ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
(младшая медицинская сестра)
МДК 04. 02. Безопасная среда для пациента и персонала
2018
Рассмотрено на заседании ЦМК Председатель ЦМК___________ «___»_______________20___ г. Протокол №__________ | Согласовано: Зам.директора по УР: _______ Севостьянова И. А. «___»_____________ 201 __ г. |
Составила: Игнатьева Е.В. – преподаватель первой квалификационной категории ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра) |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Образование и обучение в сестринском деле | 7 |
Функции обучения | 8 |
Факторы обучения | 10 |
Деятельность сестры в обучающем процессе | 10 |
Роль медицинской сестры в обучении | 11 |
Последовательность обучения | 12 |
Список терминов | 13 |
Тест-контроль | 14 |
Эталоны ответов | 18 |
Список использованных источников | 19 |
Пояснительная записка
Сестринское дело - часть системы здравоохранения, включающая деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным людям всех групп. Подход к сестринскому делу, точное определение его рамок, функции и формы организации сестринского персонала различаются в разных регионах, и зависят от особенности национальной культуры, уровня системы здравоохранения, демографической ситуации и других факторов. Вместе с тем, сестринское дело как важная часть системы здравоохранения имеет универсальный характер.
Обучение- двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий поступление знаний и формирование навыков у пациента.
Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этических и правового регулирования медицинской деятельности.
Например: медицинская сестра не всегда может оказаться рядом с пациентом, или он выразил желания лечиться на дому. Некоторые манипуляции он может совершать самостоятельно. Так же инструкции в тех или иных ситуациях, когда помощь требуется незамедлительно, или же чтобы пациент дожил до приезда квалифицированных врачей.
Знать:
Уметь:
Применить сестринский процесс для решения проблем пациента связанных с дефицитом знаний\ умений
На I этапе- оценить потребность пациента, его семьи в обучении; оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению
На II этапе- интерпретировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний
На III этапе- сформулировать цели обучения
На VI этапе- составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его
На V этапе- оценить качество и эффективность обучения, при необходимости- внести его
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Дидактические цели:
закрепление, углубление и систематизация изученного теоретического материала по разделу;
выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;
выработка умения применять теоретические знания на практике
продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Развивающие цели:
развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;
активизация познавательного интереса студентов;
развитие памяти и логического мышления.
3. Воспитательные цели:
воспитание стремления к получению глубоких знаний;
привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;
воспитание чувства ответственности за результаты обучения;
воспитание культуры речи и культуры поведения.
Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:
При изучении темы у студентов будут сформированы:
Профессиональные компетенции (ПК):
-эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
-соблюдать принципы профессиональной этики;
-оформлять медицинскую документацию;
-оказывать медицинские услуги в пределах своих компетенций.
Общие компетенции (ОК):
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям
Образование и обучение в сестринском деле
Педагогика - это наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.
Обучение - целенаправленный организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.
Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Обучение в сестринском деле – это совместная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.
Задачи обучения:
Удовлетворять нарушенные потребности пациента, т.е. обучить пациента самоходу
Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни
Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
Сферы обучения(рис.1):

Рисунок – 1. Сферы обучения
Познавательная- позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.
Эмоциональная- характеризует настроении личности.
Психомоторная- изменяет настроение, чувства пациента в зависимости от общего самочувствия.
Функции обучения:
Образовательная- стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков.
Навык- высшее проявление умения, способность выполнить действия самостоятельно.
Развивающая- способность применять знания и умения на практике.
Воспитательная- целенаправленное развитие личности.
![]()



Восприятие информации
Активно | Пассивно | Мотивированно |
есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации | м\с дает готовую информацию на основе ее прфессианализма путем разъяснения, показа | с познавательным интересом в самой учебной деятельности. Выявляются и обсуждаются проблемы пациента, цели и ожидаемый результат |


Методы обучения
Словесный | Наглядный | Практический |
беседа мини-лекции рассказ | -научно-популярная литература -таблицы -видеофильм -фантом -тренажер -медицинский атлас | -обработка технологий манипуляций: выполнение инъекций подача грелки и т.д |
Методы обучения- взаимодействие медсестры и пациента при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.
Приемы обучения- действия, направленные на достижения желаемого результата в обучении:
наблюдение-восприятие
запоминание-повторение
анализ-обобщение, коррекция
Факторы обучения:
желание и готовность (пациента, родственника)
способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития)
окружающая обстановка (время,температура,тишина,мебель,музыка)
Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации.
Мотивация – осознанное стремление пациента получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному для поэтапного овладения знаниями и умениями. У каждого человека мотивация индивидуальная. Она зависит от содержания (новизна, доступность) и разнообразия форм (беседа, мини-лекция).
Деятельность сестры в обучающем процессе
оценить потребности собеседника в обучении
мотивировать необходимость в обучении
оценить исходный уровень знаний
выбрать удобное время и место
составить повсеместно с пациентом индивидуальный план обучения, определить конкретные, реальные и достижимые цели
контролировать и поощрять работу пациента, создавать благоприятную обстановку для обучения
реализовать индивидуальный план совместно с пациентом или его родственниками
оценить качество и эффективность обучения. Сопоставить полученный результат в обучении с поставленной целью. Важна не только сестринская оценка, но и самооценка:
адекватной – совпадать с мнением м\с
неадекватной – завышенной или заниженной
нестабильной – то доволен, то недоволен
Роль медицинской сестры в обучении
что делать:
«с кем делать»:
«адреса» педагогических действий:
сами пациенты и их ближайшие родственники как адресаты педагогических действий
коллеги
родственники, знакомые, друзья, соседи
почему делать: сохранить и укрепить здоровье
как делать: грамотно, четко, наглядно продемонстрировать умения
Качества медицинской сестры

Последовательность обучения
I этап-оценка потребностей пациента, его семьи в обучении, оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению
II этап- определение проблем пациента
III этап- формирование целей и составление индивидуального плана с использованием конкретных методов и примеров обучения
IV этап- реализация плана сестринских вмешательств
V этап- оценка качества и эффективность обучения, при необходимости его корректируют
Список терминов
Анализ- обобщение, коррекция
Запоминание- повторение
Мотив-позновательный интерес
Наблюдение- восприятие
Обучение - целенаправленный организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.
Педагогика - это наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.
Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Обучение в сестринском деле – это совместная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.
Прием обучения – действие, направленные на достижение желаемого результата обучения
Профессиональные навыки- умение, выработанное упражнения, привычками
Тест-контроль
Внимательно прочитайте задание, выберите один пральный вариант ответа.
1. Основыное условие сестринской деятельности:
эмоциональная неустойчивость
жестокость руководства
узкая эрудиция
профессиональная компетенция
2 .Наглядность обучения:
беседа
демонстраця
лекция
предмты ухода
3. Сфера обучения:
познавательная
образовательная
воспитательная
развивающая
4.Функции обучения:
образовательная
позновательная
чувственная
психомоторная
5.Педагогический прием:
обеспечение предмета ухода
обеспечение спецлитературой
беседа
знания
6.Умение высшей степени освоения:
обучение
навык
знание
обучаемость
7.Развитие памяти, мышления – это функции обучения:
психомоторная
воспитательная
образовательная
развивающая
8.Учебно-наглядное пообие:
фантомы
доклад
беседа
памятка
9.Основное условие сестринской деятельности:
профессиональная компетентность
низкая эрудиция
гармоничное развтие личности
эмоциональная лабильность
10. Неблагоприятные факторы обучения:
достаточная вентиляция
тишина
усталость
достаточное освещение
11.Количество этапов учебного процесса:
5
4
3
2
12.Оценка исходного знаний и умений пациента – это этап учебного процесса:
5
4
3
1
13.Третий этап учебного процесса:
оценка результатов обучения
оценка исходного уровня знаний
планирование обучения
реализация планов обучения
14.В учебном процессе реализация плана обучения – этап:
4
3
2
1
15.Качество и эффективность обучения позволяют определить этап учебного процесса:
5
4
3
2
16.Планирование содержания обучения – это этап учебного процесса:
4
3
2
1
17.Объективная информация о предметах, процессах и явлениях окружающего мира:
умение
навык
обучение
знание
18.Достаточность освещения является фактором обучения:
благоприятным
отвлекающим
неблагоприятным
нежелательным
19.Желание учиться:
мотивация
сфера
фактор
метод
20.Позновательный интерес:
мотив
причина
метод
фактор
Эталоны ответов
№ | Ответ |
1 | Г |
2 | Г |
3 | А |
4 | А |
5 | В |
6 | Б |
7 | Г |
8 | А |
9 | А |
10 | В |
11 | А |
12 | Г |
13 | В |
14 | А |
15 | А |
16 | Б |
17 | Г |
18 | А |
19 | А |
20 | А |
Список использованных источников
Основы сестринского дела : курс лекций, Сестринские технологии : учебник / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова ; под ред.В.В. Морозова. Изд. 2-е. Ростов н/Д : Феникс, 2017. 716 с. : ил. (Среднее медицинское образование)
Основы сестринского дела : практикум / Т. П. Обуховец. Изд. 2-е. Ростов н/Д : Феникс, 2017. 687, [1] с. : ил. (Среднее медицинское образование)
Основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www. medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432594.html
Основы сестринского дела : Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Широкова и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN 9785970432563.html
Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Мухина С. А., Тарновская И. И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib. ru/book/ISBN9785970437551.html
Дополнительные источники:
Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М. Хрусталев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970433287.html
Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Л. Осипова - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431337.html
Дезинфекция [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Осипова В.Л. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431207.html
Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс] : учеб. пособие / под ред. С. И. Двойникова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970435168.html
Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г. И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary. ru/book/ISBN9785970433294.html
Нормативные документы:
Интернет ресурсы, отвечающие тематике профессионального модуля, в том числе - http://www.studentlibrary.ru
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.