СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение в сестринском деле

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение- двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий поступление знаний и формирование навыков у пациента.

Просмотр содержимого документа
«Обучение в сестринском деле»

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»











МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ



ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих

(младшая медицинская сестра)

МДК 04. 02. Безопасная среда для пациента и персонала



















2018


Рассмотрено на заседании ЦМК

Председатель ЦМК___________

«___»_______________20___ г.

Протокол №__________


Согласовано: Зам.директора по УР: _______ Севостьянова И. А.

«___»_____________ 201 __ г.






Составила: Игнатьева Е.В. – преподаватель первой квалификационной категории ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)



























СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4

Образование и обучение в сестринском деле

7

Функции обучения

8

Факторы обучения

10

Деятельность сестры в обучающем процессе

10

Роль медицинской сестры в обучении

11

Последовательность обучения

12

Список терминов

13

Тест-контроль

14

Эталоны ответов

18

Список использованных источников

19
























Пояснительная записка


Сестринское дело - часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп. Подход к сестринскому делу, точное определение его рамок, функции и формы организации сестринского персонала различаются в разных регионах, и зависят от особенности национальной культуры, уровня системы здравоохранения, демографической ситуации и других факторов. Вместе с тем, сестринское дело как важная часть системы здравоохранения имеет универсальный характер.

Обучение- двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий поступление знаний и формирование навыков у пациента.

Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этических и правового регулирования медицинской деятельности.

Например: медицинская сестра не всегда может оказаться рядом с пациентом, или он выразил желания лечиться на дому. Некоторые манипуляции он может совершать самостоятельно. Так же инструкции в тех или иных ситуациях, когда помощь требуется незамедлительно, или же чтобы пациент дожил до приезда квалифицированных врачей.

Знать:

    • Задачи обучения в сетринском деле

    • Сферы и способы обучения

    • Цель обучения

    • Факторы, способствующие и препятствующие обучению

    • Приемы и методы обучения

Уметь:

  • Применить сестринский процесс для решения проблем пациента связанных с дефицитом знаний\ умений

  • На I этапе- оценить потребность пациента, его семьи в обучении; оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению

  • На II этапе- интерпретировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний

  • На III этапе- сформулировать цели обучения

  • На VI этапе- составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его

  • На V этапе- оценить качество и эффективность обучения, при необходимости- внести его

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Дидактические цели:

  • закрепление, углубление и систематизация изученного теоретического материала по разделу;

  • выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;

  • выработка умения применять теоретические знания на практике

  • продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Развивающие цели:

  • развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;

  • активизация познавательного интереса студентов;

  • развитие памяти и логического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитание стремления к получению глубоких знаний;

  • привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;

  • воспитание чувства ответственности за результаты обучения;

  • воспитание культуры речи и культуры поведения.


Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:

  • Проблемно - поисковые методы (решение ситуационных задач)

  • Научно - поисковые

При изучении темы у студентов будут сформированы:

Профессиональные компетенции (ПК):

-эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

-соблюдать принципы профессиональной этики;

-оформлять медицинскую документацию;

-оказывать медицинские услуги в пределах своих компетенций.

Общие компетенции (ОК):

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям





Образование и обучение в сестринском деле

Педагогика - это наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.

Обучение - целенаправленный организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Обучение в сестринском деле – это совместная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.

Задачи обучения:

  1. Удовлетворять нарушенные потребности пациента, т.е. обучить пациента самоходу

  2. Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни

  3. Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

Сферы обучения(рис.1):


Рисунок – 1. Сферы обучения

  1. Познавательная- позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.

  2. Эмоциональная- характеризует настроении личности.

  3. Психомоторная- изменяет настроение, чувства пациента в зависимости от общего самочувствия.


Функции обучения:

  1. Образовательная- стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков.

Навык- высшее проявление умения, способность выполнить действия самостоятельно.

  1. Развивающая- способность применять знания и умения на практике.

  2. Воспитательная- целенаправленное развитие личности.


Восприятие информации


Активно

Пассивно

Мотивированно

есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации

м\с дает готовую информацию на основе ее прфессианализма путем разъяснения, показа

с познавательным интересом в самой учебной деятельности.

Выявляются и обсуждаются проблемы пациента, цели и ожидаемый результат



Методы обучения


Словесный

Наглядный

Практический

  • беседа

  • мини-лекции

  • рассказ

-научно-популярная литература

-таблицы

-видеофильм

-фантом

-тренажер

-медицинский атлас

-обработка технологий манипуляций:

  • выполнение инъекций

  • подача грелки и т.д


Методы обучения- взаимодействие медсестры и пациента при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.

Приемы обучения- действия, направленные на достижения желаемого результата в обучении:

  1. наблюдение-восприятие

  2. запоминание-повторение

  3. анализ-обобщение, коррекция


Факторы обучения:

  1. желание и готовность (пациента, родственника)

  2. способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития)

  3. окружающая обстановка (время,температура,тишина,мебель,музыка)

Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации.

Мотивация – осознанное стремление пациента получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному для поэтапного овладения знаниями и умениями. У каждого человека мотивация индивидуальная. Она зависит от содержания (новизна, доступность) и разнообразия форм (беседа, мини-лекция).


Деятельность сестры в обучающем процессе

  1. оценить потребности собеседника в обучении

  2. мотивировать необходимость в обучении

  3. оценить исходный уровень знаний

  4. выбрать удобное время и место

  5. составить повсеместно с пациентом индивидуальный план обучения, определить конкретные, реальные и достижимые цели

  6. контролировать и поощрять работу пациента, создавать благоприятную обстановку для обучения

  7. реализовать индивидуальный план совместно с пациентом или его родственниками

  8. оценить качество и эффективность обучения. Сопоставить полученный результат в обучении с поставленной целью. Важна не только сестринская оценка, но и самооценка:

  • адекватной – совпадать с мнением м\с

  • неадекватной – завышенной или заниженной

  • нестабильной – то доволен, то недоволен

Роль медицинской сестры в обучении

  1. что делать:

  • информировать о лекарствах, необходимых процедурах, врачебных рекомендациях по повышению качества жизни пациента

  1. «с кем делать»:

«адреса» педагогических действий:

  • сами пациенты и их ближайшие родственники как адресаты педагогических действий

  • коллеги

  • родственники, знакомые, друзья, соседи

  1. почему делать: сохранить и укрепить здоровье

  2. как делать: грамотно, четко, наглядно продемонстрировать умения

Качества медицинской сестры


Последовательность обучения

I этап-оценка потребностей пациента, его семьи в обучении, оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению

II этап- определение проблем пациента

III этап- формирование целей и составление индивидуального плана с использованием конкретных методов и примеров обучения

IV этап- реализация плана сестринских вмешательств

V этап- оценка качества и эффективность обучения, при необходимости его корректируют






























Список терминов


  1. Анализ- обобщение, коррекция

  2. Запоминание- повторение

  3. Мотив-позновательный интерес

  4. Наблюдение- восприятие

  5. Обучение - целенаправленный организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

  6. Педагогика - это наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.

  7. Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

  8. Обучение в сестринском деле – это совместная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.

  9. Прием обучения – действие, направленные на достижение желаемого результата обучения

  10. Профессиональные навыки- умение, выработанное упражнения, привычками















Тест-контроль


Внимательно прочитайте задание, выберите один пральный вариант ответа.

1. Основыное условие сестринской деятельности:

  1. эмоциональная неустойчивость

  2. жестокость руководства

  3. узкая эрудиция

  4. профессиональная компетенция

2 .Наглядность обучения:

  1. беседа

  2. демонстраця

  3. лекция

  4. предмты ухода

3. Сфера обучения:

  1. познавательная

  2. образовательная

  3. воспитательная

  4. развивающая

4.Функции обучения:

  1. образовательная

  2. позновательная

  3. чувственная

  4. психомоторная

5.Педагогический прием:

  1. обеспечение предмета ухода

  2. обеспечение спецлитературой

  3. беседа

  4. знания

6.Умение высшей степени освоения:

  1. обучение

  2. навык

  3. знание

обучаемость

7.Развитие памяти, мышления – это функции обучения:

  1. психомоторная

  2. воспитательная

  3. образовательная

  4. развивающая

8.Учебно-наглядное пообие:

  1. фантомы

  2. доклад

  3. беседа

  4. памятка

9.Основное условие сестринской деятельности:

  1. профессиональная компетентность

  2. низкая эрудиция

  3. гармоничное развтие личности

  4. эмоциональная лабильность

10. Неблагоприятные факторы обучения:

  1. достаточная вентиляция

  2. тишина

  3. усталость

  4. достаточное освещение

11.Количество этапов учебного процесса:

  1. 5

  2. 4

  3. 3

  4. 2

12.Оценка исходного знаний и умений пациента – это этап учебного процесса:

  1. 5

  2. 4

  3. 3

  4. 1

13.Третий этап учебного процесса:

  1. оценка результатов обучения

  2. оценка исходного уровня знаний

  3. планирование обучения

  4. реализация планов обучения

14.В учебном процессе реализация плана обучения – этап:

  1. 4

  2. 3

  3. 2

  4. 1

15.Качество и эффективность обучения позволяют определить этап учебного процесса:

  1. 5

  2. 4

  3. 3

  4. 2

16.Планирование содержания обучения – это этап учебного процесса:

  1. 4

  2. 3

  3. 2

  4. 1

17.Объективная информация о предметах, процессах и явлениях окружающего мира:

  1. умение

  2. навык

  3. обучение

  4. знание

18.Достаточность освещения является фактором обучения:

  1. благоприятным

  2. отвлекающим

  3. неблагоприятным

  4. нежелательным

19.Желание учиться:

  1. мотивация

  2. сфера

  3. фактор

  4. метод

20.Позновательный интерес:

  1. мотив

  2. причина

  3. метод

  4. фактор

















Эталоны ответов

Ответ

1

Г

2

Г

3

А

4

А

5

В

6

Б

7

Г

8

А

9

А

10

В

11

А

12

Г

13

В

14

А

15

А

16

Б

17

Г

18

А

19

А

20

А























Список использованных источников

  1. Основы сестринского дела : курс лекций, Сестринские технологии : учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова ; под ред.В.В. Морозова.  Изд. 2-е.  Ростов н/Д : Феникс, 2017.  716 с. : ил.  (Среднее медицинское образование)

  2. Основы сестринского дела : практикум / Т. П. Обуховец.  Изд. 2-е.  Ростов н/Д : Феникс, 2017.  687, [1] с. : ил.  (Среднее медицинское образование)

  3. Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www. medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432594.html

  4. Основы сестринского дела : Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Широкова и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN 9785970432563.html

  5. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Мухина С. А., Тарновская И. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib. ru/book/ISBN9785970437551.html

Дополнительные источники:

  1. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Хрусталев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970433287.html

  2. Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Л. Осипова - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431337.html

  3. Дезинфекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Осипова В.Л. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431207.html

  4. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. С. И. Двойникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970435168.html

  5. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г. И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970433294.html

  6. Нормативные документы:

Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе - http://www.studentlibrary.ru

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.