Только креативный и мобильный учитель-логопед
может стимулировать интерес к чтению у любого ребёнка,
несмотря на его интеллектуальное развитие.
Л. Выготский
Обучение чтению с помощью составных пиктограмм
Инновационная технология «Ребус-метод» содержит подборку составных пиктограмм безотказно и в кратчайшие сроки даёт качественный результат по обучению чтению детей в возрасте от 3 до 7 лет с диагнозом ЗПР, лёгкой умственной отсталостью, тугоухостью ІІ, ІІІ степени и ОНР разной степени. Этот материал будет полезен логопедам, воспитателям и родителям.
Весело для детей, удобно для логопеда, абсолютно понятно для родителей!
Каждый четырёхлетний ребёнок мечтает научиться читать. Книги, журналы, реклама, надписи на улицах и в телевизоре, на обёртках конфет и на упаковках с игрушками — письменная речь окружает ребёнка везде, она так желаема и, к сожалению, так непонятна! Малыш с энтузиазмом отзывается на предложение взрослого поучиться читать, но!.. здесь его ожидает «занавес».
Оказывается, прежде чем хоть что-то прочитать, нужно долго изучать буквы, заучивать сложные правила их сочетания, учиться много дней, недель, месяцев, а собственно читать нельзя! Хорошо, если дефектолог — настоящий партнёр, может поиграть в разные игры
умеет рассказать смешную историю «из жизни букв». Чтение от этого лучше не становится, но занятие хотя бы перестаёт быть скучным. Если бы можно было — раз — и уже научился! Раз — и уже прочитал! Раз — и даже сам понял прочитанное слово! Мечта малыша!
Именно эту мечту ребёнка воплощает «Ребус-метод». За несколько минут научиться читать, ещё даже не зная букв, практически без обучения. Пусть ещё читать не целые рассказы, и даже не предложения, а хотя бы просто отдельные слова. Пусть ещё даже не с помощью букв, таких сложных для ребёнка, а пока только с помощью составных пиктограмм, как читали древние шумеры. До чтения рассказов ребёнку следует преодолеть весь длительный учебный путь — буквы, потом — сло-ги, потом — слова, потом — словосочетания
предложения, — всё то, что предлагают другие методики. Но с технологией «Ребус-метод» малыш уже с первого занятия будет учиться читать и главное — понимать содержание прочитанного.
Практические основы ребусного метода
Эта игра с детьми имеет всего два правила.
I правило - как из целого слова выделить на слух его первый звуковой состав (в слове МАСКА не первую букву и не первый слог МАС, а именно первый звуковой состав МА). Для 4х –летнего ребёнка это не проблема, и уже за две-три минуты малыш осваивает первое правило.
II правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесённых вслух одно за другим, выделить их первые слоги и понять новое слово.
Уже с первых минут первого занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задание учителя-логопеда в эти минуты – продемонстрировать правила игры и воздержаться от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребёнку, что такое звук, слог или звуковой состав. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами состав записывают. Не нужно даже демонстрировать картинки или предметы (можно дать зрительную опору). Нужно всего лишь чётко и ритмично, как будто стихи, произнести:
маска – МА; шишка – ШИ; курица – КУ; ложка - ……
Здесь нужно сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребёнок поймёт, что его приглашают к игре. Но ожидать ответа не следует, продолжайте дальше:
мячик-МЯ; чайник – ЧА; ветка – ВЕ; сетка - …..; ручка – РУ; жучка - ……
Детям очень нравится устно играть с именами.
Коля-КО; Маша – МА; Даша – ДА; Петя – ПЕ; Федя – Фе; Кира – КИ и т.д.
Имена, конечно, должны быть знакомые ребёнку. Любой взрослый человек легко подберёт два-три десятка нужных слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударного слога, потому что в слове первый безударный слог трудно выделять ребёнку, он имеет другое звучание. (Мешок, песок)
Когда ребёнок понял правило «маска - МА», можно переходить к следующему шагу. Опять же, н нужно давать лишних объяснений, нужно лишь чётко и ритмично произнести:
маска, маска – МА-МА; курица, чайник – КУ - ……
Два слога – это совсем легко. Сложнее удержать мысленно три слова:
маска, шишка, наволочка – МА-ШИ-НА;
маска, листок, наволочка – МА-ЛИ-НА
Обычно четырёх-пятилетние дети достаточно легко с первого занятия выполняют на слух задание из трёх слов. Зато задания из 4х – слов вызывают трудности даже у шестилеток:
каша, вата, лето, рыба – КАВАЛЕРЫ
Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются «угадать» конечное слово и часто ошибаются. Сказывается нехватка концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг.
Но можно и облегчить задание, дав, наконец, ребёнку зрительную опору в виде предметов или их изображений.
При появлении зрительных объектов начинается процесс чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указывать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево и ошибаются с удивительным постоянством.
Таким образом, роль учителя-логопеда в этой технологии - самые простые действия. Никаких сложных объяснений, никаких длительных подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, которые применяют сегодня педагоги с единственной целью - развлечь малыша, который скучает на занятии, сделать занятие интересным. В «Ребус-методе» дети увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.
Конечно, не все дети одинаково успешны учёбе. Во время проведения занятия с группой самые сообразительные и активные малыши становятся «образцом» для неуспевающих детей: «делай, как они; догони их, опереди их, соревнуйся с ними».
Если же занятия проводят с одним ребёнком и он вдруг не понял правила игры, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза. Возможно, этот ребёнок ещё слишком мал для подобных упражнений, ещё не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет добиться от него взрослый.
Категорически не рекомендовано.
Нельзя проводить подобные игры с детьми, чьи речевые навыки и понятия ещё не сформировались. Так, например, трёхлетние дети способны серьёзно перенести правила сокращения слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Если же ребёнку для овладения «Ребус-методом» ещё не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления и, если угодно, чувства юмора, - это можно наблюдать и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, - то с этим ребёнком просто рано заниматься чтением, составным, пиктографическим и тем более фонемно-буквенным словообразованием. «Ребус-метод» является в то же время хорошим тренировочным и точным упражнением для тестирования.
Примеры устных ребусов.
Устные ребусы быстро развивают чувство ритма у ребёнка, его внимание и концентрацию. Взрослых тоже развлекает решение таких ребусов на слух.
Например:
маска, маска - МА-МА курица, чайник - ...
шишка, наволочка - ...
дятел, дятел - ...
ручка, кактус - ...
ванна, заяц - ...
девочка, тигр - … ножницы, гиря - … голубь, рыба - … гусь, бык - … ножницы, рыба - … люстра, диск - … листик, сыр - …
маска, шишка, наволочка - … маска, листик, наволочка - … рак, кепка, тапки -… гиря, тапки, рак - … тигр, шишка, наволочка - … гиря, тапки, рыба - … кактус, черепаха, липа - … маска, лыжи, шишка - … курица, лампа, кит - … робот, листик, кит - …
Любой взрослый может сложить свои ребусы. Лишь одно не стоит забывать: каждое слово-картинка должно начинаться с ударного слога: кошка, но не котёнок.
Звуко-артикуляционная таблица.
В процессе использования звуко-артикуляционной таблицы для изучения звуков и букв ребёнок получает дополнительную опору для расширения угла зрения. Целью учебного процесса должно стать не заучивание графических знаков, а развитие мышечного и психического аппарата ребёнка.
В таблице все звуки сгруппированы по артикуляторным признакам. Этот приём даёт возможность сконцентрировать внимание ребёнка на работе речевого аппарата. Ведь во взаимосвязи «движение - звук - буква» движение артикуляционных органов первично, звук вторичен, а буква занимает лишь третье место.
Таблицу читают в строку слева направо,
столбец - сверху вниз или «лесенкой».
Самое главное, что ребёнок с самого начала понимает по таблице, - что звуки отличаются по артикуляторным признакам и что эти признаки записывают разными комбинациями букв.
Читайте ребёнку вслух любую часть таблицы, в то же время показывайте на соответствующие буквы. Читайте быстро, ритмично, чётко артикулируя. Во время ознакомления с таблицей вы должны буквально «вести» ребёнка. Возьмите его за вытянутый пальчик и, называя звук, показывайте пальчиком на буквы. Вскоре ребёнок будет в состоянии произносить отдельные части таблицы вместе с вами «хором» - не потому, что уже выучил буквы, а потому, что запомнил ритмичную закономерность и последовательность звуков. Именно эта последовательность поможет ребёнку, например, в столбце, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ найти заданный вами слог (например, ГЮ).
Не ожидайте, что ребёнок с первого занятия будет повторять звуки безошибочно. С самого начала ребёнок не уверен, допускает ошибки, и вы не должны исправлять каждую. Если вы читаете таблицу «хором» вместе с ребёнком, то он сам замечает свои ошибки и в следующий раз попытается их исправить.
Для одного занятия достаточно 4–5 мин работы по таблице. Не следует работать со всей таблицей - она слишком большая, и маленькие дети не способны сразу запомнить такое количество объектов.
Не желайте немедленного результата. Учитывайте, что основной задачей таблицы является не заучивание букв, а артикуляторный и ритмичный тренинг. Заучивание букв
окажется лишь «побочным продуктом», к которому ребёнок поневоле придёт в результате регулярных повторов.
Включение в занятие с таблицей элементов логоритмики даёт логопеду
возможность, если он способен на это, превратить урок чтения в подвижные упражнения, соединить их с программой элементарного музыцирования.
Итак, использование игровой технологии делает учебный процесс интересным, увлекательным, способствует появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях складывается особая атмосфера - с элементами творчества и свободного выбора. Они развивают умение работать, побеждать. Часто это требует от малышей преодоления собственной застенчивости и нерешительности. Таким образом, развивается не только интеллект, но эмоционально-волевая сфера личности, формируется адекватная самооценка.
Инновационная технология привлекает к активной работе каждого малыша (в отли-чие от пассивного слушания). Во время игры интеллектуально пассивные дети выполняют объём работы, недостижимый для них в обычной учебной ситуации. Работа по описанной технологии «Ребус-метода» даёт возможность решить проблему совместимости для детей с разными темпераментами. Не секрет, что при быстром темпе ведения занятия-игры дети (флегматики и меланхолики (резедуально-органичный генез)) теряются, не успевают следить за мыслью логопеда и выполнять все задания. Замедленный темп занятия-игры, напротив, заставляет скучать холериков. Благодаря «Ребус-методу» все дети работают в одном темпе, тянутся друг за другом, произнося слова вслух, чётко и громко. Неоднократная проработка даёт возможность усвоить почти все пиктограммы данной технологии.