СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. 

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО.»

Обучение детей в целостном педагогическом процессе ДОО Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.   Дидактика дает ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения); «Чему учить?» (содержание обучения); «Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала). Основатель дидактики - великий чешский педагог Я. А. Коменский

Обучение детей

в целостном педагогическом процессе ДОО

Дидактика - это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Дидактика дает ответ на вопросы:

«Для чего учить?» (цель обучения);

«Чему учить?» (содержание обучения);

«Как учить?» (методы, формы обучения, контроль освоения материала).

Основатель дидактики - великий чешский педагог Я. А. Коменский

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования. Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей. Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе. Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада. Процесс обучения  представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Сущность и структура обучения детей в целостном педагогическом процессе

Обучение - способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.

Обучение - это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.

Процесс обучения - это развитие обучения во времени, пространстве, последовательность его циклов, сменяющих друг друга в педагогическом процессе.

Обучение является составной частью педагогического процесса, поэтому структура процесса обучения отражает структуру педагогического процесса детского сада.

Процесс обучения представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности обучающегося) и преподавания (деятельности обучающего), которое осуществляется на основе содержания образования.

Особенности деятельности педагога в процессе обучения В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений. Функции педагога в процессе обучения В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций: мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания),  информационно-организационную  (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания), контрольно-диагностическую  (определяет степень освоения содержания), воспитательную  (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка). Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .

Особенности деятельности педагога в процессе обучения

В процессе обучения деятельность педагога направлена на организацию учебной деятельности ребенка, передачу детям информации, стимулирование интересов, самостоятельности и творчества детей, оценку их достижений.

Функции педагога в процессе обучения

В процессе обучения педагог осуществляет ряд функций:

мотивирующую ( обеспечивает принятие детьми учебного материала, формирует отношение к объектам познания),

информационно-организационную (организует познавательную деятельность детей, осуществляет коррекцию процесса учения, отбирает содержание познания),

контрольно-диагностическую (определяет степень освоения содержания),

воспитательную (вызывает отношение к познавательным объектам, обеспечивает развитие личности ребенка).

Обучение в детском саду требует взаимосвязи с родителями: показа успехов и достижений детей, ориентацию на продолжение дома того, что начато в детском саду .

Место обучения в целостном педагогическом процессе ДОО

Целенаправленное обучение детей является основой организованной образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения).

Назначение обучения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Целенаправленное обучение преимущественно строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность , обеспечивающая субъектную позицию ребенка, рост его самостоятельности и творчества.

Обучение детей во время организации режимных моментов направлено на накопление опыта, который затем используется в организо­ванной образовательной деятельности. Повседневная деятельность во время режимных моментов дает возможность для самостоятельного и творческого применения освоенного опыта, его закрепления.

Принципы обучения детей дошкольного возраста  Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения . В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики. Принципы делятся на две большие группы: 1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей  дошкольного возраста , 2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения.  1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста . Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка.  Принцип научности и системности знаний  Принцип доступности  Принцип интеграции

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения .

В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.

Принципы делятся на две большие группы:

1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста ,

2 . Принципы, определяющие организацию процесса обучения.

1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста .

  • Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка.
  • Принцип научности и системности знаний
  • Принцип доступности
  • Принцип интеграции
2. Принципы, определяющие  особенности организации процесса обучения Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения  Принцип наглядности  Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста  Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала . Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей .  Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.

2. Принципы, определяющие

особенности организации процесса обучения

  • Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения
  • Принцип наглядности
  • Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста
  • Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала .
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.

Методы обучения Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения. Метод обучения характеризуется тремя важными признаками : он обозначает цель обучения , способ усвоения учебного материала и  характер взаимодействия обучающего и обучаемого . Прием обучения - структурная единица метода . Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы. Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

Методы обучения

Метод обучения - это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Метод обучения характеризуется тремя важными признаками :

он обозначает цель обучения ,

способ усвоения учебного материала и

характер взаимодействия обучающего и обучаемого .

Прием обучения - структурная единица метода .

Метод и прием соотносятся как часть к целому. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приемы.

Приемы - это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого, которые характеризуются завершенностью и ведут к достижению ближайших задач.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это: -наглядные, -словесные -практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.). Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности.  Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

В дидактике детского сада чаще всего используется традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия – это:

-наглядные,

-словесные

-практические методы (Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.).

Данная классификация удобна в практической деятельности, но не отражает особенности усложнения познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть особенности развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности , важно рассмотреть классификацию методов обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера.

В данной классификации четко представлены все составляющие метода: цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Информационно-рецептивный метод  Репродуктивный метод Проблемный метод  Эвристический метод Исследовательский метод

Информационно-рецептивный метод

Репродуктивный метод

Проблемный метод

Эвристический метод

Исследовательский метод

Формы организации обучения дошкольников Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.  Формы обучения бывают: -индивидуальные -групповые  -коллективные -самостоятельная работа

Формы организации обучения дошкольников

Форма обучения - способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.

Формы обучения бывают:

-индивидуальные

-групповые

-коллективные

-самостоятельная работа

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся .

Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся .

 В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.   Организованная образовательная деятельность  соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

В настоящее время обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально - художественную, чтение.

В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

 Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня:   Обучение в образовательной деятельности  в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение), обучение в организованной образовательной деятельности .

Обучение в современной дошкольной образовательной организации - составная часть педагогического процесса, которое может занимать разное место в режиме дня:

Обучение в образовательной деятельности

в ходе режимных моментов (стихийное обучение, целенаправленное обучение),

обучение в организованной образовательной деятельности .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!