Модуль «Робототехника»
Практическая работа № 3
Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Робототехника», 7 класс, тема «Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение, использование».
Тема практической работы: «Классификация роботов».
Урок «открытия нового знания».
Решаемые на уроке задачи: учебно-познавательные (изучение информации).
Цель практической работы:
Разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».
Методическая разработка практической работы
по теме «Классификация роботов»
(работа в группах)
Задание 1. Определите предметные образовательные результаты практической работы.
Планируемые предметные результаты Базовый уровень |
В результате выполнения практической работы обучающиеся | Предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии |
узнают: о классификации роботов по типу назначения, о промышленных и сервисных роботах, узнают какие ещё существуют в современном мире группы роботов; | Смогут называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и функции; назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции. |
научатся: правильно формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; отбирать из множества предложенных вариантов информации необходимую; используя знаково-символические средства оформлять результаты поисковой работы и представлять их в заданной условиями форме; решать коллективно поставленные задачи, обсуждать учебный материал и публично представлять результаты групповой/коллективной деятельности; осознано, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; начнут осваивать социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; | Научатся: выявлять и характеризовать существенные признаки рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения. |
смогут объяснять/характеризовать: перечислять группы/виды роботов, приводить примеры, классифицировать их по определённым признакам, описывать их назначение и функции; порядок работы при создании блок-схемы в MS Word; безопасные приёмы работы на компьютере; | Смогут: называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и функции; назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции. |
смогут самостоятельно выполнить/сделать: определять типы роботов и классифицировать их по различным признакам; определять и выполнять разные роли в ходе коллективной/групповой работы; принимать совместные решения разрешать конфликты, понимать и принимать позицию другого; вести дискуссию на основе аргументов и контраргументов, признавать ошибочность своего мнения; использовать знаково-символические средства и оформлять результаты работы; выполнять несложные блок-схемы в MS Word; соблюдать правила безопасного использования электрифицированного оборудования. | Смогут: результативно в ходе совместной работы с использованием облачных сервисов решать поставленные задачи, обсуждать учебный материал и публично представлять результаты групповой/коллективной деятельности; понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной учебной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию; соблюдать правила безопасного использования электрифицированного оборудования. |
Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Практическая групповая работа «Классификация роботов»
«Собраться вместе – это начало,
держаться вместе – это прогресс,
работать вместе – это успех»
Генри Форд
Цель практической работы:
Используя групповую форму работы, углубить знания о роботах, их разновидностях и характеристиках. Объединить учащихся и группы единой целью получения общего результата по созданию информационно-знаковой таблицы «Классификация роботов» (Представление-сведение результатов работы отдельных групп в общий результат: групповое взаимообучение).
Закрепить представления учащихся об обработке информации, не изменяющей ее содержания; сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации; сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет, сохранения найденной информации и её оформления графическими элементами.
Цель выполнения работы для ученика:
Познакомиться с типами роботов и научиться их классифицировать по различным признакам.
Научиться выполнять разные роли в ходе групповой работы.
Научиться использовать знаково-символические средства и оформлять результаты работы.
Закрепить правила безопасного использования компьютера и электрифицированного оборудования.
Оборудование и материалы:
Персональный компьютер (ПК) учащегося (при его отсутствии задание выполняется письменно в тетради)i.
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация к уроку.
Текстовый файл-задание для групповой работы.
Информация:
Виды роботов и классификация в робототехнике: все области применения и ведущие производители умных машин
https://lindeal.com/trends/vidy-robotov-i-klassifikaciya-v-robototekhnike-vse-oblasti-primeneniya-i-vedushchie-proizvoditeli-umnykh-mashin ;
Создаем блок-схемы в MS Word
https://lumpics.ru/how-to-make-a-chart-in-ms-word/ ;
Готовые схемы для ворда
https://darminaopel.ru/library/gotovye-shemy-dlja-vorda.html
Учебник «Технология. Робототехника» 7-8 класс, Копосов Д.Г.
https://иванов-ам.рф/technology_bash_robot_07/index.html
Задание:
Сформировать группы из 3-4-х человек, самостоятельно определить качественный состав группы (Распределить роли: организатор-командир, докладчик секретарь, разработчик графического дизайна, контролёр, инициатор идей, диспетчер, «почемучка», «хранитель» времени).
Ознакомиться с предложенным инфо-материалом https://lindeal.com/trends/vidy-robotov-i-klassifikaciya-v-robototekhnike-vse-oblasti-primeneniya-i-vedushchie-proizvoditeli-umnykh-mashin
Изучить инфографику и использовать её при оформлении информационно-знаковой таблицы «Классификация роботов».
Прочитать информацию: «Виды роботов: полный список робототехники», записать в тетради 12 видов.
В соответствии с полученными заданиями для группы визуально представить информацию, используя выбранную блок-схему, и оценить работу группы.
Алгоритм работы в группе:
Уточнить цель групповой работы.
Выбрать командира группы.
Выбрать ответственного за соблюдением времени.
Распределить в группе ответственность за выполнение отдельных задач.
Выполнить задание, организуя групповую работу по правилам взаимодействия.
Представить результаты.
Оценить работу группы.
Процедура проведения рефлексии
Вспомнить стоявшую перед группой цель.
Сделать вывод о том, достигнута ли она.
Восстановить перечень действий группы, воздерживаясь при этом от их оценки и обсуждения.
Вспомнить и обсудить действия каждого члена группы, указать, какие из них помогали достижению цели, а какие - нет. При этом акцентировать внимание на положительном, а говоря о недостатках - предлагать возможные пути их преодоления.
Решить, какие действия можно продолжать, а какие желательно изменить.
Сделать вывод о приобретенном опыте групповой работы.
Оценка качества выполненной работы по карте контроля:
Карта контроля выполненной групповой работы
Оформление информационно-знаковой таблицы | Критерий оценки | Балл |
Самостоятельный выбор блок-схемы | Выбор блок-схемы полностью соответствует поставленной задаче – 2 Выбор блок-схемы не полностью соответствует поставленной задаче – 1 Выбор блок-схемы не соответствует поставленной задаче - 0 | 3 |
Добавление и удаление фигур схемы | Выполнено верно – 1 Выполнено некачественно – 0,5 Выполнено неверно - 0 | 1 |
Выбор и изменение цвета блок-схемы | Выполнено верно – 1 Выполнено некачественно – 0,5 Выполнено неверно - 0 | 1 |
Изменение цвета линий или типа границ фигуры | Выполнено верно – 1 Выполнено некачественно – 0,5 Выполнено неверно - 0 | 1 |
Грамотное заполнение окон для введения данных | Выполнено верно: в правильной последовательности, без грамматических ошибок – 1 Выполнено с небольшими неточностями или допущена опечатка – 0,5 Выполнено неверно - 0 | 3 |
Готовый вид | Блок-схема имеет название, соблюдён единый шрифт, учтён размер шрифта – 1 Блок-схема имеет название, шрифт не везде соблюдён, либо не учтён размер шрифта – 0,5 Блок-схема не подписана, шрифт не соблюдён, размер шрифта не учтён – 0 | 1 |
Итого: | 10 |
Соответствие баллов оценке: | 10 – 8 баллов | 5 |
7 – 6 баллов | 4 |
5 – 4 балла | 3 |
менее 4 баллов | 2 |
Вариант матрицы оценивания групповой работы
(группа: 3 – 4 человека)
Уровни Критерии | Высокий 3 балла | Средний 2 балла | Низкий 1 балл |
Вклад в работу группы | Каждый участник принимал активное участие в работе группы | Один из участников не принимал участие в работе группы над заданием | Большая часть группы была пассивна и не принимала участие в работе над заданием. Всю работу выполнил один из участников. |
Озвучивание мнений | Каждый участник озвучивал своё мнение и предлагал идеи | Один из участников молчал и свои идеи не озвучивал | Участники редко делились мнением и идеями по ходу выполнения задания |
Выслушивание мнений | Мнения всех участников группы были услышаны | Идеи некоторых участников не были услышаны | Не было согласованности у участников группы между собой. Один из участников принимал все решения |
Планирование времени | Участники соблюдали временной график | Участники иногда отвлекались от выполнения общей работы | Участники большую часть выделенного времени занимались посторонними делами и не следили за временем. |
Результат работы группы | Группа выполнила задание в соответствии с поставленной задачей | Группа выполнила задание в соответствии с поставленной задачей, но были некоторые неточности | Задание выполнено некорректно и местами не соответствует поставленной задаче |
Итого: | 15 баллов |
Соответствие баллов и оценки групповой работы: | 15 -13 баллов | 5 |
12 – 10 баллов | 4 |
9 – 6 баллов | 3 |
меньше 5 баллов | 2 |
Сделать вывод по результатам практической работы.
ПРИМЕР ВЫВОДА:
Сегодня на уроке мы повторили, что такое робот, из каких систем он состоит, и как отличить робота от автоматизированного устройства.
Узнали, какие бывают роботы по типу использования и какие виды роботов существуют.
Мы работали с новым информационным материалом, учились самостоятельно составлять блок-схемы.
Сегодня у нас был не обычный урок: мы работали в группах и сделали отдельные выводы по результатам данной формы работы. И каждый для себя тоже сделал определённые выводы. Давайте попробуем их сформулировать, отвечая на предложенные вопросы:
Была ли ваша работа в группах осознанной? Вы понимали, что делали?
Вы понимали целесообразность своей работы? То есть для чего вы это делали?
Сможете ли вы работать в данной группе в таком составе при выполнении других заданий?
Понравилось ли вам групповая форма работы, и какое количество человек вы считаете оптимальным для выполнения сегодняшнего задания?
Данная форма работы универсальная? Можно ли её применить на других уроках?
Данная форма работы может вам помочь решению учебных, профессиональных и жизненных задач?
В конце занятия я хочу предложить вам продолжить следующие фразы, чтобы сформулировать свое настроение:
Сегодня я узнал(а), что…
Было интересно…
Мне не понятно…
Мне понравилось…
Задание 3. Разработайте критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Критерии оценки
№ | Оценка процесса | Баллы | Оценка |
| Соблюдение дисциплины, правил делового общения в ходе групповой работы | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
| Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места) | Выполняется – 0,5 Не выполняется - 0 | 0,5 |
| Качество выполнения информационно-знаковой таблицы | Работа выполнена полностью верно - 2 Работа выполнена верно, но с нарушением отдельных элементов (содержание соответствует, нарушения относятся к эстетике дизайна оформления) - 1 Работа выполнена неверно (с ошибками/неточностями в содержании и оформлении) - 0 | 2 |
| Соблюдение алгоритма работы в группе и последовательности выполнения группового задания | Соблюдены все этапы коллективного взаимодействия в группе – 1 Алгоритм взаимодействия нарушен, что повлияло на результативность выполнения задания – 0 | 1 |
| Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется – 0,5 Не выполняется - 0 | 0,5 |
Итого: | 5 |
i В данном случае потребуется корректировка карт оценивания и изменения в критериях оценки информационно-знаковой таблицы.