Обучение детей
в целостном педагогическом процессе ДОО
Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Дидактика дает ответ на вопросы:
«Для чего учить?» (цель обучения);
«Чему учить?» (содержание обучения);
«Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала).
Основатель дидактики - великий чешский педагог Я. А. Коменский
Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе
Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.
Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.
Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.
Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада.
Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.
Особенности деятельности педагога в процессе обучения
В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений.
Функции педагога в процессе обучения
В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций:
мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания),
информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания),
контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания),
воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка).
Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .
Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО
Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения).
Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.
Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность , обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.
Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организованной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.
Принципы обучения детей дошкольного возраста
Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения .
В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.
Принципы делятся на две большие группы:
1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста ,
2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения.
1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста .
- Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка.
- Принцип научности и системности знаний
- Принцип доступности
- Принцип интеграции
2. Принципы, определяющие
особенности организации процесса обучения
- Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
- Принцип наглядности
- Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста
- Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала .
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей .
Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.
Методы обучения
Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Метод обучения характеризуется тремя важными признаками :
он обозначает цель обучения ,
способ усвоения учебного материала и
характер взаимодействия обучающего и обучаемого .
Прием обучения - структурная единица метода .
Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.
Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.
В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это:
-наглядные,
-словесные
-практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).
Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.
В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.
Информационно-рецептивный метод
Репродуктивный метод
Проблемный метод
Эвристический метод
Исследовательский метод
Формы организации обучения дошкольников
Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
-индивидуальные
-групповые
-коллективные
-самостоятельная работа
Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся .
В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение.
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня:
Обучение в образовательной деятельности
в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение),
обучение в организованной образовательной деятельности .
Спасибо за внимание!