СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамматике в контексте коммуникативного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – подготовку обучающихся к реальному общению на иностранном языке, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение грамматике должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамматике в контексте коммуникативного подхода»

Обучение грамматике в контексте коммуникативного подхода

Герт Е.Ю.

учитель английского языка

высшей категории

МБОУ «СОШ № 10»

Слайд 1

Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. При изучении традиционных грамматик иностранного языка учащиеся, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики.

Слайд 2

Задачей обучения иностранному языку в рамках коммуникативного подхода является формирование коммуникативной компетенции. Достигается данная цель путем выполнения заданий, которые побуждают учащихся к взаимодействию, предоставляют им возможность использовать язык в аутентичных коммуникативных ситуациях, при этом не всегда уделяется внимание изучению правил или отработке. Однако исследования показали, что, несмотря на то, что студенты, обучающиеся по коммуникативным программам, обладают более беглой речью, они значительно отстают от студентов, обучающихся по более традиционным программам, в аспекте грамматической точности.

Поэтому вопрос о том, каким образом грамматика должна преподаваться в рамках коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам, широко обсуждается в англоязычной научно-методической литературе.

Слайд 3

В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности. В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления, функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения. Необходимо отметить, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.

В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка – его словарем и грамматикой - для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только словаря и грамматики недостаточно для того, чтобы общение на данном языке было успешным: надо знать еще условия употребления тех или иных языковых единиц и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать язык не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – подготовку обучающихся к реальному общению на иностранном языке, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.

Слайд 4

Требования к обучению грамматике в свете коммуникативного подхода сводятся в общих чертах к следующему:

  • материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;

  • в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;

Слайд 5

  • грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;

  • введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;

Слайд 6

  • пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;

  • для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

Формирование грамматических навыков носит поэтапный, стадиальный характер. Этими этапами становятся этапы ознакомления, тренировки и применения. На этапе ознакомления необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания и первичное закрепление. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку предполагает общую установку на функциональную направленность новой грамматической структуры. Например: «Сегодня вы научитесь говорить о своих планах на будущее» и т.п. Для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение нового грамматического явления, обратить внимание на особенности его формы, продемонстрировать употребление в речи.

Слайд 7

Объяснить грамматическое явление значит:

  1. раскрыть его формальные признаки;

  2. объяснить его значение, т. е. семантические особенности;

  3. пояснить функцию в речевом контексте;

  4. провести первичное закрепление.

Целью первого этапа работы над новым грамматическим материалом должны быть не только презентация и ознакомление учащихся с данным явлением и теоретическая ориентировка на основе усвоения правила, но и первичное выполнение грамматических действий в соответствующих упражнениях. Если при практической ориентировке эту функцию выполняют имитативные, в большинстве случаев подстановочные, условно-речевые упражнения по образцу, то при теоретико-практическом способе ориентировки наибольшую пользу могут принести языковые аналитические упражнения, примеры которых приводятся ниже:

Слайд 8

  • укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих русских предложениях при переводе их на английский язык;

  • определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях;

  • выберите подходящую форму из нескольких данных;

  • найдите в тексте грамматические явления, которые выражают...

Методическая ценность подобных упражнений заключается в том, что они способствуют осознанию нового грамматического явления и осмысленному его усвоению.

Второй этап – тренировка практического использования грамматического материала. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие способности относительно точно воспроизводить изучаемое явление в типичных для его функционирования ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения, а также упражнения по комбинированию.

Задача этого этапа состоит в том, чтобы придать тренировке грамматических явлений речевой характер. Это должна быть особая, учебная речь, имитирующая основные свойства естественной, но отличающаяся от нее рядом качеств: определенной методической организацией речевого материала и последовательностью его введения в речь, а также ее обучающим характером. Эту задачу можно решить с помощью условно-речевых упражнений, грамматически направленных упражнений, отличительной чертой которых является то, что в качестве установки используется речевая задача говорящего.

Выполняя данные упражнения, учащиеся не строят вопросительные, отрицательные предложения, не используют повелительное наклонение, а совершают речевые поступки: удивляются, спрашивают, советуют, сравнивают, предупреждают и т.п. Напротив, если установки учителя носят формальный характер (например: «Придумайте предложения в будущем времени», «Замените прямую речь косвенной» и т.п.), то упражнения по своей сути являются предречевыми или упражнениями с некоторой речевой направленностью.

Слайд 9

Имитативные - это упражнения, в которых учащийся для выполнения речевой задачи находит языковые формы, лексические единицы в реплике учителя (в речевом образце) и использует их, не изменяя. Например:

  • Скажите, что Вы будете делать то же самое:

    • I shall go to the museum on Sunday.

    • I shall go to the museum on Sunday too.

Слайд 10

Подстановочные упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы. Например:

  • Поделитесь с товарищем, если у Вас есть другие намерения:

    • I am going to write a letter to my pen-friend tonight.

    • And I am going to help mother about the house tonight.

Слайд 11

Трансформационные упражнения предполагают определенную трансформацию реплики (или части реплики) учителя, собеседника, что выражается в изменении порядка слов, лица или времени глагола, числа существительного и т.п. Например:

1. Передайте товарищу мои слова:

I have many friends. Olga Petrova says she has many friends.

2. Спросите у своего товарища:

Ask your friend if he has seen this film. Dima, have you seen this film?

Упражнения в комбинировании ставят учащихся перед необходимостью соединять активизируемые речевые образцы с усвоенными ранее. Речь идёт об управляемом комбинировании: упражнения этой стадии следует специально организовать так, чтобы данная модель поочередно комбинировалась с различными другими моделями. Сама установка нацеливает учащихся на совмещение разных речевых образцов. Например: «Скажите, что вы обычно делаете в выходные дни и что вы будете делать в ближайшие выходные дни» или «Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня».

Слайд 12

Третий этап – применение грамматического материала в речи. Переход навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употреблять без языковой подготовки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения и кинофрагментов.

Примеры упражнений на применение грамматического материала в речи:

  • докажите своему товарищу, что...

  • выскажите ваше мнение о...

  • прослушайте диалог и скажите, почему...

  • приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что...

  • сформулируйте советы (рекомендации) тем, кто собирается в туристический поход (на экскурсию, каникулы, в отпуск и т.д.).

Методическая ценность приведенных выше упражнений заключается в том, что они развивают речевую активность и самостоятельность учащихся, а также способствуют мотивированному участию в общении.

Характерной особенностью коммуникативной грамматики иностранного языка является то, что, во-первых, источником отбора иллюстративного материала для серии грамматических упражнений служат хорошо усвоенные инициирующие и реагирующие реплики, которые составляют коммуникативное ядро иностранного языка для каждого класса, во-вторых, серии грамматических упражнений, предназначенные для овладения тем или иным грамматическим явлением, обеспечивает формирование у учащихся как продуктивных, так и рецептивных грамматических навыков, в-третьих, серия грамматических упражнений обязательно завершается грамматически направленными коммуникативными этюдами, которые представляют собой модель иноязычного устно-речевого общения.

Слайд 13

Проанализировав современные исследования в области методики преподавания языка, американские ученые вывели основные принципы эффективного обучения иностранному языку, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, у учащихся должен развиваться как богатый репертуар устойчивых фраз и выражений (что соответствует принципам лексического подхода), так и представления о структуре языке (на чем настаивают традиционные подходы к преподаванию грамматики). Также постулируется необходимость как сознательной отработки грамматических форм, так и неосознанного использования их в коммуникации для передачи смысла.

Языковые явления могут вводиться и закрепляться как эксплицитно, так и имплицитно, в зависимости от ситуации. При этом учащиеся должны уметь контактировать с данными языковыми явлениями при рецепции и использовать их в продукции. Обеспечить реализацию перечисленных принципов, с нашей точки зрения, может разумное сочетание описанных выше подходов.

Слайд 14

Honey is sweeter than sugar, Coffee is stronger than tea.

Juice is better than water, You can’t be smarter than me.

Слайд 15

  • Выберите одно из средств передвижения, представленных ниже, и разрекламируйте его так, чтобы всем захотелось приобрести такое же.

  • Tell us what is the fastest, the slowest, the most fashionable, etc.


Слайд 16

Конструкция There is/ There are


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!