МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.И. БОГАТЫРЯ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
« То, что мы собрались вместе ,это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе,-это уже достижение; то, что мы вместе работаем,-это настоящий успех.»
Генри Форд
Обучение в сотрудничестве на уроках немецкого языка
в 5-6 классах
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.
Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:
внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;
перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.
Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоёмкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, обладающие гражданской ответственностью, которые смогут принимать ответственные решения в проблемных ситуациях и будут способны к взаимодействию с сотрудниками.
На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы:
создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;
активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.
Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю немецкого языкa особенно близки и интересны следующие:
технология уровневой дифференциации;
игровая технология;
бучение по станциям;
мультимедийные технологии;
кейс-технология;
метод проектов;
оnline-обучение;
здоровьесберегающие технологии;
технология интерактивного обучения;
обучение в сотрудничестве;
развивающие технологии.
Хотелось бы остановиться на технологии обучение в сотрудничестве.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесс. Эта технология предполагает распределение всех связанных с этим функций – организация класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим между учителем и учениками. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.
Его важнейшими признаками являются:
осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;
высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;
активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей у школьников;
методика обучения, стимулирующая самостоятельность, интерес учащихся, их практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;
взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.
Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
В наши дни «процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как особым образом организованное общение или особая разновидность общения». Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики, и ученики друг с другом), под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.
Эффективность обучения иностранному языку зависит, конечно, от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Но большую роль играет также «взаимодействие их личностей, складывающееся между ними взаимопонимание, которое является основой содружества на уроке».
Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личного взаимодействия), складываются между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нему приводит».
Основными целями и задачами обучения сотрудничества является- создание условий для развития личности учащихся, формирования у них самостоятельности, умения работать в команде.
Задачи обучения в сотрудничестве:
развитие навыков устной и письменной речи на немецком языке;
развитие навыков чтения и аудирования на немецком языке;
расширение словарного запаса учащихся;
знакомство учащихся с культурой и традициями немецкоговорящих стран;
развитие самостоятельности, умения работать в команде;
формирование умения решать проблемы, принимать решения.
Преимущества обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации учебной деятельности:
Учащиеся учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом. В процессе работы в группе учащиеся учатся договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу. Это способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность.
Учащиеся учатся решать проблемы, принимать решения. В процессе работы в группе учащиеся сталкиваются с различными проблемами, которые необходимо решить. Это способствует развитию у них критического мышления, умения решать проблемы.
Учащиеся учатся получать удовольствие от учебной деятельности. Работа в группе позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и уверенно, что способствует повышению мотивации к учебной деятельности.
Формы обучения в сотрудничестве
Существует множество форм обучения в сотрудничестве. В 5 классе использую следующие формы:
Работа в парах. Эта форма обучения является наиболее простой и доступной для учащихся 5 класса. В парах учащиеся могут выполнять различные задания, например, решать упражнения, отвечать на вопросы, обсуждать прочитанный текст.
Работа в группах. В группах учащиеся могут выполнять более сложные задания, например, готовить проекты, презентации, участвовать в дискуссиях.
Смешанные формы обучения. В смешанных формах обучения учащиеся могут работать как в парах, так и в группах.
Примеры заданий для обучения в сотрудничестве
При организации обучения в сотрудничестве на уроках немецкого языка в 5 классе можно использовать следующие задания:
Задания на развитие навыков устной речи. Например, учащиеся могут подготовить диалоги, инсценировки, игры.
Задания на развитие навыков чтения. Например, учащиеся могут прочитать текст и обсудить его содержание, составить план текста, пересказать текст.
Задания на развитие навыков аудирования. Например, учащиеся могут прослушать текст и ответить на вопросы по нему, составить план текста, пересказать текст.
Задания на развитие навыков письма. Например, учащиеся могут написать письмо другу, сочинение, эссе.
Задания на расширение словарного запаса. Например, учащиеся могут составить словарик новых слов, подготовить презентацию о немецкой лексике.
Задания на знакомство с культурой и традициями немецкоговорящих стран. Например, учащиеся могут подготовить презентацию о немецкой культуре, приготовить немецкое блюдо, выполнить аппликацию или рисунок на немецкую тему.
Оценка результатов обучения в сотрудничестве
При оценке результатов обучения в сотрудничестве необходимо учитывать следующие критерии:
Умение работать в команде. Учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу.
Результат работы группы. Учащиеся должны выполнить задание в соответствии с требованиями.
Личное участие каждого ученика в работе группы. Каждый ученик должен внести свой вклад в работу группы.
Заключение
Педагогика сотрудничества направлена на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.
При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Использование этой технологии на уроках иностранного языка безусловно делает учебный процесс ярким и радостным для детей и обогащает не только учеников, но и учителя.
Учитель приобретает важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы и аргументировать их.
Вот почему опыт обучения в сотрудничестве представляется наиболее интересным для современной школы.
Список использованной литературы:
Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
Инновационная стратегия обучения/ Под ред. В.Я. Ляудиса. М., 2000.
Леонтьев А.А. Иностранный язык в школе. М., 1970.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.
Соловейчик С.С. Педагогика для всех. М., 1987.