СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение смысловому чтению. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о стратегиях смыслового чтения на разных этапах работы с текстом на примере темы "Радужное питание".

Просмотр содержимого документа
«Обучение смысловому чтению. Из опыта работы.»

ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Г.В. Кухтинова,

учитель английского языка

МБОУ «Гимназия №9» г. Шадринска


Читать – еще ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чем главное дело. 

К.Д.Ушинский.

Если вы спросите современного школьника, умеет ли он читать, то ваш вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по-разному. Можно читать, механически воспроизводя содержание, сюжет произведения, обращая внимание только на факты. Но такой тип чтения можно использовать только при поисковом (выборочном) чтении. Такое чтение не отвечает требованиям к метапредметным результатам, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

Ведущая роль в новом стандарте отводится метапредметным умениям работы с разными текстами. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. При смысловом чтении из текста извлекается подтекстовая и концептуальная информация.

Согласно требованиям ФГОС на всех уроках школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:

– ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

– поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Доказано, что если ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, соответственно, письменная.

При обучении иностранному языку, чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности, занимающий ведущее место среди остальных видов речевой деятельности по своей важности и доступности. Оно выполняет сразу несколько функций, поэтому в процессе обучения ему должно уделяться особое внимание.

Существует понятие «стратегии смыслового чтения», то есть различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Работа с любым текстом предполагает три этапа: предтекстовый, текстовый, и послетекстовый. В зависимости от цели на каждом этапе используются разные стратегии.

Формировать навык смыслового чтения на уроках английского языка я начинаю с прочтения и анализа заданий, данных к упражнениям, инструкций и памяток, которые напечатаны почти в каждом уроке современного учебника английского языка. Ведется кропотливая работа по развитию умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, по развитию понимания смысла задания. Использую различные стратегии на разных этапах чтения текста.

Так, на предтекстовом этапе обучающиеся прогнозируют содержание текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания, слушают музыку и мысленно представляют себе или себя в данной ситуации. На данном этапе я использую разные виды приема антиципации, то есть предугадывания содержания: посмотрите на картинку, прочитайте заглавие, послушайте музыку и подумайте, что это может означать; подумайте и напишите 2-3 вопроса к тексту, ответы на которые вы предполагаете найти в нем; попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы; прочитайте первый абзац и подумайте, что произойдет дальше, каков замысел автора; какое слово пропущено в этом предложении.

На текстовом этапе обучающиеся многократно возвращаются к тексту, используют опоры в тексте и обращаются к словарю для полного понимания деталей содержания и смысла текста. На данном этапе развиваются коммуникативные умения. Этот этап самый продолжительный по времени и может включать множество заданий, направленных на проверку и понимание прочитанного. После прочтения одного или нескольких абзацев текста, можно провести такие упражнения, как: прочтите, чтобы выяснить (нужно ответить на поставленный вопрос, подтвердив словами из текста), найдите соответствие предложений или частей предложения пропускам в тексте, тест на множественный выбор, прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования; прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем; используйте слова из текста, чтобы заполнить таблицу; прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования; выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…; прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями; подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким образом, для этого определите микротему каждого абзаца.

На послетекстовом этапе происходит информационная переработка текста с целью ее присвоения. Учащиеся возвращаются к тексту, чтобы выбрать информацию и языковые средства, необходимые для оформления устного речевого высказывания. Выполняются такие упражнения, как: используя материал текста, ответьте на вопросы; используя факты из текста, расскажите о …; перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания; продолжите рассказ, используя данные слова; выразите свое отношение к прочитанному; прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него; составьте аннотацию к тексту, приведите свои примеры и прокомментируйте их.

В своей работе я использую серию УМК «Английский в фокусе» авторов Ю.Е. Ваулина, Д. Дули и др. Приведу пример работы с текстом «Rainbow of food» (Радужное питание).

1 этап – повторяем слова, обозначающие овощи и фрукты, соотносим слова и картинки, вспоминаем какого они цвета и выстраиваем радугу. Попутно вспоминаем, какие из этих слов исчисляемые, какие нет, множественное число. Какие фрукты и овощи дети предпочитают и в каком виде. До чтения текста отвечаем на вопросы (верно-неверно), заполняя 1 колонку таблицы (Работа в парах или группах). Я читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Дети обсуждают ответы в группах. Если верят, то во второй строке ставят знак «+», если нет, то «-».

Вопросы:

1 …фрукты и овощи укрепляют иммунитет? 2…фрукты и овощи красного цвета дают человеку дополнительную энергию? 3…ананас помогает держать ваши эмоции под контролем? 4…горсть изюма заменяет таблетку снотворного? 5…бананы помогают сосредоточиться при выполнении умственной работы? 6…для поднятия настроения нужно съесть зеленое яблоко? 7…в лимоне много витамина В? 8. ... сливы имеют омолаживающее действие? 9. ...овощи и фрукты оранжевого цвета богаты витамином А? 10…инжир, чернослив, свекла стимулируют творческие способности человека?

2 этап – читаем текст и возвращаемся к вопросам, проверяем на правильность. Можно продолжить изучение текста, используя прием «Инсерт». Этот прием работает на стадии осмысления. Потому что для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Итак, читаем текст еще раз, делая пометки на полях. Вносим записи в таблицу.

1 колонка - то, что вы уже знали.

2 колонка – что для вас является новым

3 колонка – что противоречит тому, что вы уже знали

4 колонка – по какому вопросу вы хотели бы получить больше информации

Теперь мы обсудили еще раз весь текст, накопили и проговорили всю новую информацию, повторили уже усвоенную. Таким образом, мы прошли путь от «старого» знания к «новому».

3 этап – составляем кластер или синквейн.

Итак, обучение стратегиям смыслового чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, помогает обучающемуся овладевать искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Согласно ФГОС обучающийся должен не только владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовать их в разнообразных ситуациях, уметь и хотеть учиться всю жизнь.

Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Владение навыками смыслового чтения позволяет добиваться этого результата.

Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Это и является основной задачей учителя на уроке английского языка. И в силах учителя сделать так, чтобы этот труд был для учащихся наиболее интересным и эффективным.

Согласно ФГОС педагоги должны учить детей смысловому чтению, умению работать с информацией в текстах различного содержания. Только тогда выпускник сможет смело смотреть в будущее, стать полноценным членом современного информационного общества и реализовать свой человеческий потенциал.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!