Обучение в системе среднего профессионального образования (СПО).
Современная система среднего профессионального образования (СПО) характеризуется стандартизацией и жестким следование Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (ФГОС) — совокупности обязательных требований, обеспечивающих качественную подготовку, в том числе и специалистов среднего звена
СПО — это среднее профессиональное образование. Такое образование можно получить в ссузах — средних специальных учебных заведениях, которыми являются техникум (программы базовой подготовки) и колледж (программы базовой и углублённой подготовки).
Ссузы могут иметь разную организационно-правовую форму:
ГОУ СПО — государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
ЧОУ СПО — частные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
АНО СПО — автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9 классов основного или 10—11 классов среднего общего обязательного образования
Учащиеся ссузов в течение первых 2-х лет обучения обычно продолжают изучать школьную программу, однако в несколько сокращённом формате.
Особенности преподавания в СПО, отличия от школы и вуза
Перечислим некоторые важные факты об обучении в ссузах, которые в итоге отражаются на преподавателях:
В ссуз проще поступить, чем в вуз. Из-за этого учиться туда приходят чуть менее подготовленные студенты. А слабых учеников сложнее обучать.
Требования к освоению общеобразовательных предметов ниже вузовских, поэтому прошлый пункт (сложность обучения) нивелируется более низкими стандартами. Однако педагогам в таком случае может быть менее интересно преподавать свой предмет, ведь глубокие знания преподавателя не всегда будут востребованы и оценены.
Зачастую ученики приходят в ссузы для освоения конкретной специальности. И если студент уже решил перейти от изучения широкого круга предметов (в школе) к более узкому (в ссузе), то, скорее всего, он готов больше времени уделять обучению. И как раз с заинтересованными в профессии учениками работать приятнее — ведь они инициативны и активны.
Обучение носит практико-ориентированный формат, поэтому преподаватели должны не только разбираться в теории, но и уметь передать свои навыки учащимся.
Во время обучения студенты могут проходить производственную практику или даже работать, что может отвлекать их от учебного процесса. И если ученики в таком случае, возможно, даже выигрывают, то преподаватели могут зачастую сталкиваться с прогулами и некачественно выполненные заданиями, мотивированными «освоением профессии на практике».
Методы обучения, применимые в СПО
Для решения проблемы выбора актуальных методов для преподавания в ссузах необходимо ориентироваться в общих методах обучения.
Разделение методов преподавания по принципу активности:
Пассивные методы обучения (когда учитель говорит, а ученики слушают);
Активные методы обучения (когда учитель говорит с учениками, ученики говорят с учителем);
Интерактивные методы обучения (когда учитель говорит с учениками, ученики говорят с учителем и друг с другом).
В контексте СПО наиболее подходящими методами являются активные и интерактивные, так как именно они позволяют осваивать профессию не только в теории, но и на практике.
Подробнее:
Современные методики преподавания:
Лекции с применением информационных технологий;
Семинары с применением информационных технологий;
Тренинги;
Коучинг;
Case-study;
Работа по образцу;
Косалтинг;
Работа в парах;
Ролевые и деловые игры;
Ротации;
«Лидер–ведомый»;
Мозговой штурм;
Обсуждения и дискуссии;
Обмен;
Дистанционное обучение.
Современные средства преподавания:
Печатные средства обучения;
Электронные средства обучения;
Демонстрационные средства обучения;
Наглядные (плоскостные) средства обучения;
Аудиовизуальные средства обучения;
Учебные приборы;
Тренажёры;
Учебная техника.
Для СПО подходят те средства, которые обеспечивают максимальный уровень «прикосновения» к реальной профессии.
ФГОС отражает требования к структуре образовательной программы и её объёму, к условиям реализации учебного процесса (с учётом кадровых, финансовых, материально-технических и прочих условий), а также к результатам освоения студентами программ обучения.
Конец формы