СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение учащихся умению учиться

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся умению учиться»



ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ УМЕНИЮ УЧИТЬСЯ




























Оглавление


Введение 3

1 Теоретические аспекты актуальности музыкального образования 4

1.1 Воздействие музыки на человека 4

1.2 Методики обучения умению учиться 10

2 Обучение умению учиться особенности в музыкальной школе 20

2.1 Проблемы мотивации обучения в музыкальной школе 20

2.2 Повышение мотивации учащихся музыкальных школ 27

Заключение 37

Список использованной литературы 41



Введение


Мотивация обучающихся к исполнению на музыкальном инструменте является одной из основных целей учебно-воспитательного процесса. Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» – двигать, толкать, приводить в движение.

Мотивация в широком смысле слова – это побуждение к действию. Более конкретный смысл слова можно сформулировать как: динамический психофизиологический процесс, управляющий поведением человека и определяющий его организованность, направленность, устойчивость и активность. В узком смысле слово «мотивация» – это исследование мотивов, предполагающее подробное изучение и анализ причин, объясняющих предпочтения одних видов деятельности другим.

Мотивация – сама по себе уже важная цель обучения, наряду с общеэстетическим воспитанием. Дело в том, что обучающиеся в силу детского возраста и сравнительного небольшого жизненного опыта, слабо представляют себе конечную цель обучения и не могут чётко сформулировать маршрут личностного профессионально-музыкального роста. Именно для помощи в этих вопросах необходимо заниматься мотивационной деятельностью.

Целью работы является изучение вопроса обучения умению учиться.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

- изучить вопросы актуальности музыкального образования;

-изучить порядок обучения умению учиться.



1 Теоретические аспекты актуальности музыкального образования


1.1 Воздействие музыки на человека


О воздействии музыки на человека говорилось во все времена. Музыка играет в жизни человека важную роль. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека. Еще во времена древних мыслителей существовало твердое убеждение, что музыка способствует разностороннему развитию личности. Вероятно, по этой причине все известные исторические личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только в древнем Риме и древней Греции, но также и на древнем Востоке, в Старом и Новом свете. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух.

В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась для лечения нервных расстройств. О роли и влиянии музыки на человека задумывались и древние греки. Для Аристотеля, Платона, пифагорийцев — музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера. В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. В XVII — XVIII веках в трудах музыкантов философов (среди которых можно назвать Кунау, Кирхера, Маттесона). Немецкий теоретик Атаназиус Кирхер так объяснял природу музыкальных вкусов с точки зрения их соответствия природному темпераменту человека и считал, что меланхолики любят серьезную не прерывающуюся грустную гармонию, сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоничным движениям стремятся холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса. В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций. В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Большая заслуга в этом направлении принадлежит В. М. Бехтереву. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека. Во второй половине XX века музыка начала применятся, как самостоятельный вид терапии (музыкотерапия) в разных странах.

В России, в начале XX века, большое количество работ по музыкальной психологии выходят у Теплова Б. М. и Выготского Л. С. Сегодня музыкальное образование является не обязательным, да и не таким престижным, как в прошлом. Раньше было принято массово отдавать детей в музыкальные школы: музыкальному воспитанию придавалось очень большое значение. Сейчас приоритеты немного сместились, и обучение музыке считается скорее прихотью, чем необходимостью. А зря: музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития. Естественно не все дети по окончании «музыкалки» выберут профессию музыканта. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет. Это обычные ученики, которые без энтузиазма посещали музыкальную школу, а педагоги держали таких детей ради дополнительной нагрузки. Родителям может показаться, что годы, проведенные в музыкальной школе, прошли даром. На самом деле музыкальное образование — это не только обучение игре на определенном инструменте, но и развитие логики, памяти и усидчивости. Но как музыка может развивать логику и умственные способности? В наш век цифровых технологий, переизбытка ненужной информации теле, радио вещания, интернета, социальных сетей, развлекательная индустрия, рассчитана на нетребовательный вкус потребителя. Тех, кто стоит во главе коммерческого развлекательного рынка волнуют лишь деньги. Идет процесс насильственного насаждения дурного вкуса. В 21 веке, слишком мало времени уделяется развитию духовного мира молодого подрастающего поколения. Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одаренных музыкантов незаурядных способностей вообще. Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одаренных детей и общеобразовательные школы, а между ними — детские музыкальные школы (ДМШ) общего музыкального образования и школы искусств (ДШИ). Их назначение — общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же задача ДМШ состоит в том чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения. Музыкальное воспитание — одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие, усидчивость, отличную координацию движений, что пригодиться не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности.

Музыкальное искусство — наиболее действенное средство эстетического воспитания. Но не только это. Например, художественные учебные заведения — необходимое дополнение к общему образованию, которое способствует гармоническому развитию личности. Поэтому в нашей стране огромное количество не только музыкальных школ, но и школ искусств. В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Цель — сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией, но и всех, кто обучается в школе. Ведь серьезное музыкальное воспитание должны получать и средние дети, поскольку каждый из них может стать подлинным любителем музыки — слушателем, участником музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил: «главной задачей массового музыкального воспитания… является… не сколько обучение музыки само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» [1, С 7]. Направление работы музыкальных школ связано с: развитием музыкальных творческих способностей учащихся, развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, возможностями различных видов музыкальной деятельности в развитии учащийся. В методику музыкального воспитания входит совершенствование форм учебно-воспитательного процесса музыкальной школы: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная работа (концерты, конкурсы, праздники и др.). Это важно для всестороннего развития учащихся и формирования их духовной культуры. Воспитание и обучение начинаются уже с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Вид помещений, манера общения — уже оказывают большое влияние на поведение ученика. Известно, что уроки в детских музыкальных школах начинаются и кончаются не по звонку, но их точное начало является важным компонентом воспитания у ученика дисциплины и организованности. Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно — выбор репертуара. По мнению многих педагогов, хорошо составленный репертуар — важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен, стран и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям, индивидуальная направленность репертуара — все это благоприятно сказывается на результатах не только общемузыкального и технического, но и культурного развития ученика. Но достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств — внимания, сосредоточенности, настойчивости и многих других. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремленность — способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика.

Дети, которым удается своевременно организовать время и дисциплинировать внимание, значительно опережают в успехах детей, более одаренных, но недостаточно организованных и не обладающих необходимыми волевыми качествами, ни достаточно дисциплинированным вниманием. В связи с этим и вопрос о возрасте, с которого надо начинать обучение детей музыке, необходимо связывать с удовлетворительными предпосылками волевых качеств, свойств характера, организованности, загруженности ребенка и меньше — с физическим и умственным развитием. Не умение читать, а умение быть внимательным; ни количество стихов, которые заучил ребенок имеет значение, а его активность (но не возбужденность), его собранность. Именно эти признаки (при наличии музыкальных данных) должны быть решающими при определении возраста, подходящего для начала обучения. Учебно-воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДМШ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания, а также нормами общения с ней (слушание, разбор, исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Знания о музыке играют очень большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. Система музыкального воспитания детей и молодежи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всем ее разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

1. Расширение музыкального кругозора.

2.  Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

3. Воспитание воли и характера.

4.  Воспитание интереса к творческому труду и умения работать.

5. Воспитание актуальности и дисциплины.

6 Воспитание изящества и благородства жестов и осанки.

7. Воспитание уважения к старшим и чувства товарищества.

8. Воспитание культуры речи.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на развитие музыкального вкуса, аналитического мышления и общего музыкального развития ребенка. Занятия музыкой позволяет развиваться ребенку сбалансировано. В современном мире на молодой, не обладающий достаточным жизненным опытом ум подростка и ребенка, обрушивается колоссальный поток информации. Ребенок постигает мир посредством телевизора, компьютера, в то же время его эмоциональный внутренний мир очень сложен и многогранен в таком молодом возрасте. Музыка позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Ребенок лишённый необходимого эмоционального образования, вполне возможно, разовьётся в холодную замкнутую личность.


1.2 Методики обучения умению учиться


Мотивация обучения в музыкальной школе является важной задачей, которую вынуждены решать преподаватели, а также и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда не придётся уговаривать его не бросать музыку. Основное условие успешного обучения – мотивация учения. Мотив (от латинского – «приводить в движение, толкать») – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности. Сейчас существует проблема с набором учащихся в музыкальную школу, что вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных, наблюдается снижение мотивации к игре на музыкальном инструменте, снижение общего интереса родителей к обучению детей в музыкальной школе. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению . Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно-технический прогресс, телевидение и интернет, пропаганда гламурного образа жизни, - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Демотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем ребенка, предоставляя ему свободу выбора и действий. В настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых подходов, методик преподавания для увеличения интереса учащихся к обучению, повышения их уровня мотивации. Многие дети бросают музыкальную школу, проучившись в ней 2-3 года. Повышать учебную мотивацию – значит организовывать учебный процесс так, чтобы у обучаемых появлялось желание учиться и самосовершенствоваться. Для этого нам, преподавателям, нужно знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся, искать различные формы развития музыкальных способностей, искать способы заинтересовать детей музыкальным искусством, удержать в музыкальной школе. Для формирования устойчивого интереса к обучению в ДМШ нужно сделать так, чтобы все наши ученики как можно раньше получили всё необходимое для практического музицирования и как можно легче и быстрее преодолеть препятствия на пути к нему.

Дети, рождённые в XXI веке, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. Занятия с детьми - Это каждодневный, кропотливый, достаточно сложный труд, к каждому ребёнку требуется свой подход, свой волшебный ключик, чтобы раскрыть его, разить всё лучшее, что в нём есть, а всё, что не столь нужно для музыки, (скажем так), отодвинуть на задний план. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

Очень важен начальный период, который как бы вводит в обучение, он необходим. Проблема в том, что дети , начиная заниматься музыкой и сталкиваясь со сложностью освоения инструмента, часто от музыки уходят. Период вводящий позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться с помощью инструмента. С первых уроков ребёнок держит инструмент, но не общается напрямую нотами, (Ястребов Книга о Бесфамильнове ) Ребёнка можно учить с рук, а начальном этапе, задача наша преп. - постоянно мотивировать ребёнка к занятиям музыкой, к обучению музыке А лучшая мотивация - когда у ребёнка получается сразу. и всё. Нельзя обходить стороной этот метод обучения. Знаменитый талантливейший музыкант советсякий и укр. баянист Влад.Вдад. Бесфамильнов уже в юном возрасте делел потрясающие успехи играл сложные произведения, пьесы Крейслера,Итал. полькуя.не зная нот, его учил отец с рук, по слуху, вводил в мир музыки . Это обучение настолько эффективно на нач. этапе, что он, как талантливый человек, сделал выдающиеся успехи и за короткий срок сделал потрясающие успехи и выступал в цирке. Методика Баха, Куперена основана именно на этом они прежде всего учились не нотной грамоте, а импровизации, сочинению, а ноты были лишь средством для записи сложной композиции, как инструмент, который должен появиться в определённый период обучения. Методы и формы ведения урока должны быть направлены на раскрепощение ребёнка: придать ему веру в свои возможности, помочь легко и незаметно преодолеть трудности обучения, воспитать стремление играть лучше, узнать больше. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей, их муз. данных, возможностей развития. приобретённых знаний.

Подбором по слуху следует заниматься как в донотный период, так и параллельно с изучением музыкальной грамоты, на протяжении всех лет обучения. Подбор по слуху активизирует слуховой опыт ребенка, «развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга» (С. Савшинский). Подбор по слуху развивает мелодический, гармонический и внутренний слух учащегося; способствует лучшей организации движений и уверенности в концертных выступлениях; повышает интерес к домашним занятиям. Часто детям нравится подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым. Важно, чтобы содержание музыки было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. , в этом помогает применение игровых приёмов, Образных рассказов о музыке, стиле и жанре исполняемого произведения, о композиторе, о том времени,когда было написано произведение. Ученику будет интересно услышать яркое, выразительное исполнение произведения педагогом. Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С Для более эффективной работы необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Родителям необходимо довести до сознания ребёнка, что он начал заниматься серьёзным делом, требующим способностей, внимания, терпения, трудолюбия.

Родители должны знать все особенности системы обучения в ДМШ, иногда на нач. этапе необходимо присутствие на уроках родителей, бабушки... ведь ребёнок может что-то забыть, не понять.. Дома необходимо создать соответствующую обстановку, чтобы ничто не отвлекало от занятий, ведь основная работа проводится дома и часто причина неудач - в домашних занятиях и родители должны это понимать и стараться помочь ребёнку организовать режим дня,преподаватель должен объяснить, как правильно и эффективно помочь ребёнку в организации домашних занятий.Ребёнок работает с большим желанием, если видит, что к его труду родители проявляют интерес и заинтересованы в его обучении в музыкальной школе, что для них это очень важно. Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее. Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе). На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа). Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения. Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности. Роль музыкальных конкурсов Часто стимулом для работы является возможность участия в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая цель - то для её достижения необходимо найти силы и время, побороть лень. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, а также расширяет репертуар, укрепляет сценическую выносливость, становится праздником. После конкурса часто появляется желание заниматься, наблюдается прогресс, лучшие результаты работы. Роль отношений учителя с учениками Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя. В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.

Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону. Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме. Поддержание положительной мотивации в подростковый период Часто мотивация к обучению снижается в подростковый период. Психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода - чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. В этот период усиливается интерес к окружающему миру, увлечённость общения со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл. В подростковый период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность. Идет процесс осознания личностной значимости взаимодействия с музыкой. Только в подростковом возрасте дети начинают осознавать свои потребности, которые привели их в музыкальную школу. Необходимо более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития, включая в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка. На занятиях использовать многообразные творческие формы, например, игру в ансамбле, под фонограмму, подбор по слуху, пение под собственный аккомпанемент. Также привлечение детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте. Значение выбора педагогического репертуара Важное значение в поддержании положительной мотивации имеет правильный выбор , а также расширение и обновление педагогического репертуара. Благодаря ресурсам Интернета педагог может найти разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки. Специальные сайты Интернет - магазинов позволяю получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах. В ресурсах Интернета имеются нотные архивы, через которые можно заказать платно или бесплатно необходимые вам сборники нот, ноты отдельных музыкальных произведений, поэтические тексты хоровых и вокальных сочинений. В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проекта. Огромные базы данных Интернета постоянно и регулярно пополняются и обновляются. Для педагогов — музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска, освобождает нашу деятельность от постоянной нехватки нотного материала.

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических и народных инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму «-1». Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чем свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян-mix». Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга». Задача преподавателя - познакомить учащихся с качественными образцами эстрадной музыки,развивая музыкальный вкус, раскрывая творческий потенциал. Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса, а также показывает, что баян и аккордеон не отжившие свой век инструменты, они способны занять свое место в современном звучании музыки и сочетаться с современными стилями и направлениями. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. Появился репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» Часть 2; А. Новоселов «Играем с удовольствием»), способствующий решению вышеуказанных задач. Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид музицирования вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, ребенок приобщается к творческому процессу. Играть под фонограмму можно на протяжении всего времени обучения в школе. Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха. Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, т.к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом, а также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно. Игра под фонограмму доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива. Заключение Целью обучения детей в ДМШ является подготовка в большинстве своём любителей музыки, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать, выучить , владеть инструментом, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Одной из главных задач педагога является поддержание устойчивого интереса к любимому предмету, ведь когда учебный предмет представляется маленькому человеку важным и значительным, он с особым увлечением занимается им, стараясь глубоко и основательно изучить все стороны интересующей области знаний и если задача интересна ребенку, она поглощает его целиком, всю его личность, просто отключая его от всего остального.

Познавательный интерес учащегося представляет собой важный фактор мотивации к обучению, в то же время являясь жизненно-необходимым пунктом в становлении личности.

Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению, оказывается несомненное влияние на развитие личностных качеств учащихся, умение находить в музыкальном искусстве средство гармонизации своего внутреннего мира. Наш ученик, ребёнок, дарит нам своё время - невосполнимый отрезок жизненного пути, его родители доверили нам самое драгоценное, что у них есть. Как распорядиться временем нашего ученика, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, решать учителям.

2 Обучение умению учиться особенности в музыкальной школе


2.1 Проблемы мотивации обучения в музыкальной школе


В концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что «в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

Обучение учащихся на современном этапе развития отечественного образования осуществляется не только в школах общеобразовательного типа, но и в учреждениях дополнительного образования. Федеральные Государственные Требования для учреждений дополнительного образования к содержанию, условиям и структуре реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара» являются обязательными для детских школ искусств, образовательных учреждений профессионального образования, имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности. На данный момент в музыкальной педагогике начинает происходить обоснованная условиями времени смена привычных приоритетов, классических методов работы с ребенком, которые считаются надёжными и естественными, как мир. Данный процесс сопровождается не только заменой классических педагогических технологий на современные. Это еще и замена технократических отношений в системе «учитель — ученик» на гуманистические; переход от авторитетной позиции преподавателя к сотрудничеству с учащимися, как активными субъектами образовательного процесса.

Слово «мотивация» образовано от глагола «movere» — «двигать». Учебная мотивация — это процесс, который «запускает», направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. . Мотивация к музыкальной деятельности — это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности [Э.Р.3]. Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек «имеет в самом себе»: уверенность в своих силах, удовлетворение от своего труда. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (желание получить вознаграждение, избежать наказания и прочее). Внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества. [5)] Занятие на гитаре имеет яркое проявление внутренней и внешней мотивации. Владение гитарой помогает «показать себя» среди окружающих и получить огромное душевное благополучие В настоящее время все более возрастает интерес обучения игре на гитаре и увеличивается число желающих заниматься на этом инструменте. Гитара становится все более популярной. Большой приток учащихся в ДШИ должен был бы вызвать рост уровня исполнительского мастерства. К сожалению, уровень игры остается невысоким. Причиной тому являются требования ФГТ к предмету «гитара». В данной ситуации важным является мотивация детей к обучению игры на гитаре, где мотиватором выступает преподаватель по классу гитары. Все мотивы к обучению игры на гитаре можно разделить на группы:

-Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Познавательный интерес детей, потребность в интеллектуальной активности, овладение новыми умениями, навыками и знаниями

- Мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми. Оценка и одобрение, желание занять определенное место в общественных отношениях.

С целью преодоления выявленных проблем, связанных с мотивацией обучающихся в классе гитары ДШИ были сформулированы следующие рекомендации: Систематические беседы с учеником о структуре учебного процесса, его специфике, трудностях и способах их преодоления. Систематическая оценка успешности выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития исполнительских навыков каждого ученика.

Организация участия обучающихся в творческих конкурсах. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам, связанных с мотивацией исполнительской деятельности. Встречи с профессиональными музыкантами. Участие в мероприятиях общеобразовательной школы. Организация внутренних конкурсов. Например, конкурс рисунков, фотографий, роликов, эссе, песен «Я и моя гитара», «Я — гитарист XXI века. Развитие мотивации — важнейшая задача музыкально-образовательного процесса. Сумев заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, отпадут проблемы мотивации к обучению игре на гитаре, и труд станет потребностью для ребенка. Для успешного решения проблемы внутренней и внешней мотивации учащихся необходимо учитывать психологические особенности каждого учащегося. «Хочется делать то, что получается делать». Творческие задания, игровые ситуации, разнообразный репертуар, создание ситуации успеха — залог активной учебной деятельности. Ребенок начинает хотеть играть, потому что это легко и радостно. Чтобы ребёнку было интересно, необходимо включать в процесс обучения игровые элементы, творческие задания, подбирать репертуар в соответствии со склонностями ученика. Далеко не последнюю роль в формировании яркого оригинального репертуара способны сыграть пьесы, написанные современными композиторами в разных стилях: блюзы, рэгтаймы, буги-вуги, рок-н-роллы, музыка кантри, а также программная джазовая музыка, легко и с удовольствием воспринимаемая современными детьми. Педагог не должен строить работу с учетом только внешней, формальной

1. Добиваться от учащегося внешних и результативных форм поведения, отвечающих моральным нормам, и определенным правилам поведения.

2. Точно определять и учитывать психологические особенности каждого ученика. Например, если учащийся — гитарист имеет склонность к точным наукам, то в этом случае следует идти к художественному содержанию музыки через технологию игры. А если он «гуманитарий», то тогда целесообразно двигаться от прогнозируемого художественного результата к изучению технологии его достижения.

3. Избегать перегрузок. На желание играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное не на авторитарных действиях, а на авторитете учителя.

4. Привить ученикам хороший вкус за счет выбора репертуара учащегося с учетом желаний и сомнительных музыкальных пристрастий. Ученик должен получать истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбил ее, получив стойкий интерес заниматься на гитаре.

5. Использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т. п.

6. Проводить постоянную работу с родителями своих учеников. Они должны видеть и чувствовать, что музыкальные занятия детей и их творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям. В формирование мотивации ученика к занятиям игры на гитаре вопрос мотивации себя и окружающих является весьма актуальным. С самых первых уроков я говорю о обязательном выполнении домашнего задания.

Практические приемы и методы мотивирования детей к гитаре можно определить по возрастным категориям. Рассмотрим психофизиологические особенности обучающихся игре на гитаре в ДШИ «Форте» разной возрастной категории. [1].

Так, например, Богдан, ученик 1 класса. Его мотивация к игре на гитаре пробуждается, после увиденного или услышанного исполнения гитариста. Первые трудности: игра упражнений, правильная постановка рук, ног, спины, появление рези в пальцах Богдан преодолевает за счет своей хорошей физической готовности. Его сила, выносливость позволяют с легкостью справиться с физической нагрузкой. Особой мотивацией в этом возрасте является заинтересованность родителей, так как дети любят делать то, за что их похвалят. Так, Богдан пожелал выучить «Кумпарситу» Х. Родригеса, чтобы доставить удовольствие своим родителям. «Им очень нравится это произведение», — говорит Богдан. Присутствие на уроках родителей Богдана я считаю важным моментом для выполнения домашнего задания и повышения интереса к инструменту. Ребенок с удовольствием отвечает родителям на просьбу: «Сыграй нам как на уроке». Для ребенка это одновременно и развитие, и возможность делать что-то хорошее, за что родители дополнительно скажут: «Молодец!». Учитывая возраст детей, я использую методику А. Ф. Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» с репертуарным приложением, основными задачами которого являются: правильная посадка и постановка рук; правильные движения рук; ясное, внятное звукоизвлечение; развитие мелодического и гармонического слуха; воспитание естественности музыкального восприятия. Для меня данная методика представляет большой интерес в занятиях с начинающими гитаристами. Представленные в нотной записи мелодия и аккомпанемент — буквенной записи, дает возможность ансамблевого музицирования. Где ученик играет аккорды сопровождения, а педагог — мелодию. В дальнейшем наоборот. Игра мелодии приучает ученика к нотной грамоте, способствует развитию техники и музыкальности, т. к. требует плавного, естественного звучания. Наряду с произведениями мастеров прошлого (Ф. Сор, М. Джулиани, Н. Кост, Ф. Таррега, А. Сеговия) в процессе обучения я использую музыку, написанную для детей современными композиторами. Так Айрат (11 лет) с удовольствием выбрал пьесу итальянского композитора эпохи Ренессанса Франческо Канова да Милано «Канцона». После прослушивания этого произведения в моем исполнении, Айрат определил, что это песня из фильма «Город золотой». Возраст детей 12–16 лет самый продуктивный для гитаристов. Желание играть на гитаре появляется после общения со сверстниками, где какой-то незнакомый гитарист красиво играл, пел, был душой компании и привлекал к себе внимание, что очень актуально в таком возрасте. Здесь родители могут оказать помощь только в материальном поощрении оплатить занятия на гитаре, купить струны, медиаторы, чехлы, купить хороший, качественный инструмент и т. д. В этом возрасте интернет может оказать большую помощь. Ребенок может использовать просмотр видео-уроков на разных каналах You Tube. В этом возрасте формируется прочный фундамент гитарных знаний, который потом очень тяжело разрушить с годами даже очень сильной ленью. Уровень самомотивации может достигать 101 %. Гитарная мотивация в возрасте 17–24 года составляет 50/50. Уровень мотивации связан с соблазнами взрослой жизни и высоким уровнем гормонов. Хорошим мотиватором игры на гитаре в этом возрасте может быть игра в группе или сольные выступления в дружеской компании. Возросшие жизненные трудности, планирование будущего, банальное понимание пропитания, жилья, семьи. Появление выбора других приоритетов смещают мотивировании игры на гитаре вниз. И только высокий уровень владения инструментом способен сохранить и не утратить навыки игры на гитаре. Обучение игре на классической гитаре — это сложная деятельность. активное участие ребенка в обучающей деятельности означает, что у ребенка складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития и психических новообразований. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям.

Эффективным способом повышения мотивации является похвала за любые достигнутые результаты. Отрицательную, негативную мотивацию способен вызвать педагог, который опирается только на понятия «обязан», «должен», «необходимо». В такой ситуации, у ученика формируется: тенденция к уклонению от занятий, деятельность и результаты учения незначительны, чрезмерная отвлекаемость на занятии, чувство удрученности и неудовлетворенности, быстрое утомление, неподвижность и «твердость» мышления. Для организации внутренней мотивации важно создавать для ученика состояние успеха. Для этого необходимо примечать все моменты, когда учащийся действительно прилагает большое количество усилий для преодоления трудностей в учебе и у него это выходит. Это будет отличным стимулом. Огромное значение в воспитании гитариста имеют тон речи педагога, манера общения с ребенком. Эмоциональная окраска речи, тон педагога способны усилить впечатление от урока. [8]. Одним из условий повышения мотивации у ученика является мотивация родителей в обучении игре на гитаре. если родитель считает обучение музыке необходимым — ребенок будет учиться. Учитывая, что интерес к занятиям на гитаре приходится искусственно подогревать, то в этом неоценимую помощь могут оказать родители. Тактика поддержания интереса родителей достаточно проста — для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:

1) Никогда не принуждать. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Кого заставляют силой, тот ненавидит, как будто у него что-то отняли».

2) Всегда ограничивать

3) Иногда запрещать.

Таким образом, с целью повышения мотивации учащихся к занятиям на гитаре преподавателю-гитаристу необходимо: – постоянно проводить работу с родителями своих учеников в области пропаганды классической гитары; – предлагать им посещать концерты и мастер-классы профессиональных исполнителей; – посещать концертные мероприятия, организованные ДШИ; – вести активную концертную деятельность и ансамблевую практику; – знакомить с видео- и аудио записями выдающихся гитаристов. У каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Общий подъем интереса к гитаре необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей. Исследователи вопроса формирования мотивации учащихся к игре на гитаре считают, что серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования.


2.2 Повышение мотивации учащихся музыкальных школ


Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни вошли в привычку. Возможно, потому-то дети, рождённые в век скоростей, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте. 

Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.

Для повышения мотивации необходимо, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, выполнять различные задачи:

-создать благоприятную для работы атмосферу в классе (наладить межличностный контакт с ребёнком, подобрать подходящий по росту и качеству инструменты, благоприятную температуру воздуха);

-настроить на регулярную и качественную работу: научить «учиться дома», подключать к домашним занятиям родителей (особенно на первоначальном этапе);

- избегать психологических и физических перегрузок (вес инструмента не должен быть большим, потому занятия на инструменте должны чередоваться с объяснением теоретического материала), а так же не «перегружать» их ответственностью;

- организовать концертную деятельность и ансамблевую практику, закрепить результаты обучения возможностью «показать себя»;

- поощрять обучающихся за достижения положительных результатов (хвалить мальчиков и девочек нужно по-разному, что объясняется физиологической разницей в работе мозга. Так, девочку можно похвалить словами «молодец» или «умница», а мальчику нужны более ощутимые физические результаты: поставить пятёрку, пригласить на ещё одно выступление, наградить грамотой);

Научить обучающихся ориентироваться на успех, преодолевать страх неудач: лучше всего перед выступлением переключить их внимание от боязни неточной передачи нотного текста на выражение образа произведения. В этом случае страх, блокирующий все действия, будет побеждён;

Возможность использования современных ИКТ технологий: помогает просмотр разных вариантов исполнений пьес, разучиваемых в классе. Для домашних консультаций хорошо помогает skype.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории:

Первые – связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения;

Вторая категория мотивов связана со взаимоотношениями ребёнка с окружающими, потребностью в их оценке и одобрении, желании обучающегося занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте.

Мотивы делятся на две категории:

- Потребность самому осознать, овладеть, наслаждаться умением играть на музыкальном инструменте (т.е. «получить»);

- Поделиться с окружающими своими умениями и навыками (т.е. «отдать»).

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения в музыкальной школе.

При этом стоит учитывать разницу в способностях, интенсивности самостоятельных занятий и исполнительских возможностях обучающихся. Так, наиболее успешные обучающиеся принимают участие в концертных выступлениях, менее успешные – испытывают «учебный успех», получают одобрение родных и близких дома.

Пристального внимания заслуживают возрастные особенности детей, влияющие на мотивацию и процесс обучения игре на музыкальном инструменте в целом:

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра – она способствует развитию мотивационной сферы ребёнка, постепенно он начинает планировать свою деятельность и вырабатывает доминирующие установки;

В период младшего школьного возраста происходят перестановки в иерархической системе ребёнка: значимым становится то, что имеет отношение к учебной деятельности, а не к игре;

В период среднего школьного возраста (переходного) происходят существенные изменения в организме и психике ребёнка. Можно проследить две фазы развития интересов: в течение первой фазы у подростков наблюдается понижение и даже полное отсутствие интересов, пессимизм, распад коллективных связей, стремление к одиночеству, пренебрежение правилами общественного порядка. Вторая фаза связана с осознанием своего места в социуме и выбором будущей профессии;

В период старшего школьного возраста происходит упорядочение всей системы потребностей: возникает стремление к самостоятельности, к независимости, к одобрению своей личностной индивидуальности.

Все эти периоды должны чётко отслеживаться преподавателем и учитываться в процессе обучения, поскольку они влияют на межличностное общение и мотивацию к обучению.

Ожидаемый результат усиливает мотивацию: публичные выступления и последующее одобрение окружающих (особенно сверстников и членов семьи).

На силу мотивации влияет:

- похвала и порицание: при этом следует учитывать, что детей-интровертов похвала мотивационно стимулирует, а на экстравертов сильнее воздействует «задетое» самолюбие при порицании;

- материальное поощрение: под этим следует понимать выигранные на конкурсах призы, отличные итоговые оценки;

- конкурсные соревнование с другими обучающимися позволяют сформировать представление о своих достижениях, уровне подготовки и перспективах обучения;

- общественное внимание помогает повысить самооценку (в случае успеха) и получить навык публичного выступления, необходимый для большинства видов дальнейшей деятельности ребёнка.

Для выполнения всех перечисленных условий педагогу необходимо иметь соответствующую квалификацию, обладать необходимыми умениями, знаниями и огромным желанием научить игре на инструменте обучающегося.

Значительным мотивационным фактором является активная исполнительская деятельность педагога. Это не только достойный пример для подражания, но и возможность совместного выступления с педагогом (в ансамбле), а так же ощущение сопричастности к его сценической деятельности.

Не менее важным мотивационным фактором является тесное общение и взаимодействие с родителями (родственниками) обучающихся. Педагогу следует объяснять им цели и перспективы занятий в музыкальной школе, помочь им составить график домашней работы и продумать её частоту и интенсивность. Всё это способствует поддержанию интереса обучающегося и его родителей и помогает повышению мотивации к музыкальному исполнительству.

Ещё одним значительным фактором повышения мотивации является совместное с обучающимися (и их родными) посещение концертных выступлений. Это необходимо, поскольку современные средства массовой информации предлагают несоизмеримо более низкий уровень музыкального материала. В связи с их вседоступностью и массовостью, нынешним музыкальным педагогам приходится противопоставлять всему этому классический репертуар.

На любом этапе обучения при работе над повышением мотивации педагогу необходимо чётко представлять себе конечную цель для каждого обучающегося, а так же индивидуальный маршрут для её достижения. В целом, процесс обучения в музыкальной школе (как и другие).

Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Сформировать желание ученика практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами.

Личный опыт показывает, что детям нравится подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.

В России обучению игре на слух только начинают уделять должное внимание. Данный вопрос освещается в дидактической литературе, однако часов, предусматриваемых учебным планом на занятия подбором, недостаточно. Тем не менее, опыт показывает, что недостаток практики подбора на слух можно восполнить, выделив время из отведенных учебным планом часов для проведения еженедельных классных часов.

На таких занятиях присутствуют все учащиеся класса. Под руководством учителя дети разучивают и поют хором песни, подобранные ими на слух. В роли аккомпаниаторов хору по очереди выступают сами же учащиеся.

Также полезно проводить «музыкальные салоны», во время которых учащиеся музицируют сольно, ансамблем, поют романсы, делают доклады, делятся интересными музыкальными фактами. Новые, необычные формы организации урока привлекают детей: занятия перестают быть скучными.

Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.

Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре: так, я предоставляю ученикам возможность выступать перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских собраниях. Во время собраний родители принимают участие в пении и танцах под аккомпанемент детей.

Кроме того, учитель может пригласить учащегося на какие-либо мероприятия в общеобразовательные школы и детские сады для совместного аккомпанемента с учителем, а также предложить принять участие в городских и областных мероприятиях в качестве музыканта.

Привлечь ребят к аккомпанементу также возможно, организуя мероприятия «поздравительная открытка» накануне праздников. Суть мероприятия состоит в том, что учащиеся посещают кабинеты других преподавателей и исполняют песни, посвященные тому или иному празднику, для ребят, находящихся в кабинете.

Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия (утренники, «голубые огоньки», новогодние ёлки, встречи зимы, КВНы, викторины), где дети также играют на музыкальном инструменте. Личный опыт показывает, что для ребенка стимулом к занятиям является умение играть массовые танцы, которые танцуют на детских праздниках. В частности, в школах Юрьев-Польского района особой популярностью пользуется придуманный автором танец «Пять снеговиков». Работа над таким репертуаром интересна самому учащемуся ещё и потому, что вызывает одобрение и уважение окружающих.

Используя личное время, учитель в состоянии организовать учащимся старших классов музыкальную практику в детских садах, общеобразовательных школах, дворцах культуры, летних лагерях. Так, некоторые ученики автора этих строк уже до окончания музыкальной школы  работали музыкальными руководителями в детских садах и летних лагерях, а также принимали участие в музыкальном оформлении выпускного для младших классов общеобразовательной школы.

Таким образом, выступления на публике тоже дают стимул для дальнейшего обучения.

Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.

Например, для закрепления пройденного материала можно обвести рамкой такое задание: «Старый репертуар проигрывать ежедневно перед началом домашней работы».

Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.

Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе).

На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа).

Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения.

Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.

Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами – научился играть, на первых порах – даже простые вещи.

Так, учитель может подготовить список песен для подбора на слух. При этом песни следует выстроить в порядке усложнения: в скрипичном ключе начиная от поступенного движения до сложных мелодических построений, а в басовом – от песен с тремя аккордами до песен с современной гармонией. Такой подбор – увлекательное занятие, а постепенное усложнение заданий способствует тому, что нарастание сложности остаётся незамеченным для ученика и помогает сохранить интерес.

Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её.

Безусловно, полезно разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала – соответствующих разному уровню сложности.

Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя.

В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.

Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону.

Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме.

Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, создание декораций, придумывание и проведение игр - также может проходить при тесном сотрудничестве учителя с учениками и их родителями.  Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них нет урока, можно принести в кабинет игрушки и книжки со сказками. Некоторые дети с удовольствием берут на себя заботу за одним из комнатных цветов, находящихся в классе: приходя на урок, ученик поливает цветок и смотрит, как вырос его подопечный.

Внеклассная работа также может включать в себя посещение с классом концертов.

Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.

Заключение


Одной из главных задач педагога является поддержание устойчивого интереса к любимому предмету, ведь когда учебный предмет представляется маленькому человеку важным и значительным, он с особым увлечением занимается им, стараясь глубоко и основательно изучить все стороны интересующей области знаний и если задача интересна ребенку, она поглощает его целиком, всю его личность, просто отключая его от всего остального. Познавательный интерес учащегося представляет собой важный фактор мотивации к обучению, в то же время являясь жизненно-необходимым пунктом в становлении личности.

Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению, оказывается несомненное влияние на развитие личностных качеств учащихся, умение находить в музыкальном искусстве средство гармонизации своего внутреннего мира. Наш ученик, ребёнок, дарит нам своё время - невосполнимый отрезок жизненного пути, его родители доверили нам самое драгоценное, что у них есть. Как распорядиться временем нашего ученика, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, решать учителям.

Для повышения мотивации необходимо, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, выполнять различные задачи:

-создать благоприятную для работы атмосферу в классе (наладить межличностный контакт с ребёнком, подобрать подходящий по росту и качеству инструменты, благоприятную температуру воздуха);

-настроить на регулярную и качественную работу: научить «учиться дома», подключать к домашним занятиям родителей (особенно на первоначальном этапе);

избегать психологических и физических перегрузок (вес инструмента не должен быть большим, потому занятия на инструменте должны чередоваться с объяснением теоретического материала), а так же не «перегружать» их ответственностью;

организовать концертную деятельность и ансамблевую практику, закрепить результаты обучения возможностью «показать себя»;

поощрять обучающихся за достижения положительных результатов (хвалить мальчиков и девочек нужно по-разному, что объясняется физиологической разницей в работе мозга. Так, девочку можно похвалить словами «молодец» или «умница», а мальчику нужны более ощутимые физические результаты: поставить пятёрку, пригласить на ещё одно выступление, наградить грамотой);

Научить обучающихся ориентироваться на успех, преодолевать страх неудач: лучше всего перед выступлением переключить их внимание от боязни неточной передачи нотного текста на выражение образа произведения. В этом случае страх, блокирующий все действия, будет побеждён;

Возможность использования современных ИКТ технологий: помогает просмотр разных вариантов исполнений пьес, разучиваемых в классе. Для домашних консультаций хорошо помогает skype.

Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории:

Первые – связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения;

Вторая категория мотивов связана со взаимоотношениями ребёнка с окружающими, потребностью в их оценке и одобрении, желании обучающегося занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений.

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения игре на любом музыкальном инструменте.

Мотивы делятся на две категории:

- Потребность самому осознать, овладеть, наслаждаться умением играть на музыкальном инструменте (т.е. «получить»);

- Поделиться с окружающими своими умениями и навыками (т.е. «отдать»).

Обе категории мотивов необходимы для успешного обучения в музыкальной школе.

При этом стоит учитывать разницу в способностях, интенсивности самостоятельных занятий и исполнительских возможностях обучающихся. Так, наиболее успешные обучающиеся принимают участие в концертных выступлениях, менее успешные – испытывают «учебный успех», получают одобрение родных и близких дома.

Пристального внимания заслуживают возрастные особенности детей, влияющие на мотивацию и процесс обучения игре на музыкальном инструменте в целом:

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра – она способствует развитию мотивационной сферы ребёнка, постепенно он начинает планировать свою деятельность и вырабатывает доминирующие установки;

В период младшего школьного возраста происходят перестановки в иерархической системе ребёнка: значимым становится то, что имеет отношение к учебной деятельности, а не к игре;

В период среднего школьного возраста (переходного) происходят существенные изменения в организме и психике ребёнка. Можно проследить две фазы развития интересов: в течение первой фазы у подростков наблюдается понижение и даже полное отсутствие интересов, пессимизм, распад коллективных связей, стремление к одиночеству, пренебрежение правилами общественного порядка. Вторая фаза связана с осознанием своего места в социуме и выбором будущей профессии;

В период старшего школьного возраста происходит упорядочение всей системы потребностей: возникает стремление к самостоятельности, к независимости, к одобрению своей личностной индивидуальности.

Все эти периоды должны чётко отслеживаться преподавателем и учитываться в процессе обучения, поскольку они влияют на межличностное общение и мотивацию к обучению.

Ожидаемый результат усиливает мотивацию: публичные выступления и последующее одобрение окружающих (особенно сверстников и членов семьи).

На силу мотивации влияет:

- похвала и порицание: при этом следует учитывать, что детей-интровертов похвала мотивационно стимулирует, а на экстравертов сильнее воздействует «задетое» самолюбие при порицании;

- материальное поощрение: под этим следует понимать выигранные на конкурсах призы, отличные итоговые оценки;

- конкурсные соревнование с другими обучающимися позволяют сформировать представление о своих достижениях, уровне подготовки и перспективах обучения;

- общественное внимание помогает повысить самооценку (в случае успеха) и получить навык публичного выступления, необходимый для большинства видов дальнейшей деятельности ребёнка.




Список использованной литературы


  1. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2016.

  2. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Методика XXI века, 2017.

  3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2016

  4. Гладкова Л.В. Мотивация как необходимое условие эффективного обучения игре на баяне, 2018

  5. Готсдинер А. Музыкальная психология. М: Просвещение, 2018. — С.38 -77

  6. Крюкова В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2016 — 281 с.

  7. Петрушин В. Музыкальная психология. М: Академический проспект, 2016. — 399с.

  8. Павлова Е. В. Музыкальное образование как необходимый аспект развития личности ребенка [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 135-139.

  9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М: Лира, 2017 — С. 62–103

  10. Цыпина Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика. М: Академия, 2018. — 383с

  11. .Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2010.


14