СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение анализу эпизода на уроках литературы в 8 классе (на примере изучения боя с барсом из поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы литературоведческого практикума для учащихся 8 класса "Бой Мцыри с барсом"

Просмотр содержимого документа
«Обучение анализу эпизода на уроках литературы в 8 классе (на примере изучения боя с барсом из поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри")»

«Бой с барсом». Анализ эпизода М. Ю. Лермонтова «Мцыри»


  1. Перечитайте строфы 14-19, определите границы эпизода ____________________________


  1. Определите время и место действия, назовите участников события


____________________________

  1. Перед вами план, характеризующий развитие действия. Найдите соответствия в тексте.


- Мцыри видит барса, любуется противником (строфы_________________)

- Барс грызёт кость, не замечая человека (строфы___________________)

- Барс обнаруживает противника и готовится к нападению (строфы______________)

- Зверь атакует. Мцыри отражает удар и наносит ответный (строфы______________)

- Новая схватка (строфы______________)

- Последнее усилие барса (строфы_________________)

- Победа Мцыри (строфы_______________)

Выделите в эпизоде экспозицию (стр.______), завязку (стр.______), кульминацию (стр._____), развязку (стр.______).


  1. Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод. Подберите существительные или прилагательные, характеризующие эмоциональный фон отрывка, настроение героя (грусть, радость, веселье, тревога, спокойствие, напряжение, азарт, жестокость, доброта, восхищение, презрение, злоба; радостный, счастливый, тревожный, мятежный, беспокойный, озлобленный, азартный и т. д.).

__________________________________________________________________________



  1. Подберите заголовок, содержащий эмоциональную оценку данной сцены.


____________________________________________________________________

Проанализируйте предложенные варианты: «Грозная битва», «Смертельный бой», «Решающая схватка», «Суровое испытание», «Борьба за жизнь», «Решающее сражение». Найдите слова синонимы (см. примеры заголовков в задании №5), объясните их значение. Какие из данный слов встречаются в тексте поэмы?


  1. Выпишите существительные и глаголы, использованные в описании схватки.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________

В чём особенность выписанных вами существительных? Чем вы можете объяснить обилие глаголов и глагольных форм? Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Как в тексте характеризуются участники схватки?


Мцыри

Барс

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Среди выписанных примеров найдите эпитеты, метафоры, перифраз, сравнения. Сделайте выводы о характерах героев, их отношении друг к другу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мог ли Мцыри избежать битвы? Почему он ждёт, когда зверь его заметит? Почему эта схватка столь важна для героя? В чём он хочет убедиться? Сделайте выводы о характере Мцыри. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какие чувства по отношению к своему противнику испытывает Мцыри? Докажите по тексту. Чем привлекает барс героя? Какими качествами наделяет юноша своего противника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему именно эти качества вызывают восхищение Мцыри? Сравните свой ответ с третьей строфой поэмы. Докажите, что Мцыри — романтический герой. Вспомните основные признаки романтизма .______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сформулируйте основную мысль (идею) поэмы. Как она реализуется в данном эпизоде? Запишите выводы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Данный эпизод — фрагмент монолога героя, отметьте синтаксические, лексические и морфологические особенности, характерные для данной формы повествования. Определите стиль фрагмента.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие типы речи сочетаются в данном отрывке. Найдите примеры описания (строки___________________), рассуждения (строки__________________), повествования (строки_______________). Определите тип своего будущего сочинения. От какого лица вы будете вести повествование? Перескажите от своего лица события «той ночи» (устно). Как вы думаете, нужно ли этот пересказ включать в сочинение? Почему?

  1. Определите стихотворный размер отрывка и способ рифмовки. Попробуйте объяснить, как это связано с замыслом поэмы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продумайте план будущего сочинение на тему «Анализ эпизода «Бой с барсом», учитывая при этом общий план анализа эпизода.

План анализа эпизода

1.Общая характеристика произведения, мировоззрения писателя (поэта), его творческого метода.

2.Композиционная роль эпизода.

3.Место, время действия, минисюжет эпизода и его развитие.

4.Основной конфликт и его участники (их поведение, описание, характеристика).

5.Как в этом эпизоде раскрывается главный герой произведения.

6.Авторская позиция (кому симпатизирует автор и как это проявляется).

7.Художественно-изобразительные средства (тропы).

8.Стилистические приёмы, особенности повествования, типы речи.

9.Наиболее значимые детали, роль пейзажа и других описаний.

10.Личное отношение к проблеме, героям.

11.Примеры трактовки текста, отзывы критиков и литературоведов.

12.Основная мысль эпизода в соотнесении с идеей поэмы в целом.

План сочинения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочтите в учебной хрестоматии критические материалы о поэме М.Лермонтова. Как критики оценивают характер Мцыри? Чья позиция вам ближе? С кем хотелось бы поспорить?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Прочтите возможный вариант вступления к сочинению.


«Романтическая поэма «Мцыри» была создана М. Лермонтовым в 1839 году. Несмотря на трагичность сюжета (главный герой погибает), произведение оптимистично. Наверное, потому, что главный герой любит жизнь и не мыслит её без борьбы.

Вот и в кульминационном эпизоде молодой послушник вступает в решительную схватку с диким зверем — барсом.»

Что на ваш взгляд удачно, что нет в данном отрывке. Напишите собственное вступление.


  1. Проанализируйте записи, сделанные по ходу практической работы. Напишите сочинение.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!