СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение в сотрудничестве на уроках немецкого языка в 5-6 классах

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение в сотрудничестве на уроках немецкого языка в 5-6 классах»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.И. БОГАТЫРЯ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



« То, что мы собрались вместе ,это только начало; то, что мы продолжаем оставаться вместе,-это уже достижение; то, что мы вместе работаем,-это настоящий успех.»

Генри Форд



Обучение в сотрудничестве на уроках немецкого языка

в 5-6 классах


Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребёнка.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:

  • внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

  • перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

Главными характеристиками педагогических технологий можно назвать гуманность, эффективность, наукоёмкость, универсальность, интегрированность. Именно это создает сегодня условия для воспитания нового члена общества. Современному обществу нужны образованные и нравственные люди, обладающие гражданской ответственностью, которые смогут принимать ответственные решения в проблемных ситуациях и будут способны к взаимодействию с сотрудниками.

На мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы:

  • создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;

  • активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю немецкого языкa особенно близки и интересны следующие:

  • технология уровневой дифференциации;

  • игровая технология;

  • бучение по станциям;

  • мультимедийные технологии;

  • кейс-технология;

  • метод проектов;

  • оnline-обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технология интерактивного обучения;

  • обучение в сотрудничестве;

  • развивающие технологии.

Хотелось бы остановиться на технологии обучение в сотрудничестве.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесс. Эта технология предполагает распределение всех связанных с этим функций – организация класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим между учителем и учениками. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.

Его важнейшими признаками являются:

  • осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности;

  • высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности;

  • активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей у школьников;

  • методика обучения, стимулирующая самостоятельность, интерес учащихся, их практическую и  интеллектуальную  инициативу,  творчество. Она исключает   принуждение,    монополию   педагогов   на    интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации;

  • взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.

Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

В наши дни «процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как особым образом организованное общение или особая разновидность общения». Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики, и ученики друг с другом), под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.

Эффективность обучения иностранному языку зависит, конечно, от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Но большую роль играет также «взаимодействие их личностей, складывающееся между ними взаимопонимание, которое является основой содружества на уроке».

Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личного взаимодействия), складываются между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нему приводит».

Основными целями и задачами обучения сотрудничества является- создание условий для развития личности учащихся, формирования у них самостоятельности, умения работать в команде.

Задачи обучения в сотрудничестве:

  • развитие навыков устной и письменной речи на немецком языке;

  • развитие навыков чтения и аудирования на немецком языке;

  • расширение словарного запаса учащихся;

  • знакомство учащихся с культурой и традициями немецкоговорящих стран;

  • развитие самостоятельности, умения работать в команде;

  • формирование умения решать проблемы, принимать решения.

Преимущества обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации учебной деятельности:

  • Учащиеся учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом. В процессе работы в группе учащиеся учатся договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу. Это способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность.

  • Учащиеся учатся решать проблемы, принимать решения. В процессе работы в группе учащиеся сталкиваются с различными проблемами, которые необходимо решить. Это способствует развитию у них критического мышления, умения решать проблемы.

  • Учащиеся учатся получать удовольствие от учебной деятельности. Работа в группе позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и уверенно, что способствует повышению мотивации к учебной деятельности.

Формы обучения в сотрудничестве

Существует множество форм обучения в сотрудничестве. В 5 классе использую следующие формы:

  • Работа в парах. Эта форма обучения является наиболее простой и доступной для учащихся 5 класса. В парах учащиеся могут выполнять различные задания, например, решать упражнения, отвечать на вопросы, обсуждать прочитанный текст.

  • Работа в группах. В группах учащиеся могут выполнять более сложные задания, например, готовить проекты, презентации, участвовать в дискуссиях.

  • Смешанные формы обучения. В смешанных формах обучения учащиеся могут работать как в парах, так и в группах.

Примеры заданий для обучения в сотрудничестве

При организации обучения в сотрудничестве на уроках немецкого языка в 5 классе можно использовать следующие задания:

  • Задания на развитие навыков устной речи. Например, учащиеся могут подготовить диалоги, инсценировки, игры.

  • Задания на развитие навыков чтения. Например, учащиеся могут прочитать текст и обсудить его содержание, составить план текста, пересказать текст.

  • Задания на развитие навыков аудирования. Например, учащиеся могут прослушать текст и ответить на вопросы по нему, составить план текста, пересказать текст.

  • Задания на развитие навыков письма. Например, учащиеся могут написать письмо другу, сочинение, эссе.

  • Задания на расширение словарного запаса. Например, учащиеся могут составить словарик новых слов, подготовить презентацию о немецкой лексике.

  • Задания на знакомство с культурой и традициями немецкоговорящих стран. Например, учащиеся могут подготовить презентацию о немецкой культуре, приготовить немецкое блюдо, выполнить аппликацию или рисунок на немецкую тему.

Оценка результатов обучения в сотрудничестве

При оценке результатов обучения в сотрудничестве необходимо учитывать следующие критерии:

  • Умение работать в команде. Учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять обязанности, помогать друг другу.

  • Результат работы группы. Учащиеся должны выполнить задание в соответствии с требованиями.

  • Личное участие каждого ученика в работе группы. Каждый ученик должен внести свой вклад в работу группы.

Заключение

Педагогика сотрудничества направлена на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.

При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность. Использование этой технологии на уроках иностранного языка безусловно делает учебный процесс ярким и радостным для детей и обогащает не только учеников, но и учителя.

Учитель приобретает важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы и аргументировать их.

Вот почему опыт обучения в сотрудничестве представляется наиболее интересным для современной школы. 


Список использованной литературы:

Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении. М., 1991.

Инновационная стратегия обучения/ Под ред. В.Я. Ляудиса. М., 2000.

Леонтьев А.А. Иностранный язык в школе. М., 1970.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.

Соловейчик С.С. Педагогика для всех. М., 1987.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!