СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамматической стороне речи на уроке английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение грамматической стороне речи на уроке английского языка

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамматической стороне речи на уроке английского языка»

Обучение грамматической стороне речи

Обучение грамматической стороне речи

План лекции: Роль и место грамматики в изучении ИЯ Цели и содержание обучения грамматике ИЯ Закономерности усвоения грамматики ИЯ Принципы обучения грамматической стороне речи Процесс формирования грамматического навыка Технология обучения грамматической стороне речи Контроль сформированности грамматических навыков

План лекции:

  • Роль и место грамматики в изучении ИЯ
  • Цели и содержание обучения грамматике ИЯ
  • Закономерности усвоения грамматики ИЯ
  • Принципы обучения грамматической стороне речи
  • Процесс формирования грамматического навыка
  • Технология обучения грамматической стороне речи
  • Контроль сформированности грамматических навыков
«Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматривается как самоцель. Однако везде знание её является тем обязательным фундаментом, без которого немыслимо понимание текста, владение живой разговорной речью. Ей должно отводиться надлежащее место при проработке устной речи, чтении и письме».  (А.А. Любарская)

«Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматривается как самоцель. Однако везде знание её является тем обязательным фундаментом, без которого немыслимо понимание текста, владение живой разговорной речью. Ей должно отводиться надлежащее место при проработке устной речи, чтении и письме». (А.А. Любарская)

Цели обучения грамматике ИЯ: научить обучающихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании научить обучающихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации

Цели обучения грамматике ИЯ:

  • научить обучающихся грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании
  • научить обучающихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации
компонентный состав содержания обучения грамматической стороне речи: Материальные формы ИЯ (суффиксы, префиксы, целостные словоформы ) Знания о грамматических формах ИЯ, зафиксированные в грамматических категориях, в правилах образования и употребления этих форм Действия по грамматическому оформлению речи

компонентный состав содержания обучения грамматической стороне речи:

Материальные формы ИЯ (суффиксы, префиксы, целостные словоформы )

Знания о грамматических формах ИЯ, зафиксированные в грамматических категориях, в правилах образования и употребления этих форм

Действия по грамматическому оформлению речи

Закономерности усвоения грамматики ИЯ: грамматика осваивается на деятельностной основе; при усвоении грамматических структур большое место отводится аналитической работе с языковым материалом; на раннем этапе обучения аналитическая деятельность обучающихся должна быть сначала предметно символической; на среднем и старшем этапах на смену материальным опорам приходят языковые: речевые образцы; функциональная организация процесса обучения: параллельное усвоение формы и функции при ведущей роли последней; интегративная основа обучения: целесообразно предъявлять грамматические процессы на родном и иностранных языках во взаимосвязи.

Закономерности усвоения грамматики ИЯ:

  • грамматика осваивается на деятельностной основе;
  • при усвоении грамматических структур большое место отводится аналитической работе с языковым материалом;
  • на раннем этапе обучения аналитическая деятельность обучающихся должна быть сначала предметно символической;
  • на среднем и старшем этапах на смену материальным опорам приходят языковые: речевые образцы;
  • функциональная организация процесса обучения: параллельное усвоение формы и функции при ведущей роли последней;
  • интегративная основа обучения: целесообразно предъявлять грамматические процессы на родном и иностранных языках во взаимосвязи.
Принципы обучения грамматической стороне речи: принцип речевой направленности обучения; принцип функциональности; принцип ситуативности; принцип новизны (непроизвольное запоминание); принцип личностной ориентации общения; принцип коллективного взаимодействия.

Принципы обучения грамматической стороне речи:

  • принцип речевой направленности обучения;
  • принцип функциональности;
  • принцип ситуативности;
  • принцип новизны (непроизвольное запоминание);
  • принцип личностной ориентации общения;
  • принцип коллективного взаимодействия.
Требования к обучению грамматике: 1) материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; 2) в учебном материале следует четко выделять формальные семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах; 3) грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах; 4) введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.; 5) пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала; 6) для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

Требования к обучению грамматике:

  • 1) материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;
  • 2) в учебном материале следует четко выделять формальные семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;
  • 3) грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;
  • 4) введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;
  • 5) пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;
  • 6) для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.
Процесс формирования грамматических навыков: Ознакомление Закрепление Тренировка (включение в ВРД)

Процесс формирования грамматических навыков:

Ознакомление

Закрепление

Тренировка (включение в ВРД)

Способы объяснения грамматического материала: И Д

Способы объяснения грамматического материала:

И

Д

поэтапное ознакомление обучающихся с одним и тем же грамматическим явлением в течение длительного времени с постепенным расширением и углублением сообщаемых сведений . поэтапное ознакомление обучающихся с одним и тем же грамматическим явлением в течение длительного времени с постепенным расширением и углублением сообщаемых сведений . одновременное введение целой группы взаимосвязанных грамматических единиц, образующих систему. одновременное введение целой группы взаимосвязанных грамматических единиц, образующих систему. привлечение средств разных языковых уровней, образующих единую функциональную общность (лексика + грамматика). привлечение средств разных языковых уровней, образующих единую функциональную общность (лексика + грамматика). Способы организации грамматического материала: Функциональный подход Концентрический подход Системный подход
  • поэтапное ознакомление обучающихся с одним и тем же грамматическим явлением в течение длительного времени с постепенным расширением и углублением сообщаемых сведений .
  • поэтапное ознакомление обучающихся с одним и тем же грамматическим явлением в течение длительного времени с постепенным расширением и углублением сообщаемых сведений .
  • одновременное введение целой группы взаимосвязанных грамматических единиц, образующих систему.
  • одновременное введение целой группы взаимосвязанных грамматических единиц, образующих систему.
  • привлечение средств разных языковых уровней, образующих единую функциональную общность (лексика + грамматика).
  • привлечение средств разных языковых уровней, образующих единую функциональную общность (лексика + грамматика).

Способы организации грамматического материала:

Функциональный подход

Концентрический подход

Системный подход

упражнения при обучении грамматической стороне речи: Грамматические упражнения Подготовительные – направленные на формирование грамматического навыка Речевые – отвечающие за развитие умений (включение навыка в разные виды речевой деятельности)

упражнения при обучении грамматической стороне речи:

Грамматические упражнения

Подготовительные – направленные на формирование грамматического навыка

Речевые – отвечающие за развитие умений (включение навыка в разные виды речевой деятельности)

Комплекс подготовительных упражнений:  Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:

Комплекс подготовительных упражнений:

Упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления:

Комплекс подготовительных упражнений:  Упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение): Расширение однотипных предложений (completion):  I see a book on the desk (in the bag, under the table). Подстановочные таблицы.

Комплекс подготовительных упражнений:

Упражнения в субституции (грамматические явления не подлежат замене, видоизменяется лексическое наполнение):

  • Расширение однотипных предложений (completion):

I see a book on the desk (in the bag, under the table).

  • Подстановочные таблицы.

Комплекс подготовительных упражнений: Упражнения в трансформации (преобразования касаются грамматики); Вопросно-ответные упражнения  (рассказы, дополнение диалогов); Репродуктивные упражнения;  (сокращение, видоизменение диалогов); Переводные упражнения.

Комплекс подготовительных упражнений:

  • Упражнения в трансформации (преобразования касаются грамматики);
  • Вопросно-ответные упражнения

(рассказы, дополнение диалогов);

  • Репродуктивные упражнения;

(сокращение, видоизменение диалогов);

  • Переводные упражнения.
Речевые упражнения при обучении грамматике: коммуникативно направлены; ситуативно обусловлены; способствуют не только совершенствованию грамматической стороне речи, но и лексической.

Речевые упражнения при обучении грамматике:

  • коммуникативно направлены;
  • ситуативно обусловлены;
  • способствуют не только совершенствованию грамматической стороне речи, но и лексической.
Комплекс речевых упражнений:  Все виды работ, которые обеспечивают употребление учебного грамматического материала в речи: упражнения в комбинировании; передача содержания (прочитанного, услышанного, увиденного); ситуативные упражнения; игровые упражнения; работа с грамматическими стихами и песнями.

Комплекс речевых упражнений:

Все виды работ, которые обеспечивают употребление учебного грамматического материала в речи:

  • упражнения в комбинировании;
  • передача содержания (прочитанного, услышанного, увиденного);
  • ситуативные упражнения;
  • игровые упражнения;
  • работа с грамматическими стихами и песнями.
Контроль сформированности грамматических навыков: Непосредственный Опосредованный (естественный) заполнение пропусков; выбор из ряда форм нужной; коррекция; преобразование одной формы в другую. заполнение пропусков; выбор из ряда форм нужной; коррекция; преобразование одной формы в другую. устные высказывания; ролевые игры. устные высказывания; ролевые игры.

Контроль сформированности грамматических навыков:

Непосредственный

Опосредованный (естественный)

  • заполнение пропусков; выбор из ряда форм нужной; коррекция; преобразование одной формы в другую.
  • заполнение пропусков;
  • выбор из ряда форм нужной;
  • коррекция;
  • преобразование одной формы в другую.
  • устные высказывания; ролевые игры.
  • устные высказывания;
  • ролевые игры.
Спасибо за внимание!  Какой способ объяснения грамматического материала: индуктивный или дедуктивный обладает, на Ваш взгляд, большими преимуществами? Какими?

Спасибо за внимание!

Какой способ объяснения грамматического материала: индуктивный или дедуктивный обладает, на Ваш взгляд, большими преимуществами? Какими?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!