СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование стратегий смыслового чтения в работе с детьми». Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в работе с детьми стратегий смыслового чтения позволяет решать вопросы приобщения ребёнка к чтению и обучения ему как общеучебному умению, как способу работы с информацией и как средству воспитания и развития личности, что отвечает целям и задачам, поставленным ФГОС.

Просмотр содержимого документа
««Использование стратегий смыслового чтения в работе с детьми». Из опыта работы»

Опыт работы Каратаевой Марины Николаевны

««Использование стратегий смыслового чтения в работе с детьми»


Современные педагогические технологии работы с текстом: технология критического мышления и технология продуктивного чтения

технология критического мышления

технология продуктивного чтения

Вызов
· актуализация имеющихся знаний;
· пробуждение интереса к получению новой информации;
· постановка учеником собственных целей обучения.

До чтения текста  Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию… А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.

Осмысление
· получение новой информации;
· корректировка поставленных учеником целей обучения.

Во время чтения текста

Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы. Проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация.

Рефлексия 
· размышление, рождение нового знания;
· постановка учеником новых целей обучения.

После чтения  Беседуем и уточняем позицию автора.

ЧЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ? Работа с текстом в примерных программах представлена в трех разделах:

  1. Поиск информации и понимание прочитанного.

  2. Преобразование и интерпретация информации.

  3. Оценка информации.


Что такое стратегия?

  • Стратегия – это способ приобретения, сохранения и использования информации.

  • Основное условие отнесения действия к стратегиям – наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.

  • Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий.

Этапы работы с текстом – виды стратегий

Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Рассечение вопроса» 

Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый результат.

Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок (попеременное чтение)», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками»

Стратегии послетекстовой деятельности: «Отношения между вопросом ответом», «Вопросы после текста («Таксономия Блюма»)», «Тайм-аут», «Проверочный лист».


Русский язык

Мозговой штурм. 

Цель – актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к тексту.

Ход работы. 

Сегодня мы будем обсуждать тему «Причастие как часть речи».

Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Что вы знаете по этой теме?

Записываем ассоциации, факты.

Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. Что нового мы узнали из текста?

Использование стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.


 Глоссарий.  Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. 

Ход работы. Мы будем читать информационный текст (название). Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.


Причастие

Склонение

Возвратность

Род

Числительное

Морфология

Синтаксис

Окончание

Падеж

Фонетика

Прилагательное

Глагол

Дополнение

Сказуемое

Определение

Признак предмета по действию

Признак предмета

Орфоэпия

Число

Падеж

Время

Определяемое слово

Зависимое слово

Инфинитив

Совершенный вид

Несовершенный вид

Морфологические признаки

Суффикс

Местоимение

Союз

Обстоятельство



Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.

Послетекстовая стратегия.

Ориентиры предвосхищения. 

Цель –  актуализировать предшествующие знания и опыт, имеющие отношение к тексту.

Чтение с карандашом


До чтения

Суждения в тексте

После чтения текста

Что знаю по теме

читаю

Что изменилось в моём знании до чтения

1.



2.



3.



и т.п.



Ход работы. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (v).

Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните. Почему это произошло (послетекстовая стратегия).











Работа с опорными схемами

Составление устного текста по опорам и ключевым словам.


(Также можно работать по опоре, приступая к изучению темы. Удобно работать таким образом с теми ребятами, которые «хорошо» забыли материал).

Здесь уместны и такие стратегии как «толстые» и «тонкие» вопросы.



«Рассечение вопроса» (работа с заглавием)

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

- О чём, как вы думаете пойдёт речь в тексте? (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», И. С. Тургенев «Бирюк»)



Стратегии текстовой деятельности

  1. «Чтение в кружок».

  • попеременное чтение по абзацам,

  • по одной копии текста,

  • слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает, слушающие – поправляют.

  1. «Чтение про себя с вопросами».

  • Информационный текст;

  • Чтение первого абзаца и вопрос группе, остальные отвечают.

  • Можно работать в паре: один читает, задаёт вопросы – другой отвечает. Меняются ролями.

  1. «Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)»

  • Любой вид текста.

  • Чтение части текста и ответы на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка.

  • Прогнозирование содержания последующего, т.е. проверка своей гипотезы.

  • Вопросы к тексту оказываются проблемными, требующими рассуждения: почему? Зачем? Каким образом? (тексты повествование или рассуждение)

  1. «Чтение про себя с пометками»

  • сложные научные тексты;

  • цель: понимание прочитанного и критический анализ.


+ понял

– не понял

? надо обсудить




Или


+

Согласен

Не согласен

?

Надо обсудить




Послетекстовая деятельность


«Отношения между вопросом и ответом»


Где ответ?


В тексте

В голове читателя

В одном предложении

В разных частях текста

Автор и я

Только я





Найди точный ответ

Соедини вместе, составь ответ

Соедини вместе, составь ответ

Найди ответ в своей голове


«Вопросы после текста»

(«толстые» и «тонкие»)

Проверка:

  • Вопросы к фактической информации;

  • Вопросы к подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

  • Вопросы к концептуальной информации, находящейся за пределами текста, имеющей отношение к её использованию.

  • Вопросы оценочные, рефлективные, связанные с критическим анализом текста.



Работа с объёмным текстом

«Соревнуемся с писателем»


Цель. Мотивировать на прочтение книги.

Задание:

  • Спрогнозировать содержание книг, просмотрев иллюстрации.

  • Прочитать книгу и оценить насколько свой вариант соответствует авторскому.


«Список тем книги»


Цель. Обучать интерпретации текста, обобщать содержание и формулирование концептов книги в виде списка тем.

  1. Выбор тем из списка, которые близки к личностной интерпретации текста.

  2. Добавление своих тем и объяснение своего выбора:

  • Любовь и ненависть

  • Легкомысленные поступки и их последствия

  • Предательство и ложь

  • Страдания и печали

  • Искусство и ремесло

  • Отцы и дети и т.д.

  1. Выбор учащихся одной из тем для обсуждения.

  2. Представление её, с аргументацией из книги.

  3. Остальные задают вопросы, соглашаются или нет с точкой зрения выступающего.


Такая работа ведётся по подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.


Работа с текстом ЕГЭ, задание 1.


    1. Чтение текста с карандашом. Выделение ключевых слов.

    2. Определение основной мысли текста.

    3. Сопоставление выделенной мысли с предложенными вариантами



  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. – Дидро Д.

  • Каждую книгу нужно уметь читать. – Б. Паскаль






Рекомендую прочитать

  1. Н.Н. Сметанникова. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя — М., 2011

  2. Чтение в составе универсальных учебных действий (статья) // «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова, Москва, 2010

Полезные ссылки

  1. Вебинар «Реализация междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» в практике уроков в условиях введения ФГОС» http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=1435

  2. Технология продуктивного чтения http://www.school2100.ru/school21


7