеников, организовать усвоение учебного материала на уроке.

Из этих отдельных простых заданий можно построить множество различных комплексов более сложных заданий, состоящих из разного числа разных компонентов, отличающихся к тому же последовательностью их использования.

Например. В 6 классе при изучении тем «Ткани», «Плоды», «Голосеменные» предлагаются задания по работе с текстом учебника и заполнению таблиц, в которых обучающиеся не просто фиксируют информацию, а дают сравнительную характеристику изучаемым объектам.

При закреплении учебного материала по теме «Виды корней. Типы корневых систем», обучающиеся выполняют задание «Собери таблицу». Обучающимся раздаются части таблицы, из которых они собирают целое (что целое?).

При закреплении знаний о химическом составе растений даются задания на основе изученного материала - составить схему «Химический состав растений». Составление схемы помогает и при изучении способов питания бактерий и грибов.

Работа с текстом учебника позволяет организовать и групповую учебную деятельность учащихся. Например, при изучении темы «Внешнее строение листа», класс делится на группы, и каждый участник группы получает задание:

1 участник группы: рассмотрите гербарий растений, живое комнатное растение и определите тип листорасположения и первым доложите ребятам о выполненной работе.

2 участник: прочитайте статью «Форма листа» и расскажите ребятам материал, используя рисунки учебника. Что такое прилистники? Какие листья называют черешковыми? сидячими? Запишите в тетрадь.

3 участник: прочитайте статью «Листья простые и сложные» и расскажите группе по рисункам свой материал. Запишите в тетрадь определения терминов: сложные и простые листья.

4 участник: прочитайте статью «Жилкование» и расскажите о его видах в группе, используя рисунок. Запишите в тетрадь определения терминов: жилка, параллельное жилкование, сетчатое, дуговое.

Таким образом, в ходе групповой работы, ребята работают как коллективно, приобретая коммуникативные навыки, так и самостоятельно, решая небольшие проблемные вопросы.

По нашему мнению, такие виды работ учащихся на уроках биологии стимулируют развитие самостоятельности, что положительно сказывается на изучении предмета биологии.

Но нельзя не согласиться с Л.В.Шаповаловой, автором статьи «Учебник как средство организации самостоятельной работы», которая пишет: «… опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником».

В чем же причина? Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно - ориентированное обучение, с другой - развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, т.е. усвоение знаний, умений и навыков, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно - насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя.

Как изменить существующее положение? Необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. Для этого нужно ставить перед учащимися познавательные задачи и постоянно формировать навыки работы с учебником.

В своей деятельности я использую уроки практикумы и лабораторные занятия, на которых организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточнику».

Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с учебником по усвоению учебного материала как метод обучения требует от учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!