СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение учебному предмету «Труд (технология)» в условиях внесения изменений в ФОП ООО. Практическая работа №3. Модуль «Робототехника»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Робототехника», 7 класс, тема «Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение, использование».

Тема практической работы: «Классификация роботов».

Урок «открытия нового знания».

Решаемые на уроке задачи: учебно-познавательные (изучение информации).

Просмотр содержимого документа
«Обучение учебному предмету «Труд (технология)» в условиях внесения изменений в ФОП ООО. Практическая работа №3. Модуль «Робототехника»»

Модуль «Робототехника»


Практическая работа № 3


Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Робототехника», 7 класс, тема «Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение, использование».

Тема практической работы: «Классификация роботов».

Урок «открытия нового знания».

Решаемые на уроке задачи: учебно-познавательные (изучение информации).


Цель практической работы:

Разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».


Методическая разработка практической работы

по теме «Классификация роботов»

(работа в группах)


Задание 1. Определите предметные образовательные результаты практической работы.


Планируемые предметные результаты

Базовый уровень

В результате выполнения практической работы обучающиеся


Предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии

узнают:

  • о классификации роботов по типу назначения, о промышленных и сервисных роботах, узнают какие ещё существуют в современном мире группы роботов;

Смогут

называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и функции; назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции.

научатся:

  • правильно формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

  • отбирать из множества предложенных вариантов информации необходимую;

  • используя знаково-символические средства оформлять результаты поисковой работы и представлять их в заданной условиями форме;

  • решать коллективно поставленные задачи, обсуждать учебный материал и публично представлять результаты групповой/коллективной деятельности;

  • осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению;

  • проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • начнут осваивать социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;


Научатся:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки рукотворных объектов;

  • устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

  • самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии;

  • формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

  • оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • делать выбор и брать ответственность за решение;

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения.

смогут объяснять/характеризовать:

  • перечислять группы/виды роботов, приводить примеры, классифицировать их по определённым признакам, описывать их назначение и функции;

  • порядок работы при создании блок-схемы в MS Word;

  • безопасные приёмы работы на компьютере;

Смогут:

  • называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и функции;

  • назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции.

смогут самостоятельно выполнить/сделать:

  • определять типы роботов и классифицировать их по различным признакам;

  • определять и выполнять разные роли в ходе коллективной/групповой работы;

  • принимать совместные решения разрешать конфликты, понимать и принимать позицию другого;

  • вести дискуссию на основе аргументов и контраргументов, признавать ошибочность своего мнения;

  • использовать знаково-символические средства и оформлять результаты работы;

  • выполнять несложные блок-схемы в MS Word;

  • соблюдать правила безопасного использования электрифицированного оборудования.


Смогут:

  • результативно в ходе совместной работы с использованием облачных сервисов решать поставленные задачи, обсуждать учебный материал и публично представлять результаты групповой/коллективной деятельности;

  • понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

  • понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной учебной деятельности;

  • уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;

  • владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

  • уметь распознавать некорректную аргументацию;

  • соблюдать правила безопасного использования электрифицированного оборудования.


Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.


Практическая групповая работа «Классификация роботов»

«Собраться вместе – это начало,

держаться вместе – это прогресс,

работать вместе – это успех»

Генри Форд

Цель практической работы:

Используя групповую форму работы, углубить знания о роботах, их разновидностях и характеристиках. Объединить учащихся и группы единой целью получения общего результата по созданию информационно-знаковой таблицы «Классификация роботов» (Представление-сведение результатов работы отдельных групп в общий результат: групповое взаимообучение).

 Закрепить представления учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания; сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации; сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет, сохранения найденной информации и её оформления графическими элементами.


Цель выполнения работы для ученика:

  • Познакомиться с типами роботов и научиться их классифицировать по различным признакам.

  • Научиться выполнять разные роли в ходе групповой работы.

  • Научиться использовать знаково-символические средства и оформлять результаты работы.

  • Закрепить правила безопасного использования компьютера и электрифицированного оборудования.


Оборудование и материалы:

  • Персональный компьютер (ПК) учащегося (при его отсутствии задание выполняется письменно в тетради)i.

  • Мультимедийный проектор, экран.

  • Презентация к уроку.

  • Текстовый файл-задание для групповой работы.

  • Информация:

Виды роботов и классификация в робототехнике: все области применения и ведущие производители умных машин

https://lindeal.com/trends/vidy-robotov-i-klassifikaciya-v-robototekhnike-vse-oblasti-primeneniya-i-vedushchie-proizvoditeli-umnykh-mashin ;

Создаем блок-схемы в MS Word

https://lumpics.ru/how-to-make-a-chart-in-ms-word/ ;

Готовые схемы для ворда

https://darminaopel.ru/library/gotovye-shemy-dlja-vorda.html

  • Учебник «Технология. Робототехника» 7-8 класс, Копосов Д.Г.

https://иванов-ам.рф/technology_bash_robot_07/index.html


Задание:

  1. Сформировать группы из 3-4-х человек, самостоятельно определить качественный состав группы (Распределить роли: организатор-командир, докладчик секретарь, разработчик графического дизайна, контролёр, инициатор идей, диспетчер, «почемучка», «хранитель» времени).

  2. Ознакомиться с предложенным инфо-материалом https://lindeal.com/trends/vidy-robotov-i-klassifikaciya-v-robototekhnike-vse-oblasti-primeneniya-i-vedushchie-proizvoditeli-umnykh-mashin

  3. Изучить инфографику и использовать её при оформлении информационно-знаковой таблицы «Классификация роботов».

  4. Прочитать информацию: «Виды роботов: полный список робототехники», записать в тетради 12 видов.

  5. В соответствии с полученными заданиями для группы визуально представить информацию, используя выбранную блок-схему, и оценить работу группы.

Алгоритм работы в группе:

  1. Уточнить цель групповой работы.

  2. Выбрать командира группы.

  3. Выбрать ответственного за соблюдением времени.

  4. Распределить в группе ответственность за выполнение отдельных задач.

  5. Выполнить задание, организуя групповую работу по правилам взаимодействия.

  6. Представить результаты.

  7. Оценить работу группы.

Процедура проведения рефлексии

  • Вспомнить стоявшую перед группой цель.

  • Сделать вывод о том, достигнута ли она.

  • Восстановить перечень действий группы, воздерживаясь при этом от их оценки и обсуждения.

  • Вспомнить и обсудить действия каждого члена группы, указать, какие из них помогали достижению цели, а какие - нет. При этом акцентировать внимание на положительном, а говоря о недостатках - предлагать возможные пути их преодоления.

  • Решить, какие действия можно продолжать, а какие желательно изменить.

  • Сделать вывод о приобретенном опыте групповой работы.

Оценка качества выполненной работы по карте контроля:

Карта контроля выполненной групповой работы

Оформление информационно-знаковой таблицы

Критерий оценки

Балл

Самостоятельный выбор

блок-схемы


Выбор блок-схемы полностью соответствует поставленной задаче – 2

Выбор блок-схемы не полностью соответствует поставленной задаче – 1

Выбор блок-схемы не соответствует поставленной задаче - 0

3

Добавление и удаление фигур схемы

Выполнено верно – 1

Выполнено некачественно – 0,5

Выполнено неверно - 0

1

Выбор и изменение цвета блок-схемы

Выполнено верно – 1

Выполнено некачественно – 0,5

Выполнено неверно - 0

1

Изменение цвета линий или типа границ фигуры

Выполнено верно – 1

Выполнено некачественно – 0,5

Выполнено неверно - 0

1

Грамотное заполнение окон для введения данных

Выполнено верно: в правильной последовательности, без грамматических ошибок – 1

Выполнено с небольшими неточностями или допущена опечатка – 0,5

Выполнено неверно - 0

3

Готовый вид

Блок-схема имеет название, соблюдён единый шрифт, учтён размер шрифта – 1

Блок-схема имеет название, шрифт не везде соблюдён, либо не учтён размер шрифта – 0,5

Блок-схема не подписана, шрифт не соблюдён, размер шрифта не учтён – 0

1

Итого:

10

Соответствие баллов оценке:

10 – 8 баллов

5

7 – 6 баллов

4

5 – 4 балла

3

менее 4 баллов

2


Вариант матрицы оценивания групповой работы

(группа: 3 – 4 человека)

Уровни


Критерии

Высокий


3 балла

Средний


2 балла

Низкий


1 балл

Вклад в работу группы

Каждый участник принимал активное участие в работе группы

Один из участников не принимал участие в работе группы над заданием

Большая часть группы была пассивна и не принимала участие в работе над заданием. Всю работу выполнил один из участников.

Озвучивание мнений

Каждый участник озвучивал своё мнение и предлагал идеи

Один из участников молчал и свои идеи не озвучивал

Участники редко делились мнением и идеями по ходу выполнения задания

Выслушивание мнений

Мнения всех участников группы были услышаны

Идеи некоторых участников не были услышаны

Не было согласованности у участников группы между собой. Один из участников принимал все решения

Планирование времени

Участники соблюдали временной график

Участники иногда отвлекались от выполнения общей работы

Участники большую часть выделенного времени занимались посторонними делами и не следили за временем.

Результат работы группы

Группа выполнила задание в соответствии с поставленной задачей

Группа выполнила задание в соответствии с поставленной задачей, но были некоторые неточности

Задание выполнено некорректно и местами не соответствует поставленной задаче

Итого:

15 баллов

Соответствие баллов и оценки групповой работы:

15 -13 баллов

5

12 – 10 баллов

4

9 – 6 баллов

3

меньше 5 баллов

2



Сделать вывод по результатам практической работы.


ПРИМЕР ВЫВОДА:


Сегодня на уроке мы повторили, что такое робот, из каких систем он состоит, и как отличить робота от автоматизированного устройства.

Узнали, какие бывают роботы по типу использования и какие виды роботов существуют.

Мы работали с новым информационным материалом, учились самостоятельно составлять блок-схемы.


Сегодня у нас был не обычный урок: мы работали в группах и сделали отдельные выводы по результатам данной формы работы. И каждый для себя тоже сделал определённые выводы. Давайте попробуем их сформулировать, отвечая на предложенные вопросы:

  • Была ли ваша работа в группах осознанной? Вы понимали, что делали?

  • Вы понимали целесообразность своей работы? То есть для чего вы это делали?

  • Сможете ли вы работать в данной группе в таком составе при выполнении других заданий?

  • Понравилось ли вам групповая форма работы, и какое количество человек вы считаете оптимальным для выполнения сегодняшнего задания?

  • Данная форма работы универсальная? Можно ли её применить на других уроках?

  • Данная форма работы может вам помочь решению учебных, профессиональных и жизненных задач?


В конце занятия я хочу предложить вам продолжить следующие фразы, чтобы сформулировать свое настроение:

  • Сегодня я узнал(а), что…

  • Было интересно…

  • Мне не понятно…

  • Мне понравилось…




Задание 3. Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.


Критерии оценки

Оценка процесса

Баллы

Оценка

Соблюдение дисциплины, правил делового общения в ходе групповой работы

Выполняется - 1

Не выполняется - 0

1

Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места)

Выполняется – 0,5

Не выполняется - 0

0,5

Качество выполнения информационно-знаковой таблицы

Работа выполнена полностью верно - 2

Работа выполнена верно, но с нарушением отдельных элементов (содержание соответствует, нарушения относятся к эстетике дизайна оформления) - 1

Работа выполнена неверно (с ошибками/неточностями в содержании и оформлении) - 0

2

Соблюдение алгоритма работы в группе и последовательности выполнения группового задания


Соблюдены все этапы коллективного взаимодействия в группе – 1

Алгоритм взаимодействия нарушен, что повлияло на результативность выполнения задания – 0


1

Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда

Выполняется – 0,5

Не выполняется - 0

0,5

Итого:

5


i В данном случае потребуется корректировка карт оценивания и изменения в критериях оценки информационно-знаковой таблицы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!