Просмотр содержимого документа
«Обучение смысловому чтению на уроках английского языка»
Обучение смысловому чтению на уроках английского языка
Кухтинова Галина Васильевна
Учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №9»
Читать – еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
К. Д. Ушинский
Смысловое чтение – вид чтения, направленное не только на понимание читающим смыслового содержания текста, но и на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного.
В процессе смыслового чтения происходит интерпретация содержания текста, наделение его собственным смыслом.
Стратегии смыслового чтения предтекстовый этап
- «Ориентиры предвосхищения содержания» (верно-неверно, согласен-не согласен)
- «Мозговой штурм» (Ассоциации по поводу заявленной темы)
- «Глоссарий» (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
- «Предваряющие вопросы» (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
- «Рассечение вопроса» (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия)
- «Прогноз и впечатления» (Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)
Стратегии смыслового чтения текстовый этап
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение)
- «Чтение в парах»
- «Чтение с пометками»
v Знакомая информация
+ Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
- «Чтение с вопросами»
- «Чтение с остановками»
- «Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).
- «Преобразование текста в таблицу»
- «Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)
- «Кластер»
Стратегии смыслового чтения послетекстовый этап
- «Отношение между вопросом и ответом»
- «Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста)
- «Ромашка Блума»-(шесть лепестков-шесть типов вопросов)
-простые (Кто? Когда? Где? Как?)
-уточняющие (Правильно ли я понял..?)
-практические (Как можно применить..? Что можно сделать из..?)
-интерпретационные (Почему?)
-творческие (Что будет, если..?)
-оценочные (Как вы относитесь ?)
- «Взаимовопросы»
- «Синквейн» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)
- «Сводные таблицы»
- « Задание на соотнесения» (между вопросом и утверждением; части текста с картинкой)
- «Верно, неверно, нет информации»
- «Проверочный лист»
- «Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)
- «Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений)
Rainbow of food (Радужное питание)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вопросы: Верите ли Вы, что…
- … фрукты и овощи укрепляют иммунитет?
- … фрукты и овощи красного цвета дают человеку дополнительную энергию?
- … ананас помогает держать ваши эмоции под контролем?
- … горсть изюма заменяет таблетку снотворного?
- … бананы помогают сосредоточиться при выполнении умственной работы?
- … для поднятия настроения нужно съесть зеленое яблоко?
- … в лимоне много витамина В?
- ... сливы имеют омолаживающее действие?
- ... овощи и фрукты оранжевого цвета богаты витамином А?
- … инжир, чернослив, свекла стимулируют творческие способности человека?
Обучение стратегиям смыслового чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; помогает учащемуся овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Согласно ФГОС учащийся должен не только владеть суммой знаний по предмету, но и успешно использовать их в разнообразных ситуациях, уметь и хотеть учиться всю жизнь.
Согласно ФГОС педагоги должны учить детей смысловому чтению, умению работать с информацией в текстах различного содержания. Только тогда выпускник сможет смело смотреть в будущее, стать полноценным членом современного информационного общества и реализовать свой человеческий потенциал.
Спасибо за внимание!