СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение слабовидящих детей в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это сделанная мною презентация, на основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день очень актуальная и полезная информация для учителей. Что за эти дети, как должно проходить обучение, как должно быть оборудовано рабочее место такого ученика и много другок! Рекомендую! Скачивайте, пользуйтесь!

Просмотр содержимого документа
«Обучение слабовидящих детей в начальной школе»

Обучение слабовидящего ребенка в начальной школе Выполнила: Курчакова Юлия  Сергеевна Комсомольск-на-Амуре, 2018 г.

Обучение слабовидящего ребенка

в начальной школе

Выполнила: Курчакова Юлия Сергеевна

Комсомольск-на-Амуре, 2018 г.

уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения. При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у СО отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия. " width="640"

Особенности СО

СО – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.

У СО сокращаются зрительные ощущения и восприятия, = уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.

При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у СО отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

Память СО характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. Запоминаемый ма­териал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Лучше запоминается конец ряда, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти его нача­ло. Также отмечается более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью.

Память СО характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. Запоминаемый ма­териал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Лучше запоминается конец ряда, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти его нача­ло. Также отмечается более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью.

Для речи СО характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Слабое исполь­зование неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств.

Для речи СО характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Слабое исполь­зование неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств.

Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Как правило, у СО отмечаются трудности установления смыс­ловых связей между объектами и при классификации предметов. Также характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие кон­кретно-понятийного мышления. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира.

Как правило, у СО отмечаются трудности установления смыс­ловых связей между объектами и при классификации предметов. Также характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие кон­кретно-понятийного мышления.

Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира.

Реализация АООП НОО предполагает, что слабовидящий обучающийся (далее СО) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.

Реализация АООП НОО предполагает, что слабовидящий обучающийся (далее СО) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.

АООП НОО - адаптированный вариант основной общеобразовательной программы начального общего образования. Адаптация программы предполагает введение  коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей СО, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.

АООП НОО - адаптированный вариант основной общеобразовательной программы начального общего образования. Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей СО, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.

Вариант 4.1 АООП НОО предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.

Вариант 4.1 АООП НОО предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.

Учебный план включает обязательные предметные области, индивидуальные коррекционные занятия, основные задачи их реализации.

Учебный план включает обязательные предметные области, индивидуальные коррекционные занятия, основные задачи их реализации.

Реализация индивидуальных коррекционных занятий осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность: количество часов должно быть не менее 3 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО.

Реализация индивидуальных коррекционных занятий осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность: количество часов должно быть не менее 3 часов в неделю в течение всего срока обучения на ступени НОО.

Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатываются на основе требований к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АООП НОО для СО и программы формирования УУД.

Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области разрабатываются на основе требований к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения АООП НОО для СО и программы формирования УУД.

Программа коррекционной работы , являясь частью АООП НОО, должна обеспечивать: осуществление индивидуально- ориентированной психолого-медико- педагогической помощи СО с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности СО на освоение ими АООП НОО.

Программа коррекционной работы , являясь частью АООП НОО, должна обеспечивать:

  • осуществление индивидуально- ориентированной психолого-медико- педагогической помощи СО с учетом их особых образовательных потребностей;
  • минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности СО на освоение ими АООП НОО.
Программа коррекционной работы должна содержать:   - систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения СО в условиях образовательного процесса, включающую их психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей; объем коррекционной поддержки, - мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения ими АООП НОО,

Программа коррекционной работы должна содержать:

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения СО в условиях образовательного процесса, включающую их психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей; объем коррекционной поддержки,

- мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения ими АООП НОО,

перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся и освоение ими АООП НОО; планируемые результаты коррекционной работы.
  • перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся и освоение ими АООП НОО;
  • планируемые результаты коррекционной работы.
Обобщенная оценка результатов освоения коррекционно-развивающей области и оценка личностных результатов учебной деятельности СО может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок.

Обобщенная оценка результатов освоения коррекционно-развивающей области и оценка личностных результатов учебной деятельности СО может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур, посредством использования метода экспертных оценок.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции слабовидящих путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрены: совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, привлечение различных организаций.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции слабовидящих путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрены: совместная деятельность с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, привлечение различных организаций.

Условия реализации АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей СО включают специальные требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям, в том числе к организации процесса обучения, пространства, временного режима, рабочего места, техническим средствам комфортного доступа, техническим средствам обучения, учебникам, учебным принадлежностям, дидактическому материалу и наглядным пособиям.

Условия реализации АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей СО включают специальные требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям, в том числе к организации процесса обучения, пространства, временного режима, рабочего места, техническим средствам комфортного доступа, техническим средствам обучения, учебникам, учебным принадлежностям, дидактическому материалу и наглядным пособиям.

Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность: расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; учета особых образовательных потребностей, характерных для категории обучающихся и для отдельных групп слабовидящих;

Организация создает условия для реализации АООП НОО, обеспечивающие возможность:

  • расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; учета особых образовательных потребностей, характерных для категории обучающихся и для отдельных групп слабовидящих;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, тифлотехнических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям слабовидящих; эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при поддержке педагогических работников.
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, тифлотехнических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям слабовидящих;
  • эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при поддержке педагогических работников.
Требования к кадровым условиям Педагогические работники образовательной организации – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед.

Требования к кадровым условиям

Педагогические работники образовательной организации – учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель адаптивной физической культуры, учитель иностранного языка, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение слабовидящих в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, психологами, медицинским персоналом (в том числе врачом - офтальмологом, сестрой-ортоптисткой).

Психолого-медико-педагогическое сопровождение слабовидящих в процессе освоения АООП НОО осуществляется в урочной и внеурочной деятельности и реализуется командой специалистов: педагогами, психологами, медицинским персоналом (в том числе врачом - офтальмологом, сестрой-ортоптисткой).

И еще несколько фактов… 1) Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышения квалификации в области тифлопедагогики. 2) Обучение СО осуществляется только в первую смену. 3) Тифлопедагог - педагог, работающий с детьми, лишёнными зрения или имеющими его нарушения.

И еще несколько фактов…

1) Руководящие работники (административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь документ о повышения квалификации в области тифлопедагогики.

2) Обучение СО осуществляется только в первую смену.

3) Тифлопедагог - педагог, работающий с детьми, лишёнными зрения или имеющими его нарушения.

4) Образовательная организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров. 5) При выполнении СО итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

4) Образовательная организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров.

5) При выполнении СО итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

6) Результаты освоения СО программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. 7) Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.

6) Результаты освоения СО программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

7) Требования к результатам освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО (личностным, метапредметным, предметным) полностью соответствуют требованиям к результатам, представленным в ФГОС НОО.

Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей 1. Рабочее место СО располагается в центре класса, на первой–второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением. 2. Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются СО.

Рекомендации для педагогов по профилактике и преодолению трудностей

1. Рабочее место СО располагается в центре класса, на первой–второй парте. Лучше, если оно будет оснащено дополнительным освещением.

2. Педагогу рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются СО.

времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. " width="640"

3. Темп работы СО замедлен, поэтому следует давать времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

4. Смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз. 5. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко и конкретно, чтобы была возможность осознать их и вдуматься в содержание (дать 1–2 мин на обдумывание).

4. Смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

5. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко и конкретно, чтобы была возможность осознать их и вдуматься в содержание (дать 1–2 мин на обдумывание).

6. При проведении занятий создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

6. При проведении занятий создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

7. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина должна быть 8. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

7. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина должна быть

8. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

9. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как СО требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

9. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как СО требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

10. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: младшего школьного – 6–7 объектов. 11. Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

10. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: младшего школьного – 6–7 объектов.

11. Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева. 13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2–3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

12. На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, а переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева.

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2–3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14. Поскольку у СО преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в 2 раза (по сравнению с нормой).

14. Поскольку у СО преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в 2 раза (по сравнению с нормой).

15. При выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания, т. к. у СО замедленный темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью. 16. Нужно давать СО возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.

15. При выполнении графических заданий должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания, т. к. у СО замедленный темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью.

16. Нужно давать СО возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал.

Вывод: Итак, знание психолого-педагогических особенностей СО позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, перцептивные потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению СО.

Вывод:

Итак, знание психолого-педагогических особенностей СО позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, перцептивные потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению СО.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!