Урок обучения грамоте в первом классе
Тема: «Звуки гласные и согласные»
Место урока: добукварный период обучения грамоте,
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель:
Познакомить с двумя разновидностями звуков: гласные и согласные, обучить разграничению и обозначению гласных и согласных звуков, воспитать умение работать под руководством учителя в ученическом коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Оборудование: карточки со словами для игры, лента букв и звуков, разноцветные кружочки для самооценивания, интерактивная доска, документ – камера, учебник «Азбука».
Этап
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности
- Ребята! У нас урок обучения грамоте. Как нам надо работать на уроке, чтобы чему-то научиться, достичь цели?
- Всё ли у вас готово к уроку? (проверяем готовность)
-Что вы можете пожелать друг другу на уроке?
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем! (хором)
Личностные:
принимать новый статус «ученик»,
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,
Коммуникативные:
-учёт позиций собеседника во взаимодействии.
Регулятивные:
организовать своё рабочее место под руковод. учителя.
2.Актуализация
и пробные учебные действия.
-Несколько уроков назад мы с вами сделали важное открытие о словах: кто вспомнит его?
-Из чего состоят слова?
Игра "Будь внимателен"
Учитель вразбивку называет гласные и согласные звуки. Когда он произносит гласный звук, дети хором повторяют его; когда произносится согласный звук, дети поднимают руку.
Дети артикулируют гласные звуки, соотносят их с буквами.
Познавательные:
1.Ориентация в учебнике (система обозначений)
2.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
3.Понимать информацию
представленную в виде схемы.
3. Постановка проблемной задачи.
-Внимательно посмотрите на страничку учебника.
-Кто может прочитать слова вверху странички, написанные красным цветом?
- Это и будет тема нашего урока. «Звуки гласные и согласные»
-Кто догадался, что нового после изучения этой темы мы можем узнать ещё о звуках нашей речи?
- Можем мы сейчас определить какой это звук гласный или согласный?
- Когда мы сможем сделать это?
-Давайте посмотрим ещё раз в книге как называется тема нашего урока
-О каких звуках мы будем говорить сначала? Почему?
(Учитель прикрепляет к доске слово «Гласные»)
-О каких звуках мы будем говорить потом? (Учитель прикрепляет к доске слово «Согласные»
Ребята затрудняются сказать, т. к. они не знают гласных и согласных звуков.
Ребята рассматривают страницу учебника.
Читают: «Звуки гласные и согласные.»
-Какие бывают звуки.
-Звуки бывают гласные и согласные.
4.Физминутка
Дети выполняют движения
5. «Открытие новых знаний»
Этапы решения
учебно-познавательных задач.
1) Как произносится гласный звук.
- С чего начнем работу по нашему плану изучения звуков?
- Правильно.
- Давайте вернёмся к слову «аист»
-Хором назовите первый звук в слове аист.
- А теперь последний.
-Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?
Давайте понаблюдаем.
-Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо…
-Теперь громче, ещё громче…
-Что происходит со ртом?
-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…
Получилось?!
-Почему не вышло?
-Кто может из вас
объяснить?
-Произнесите ещё раз первый звук.
Понаблюдайте, как проходит воздух?
-Почему он проходит свободно?
Проверьте. Произнесите ещё раз.
-Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот?
-Что нам помогает произносить звук.
Звуки, при произношении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, учёные назвали ГЛАСНЫМИ
2.Обозначение гласного звука.
3.Как произносится согласный звук.
-Теперь ещё раз послушаем последний звук в слове аист.
Произнесём первый
и последний звук в этом слове и сравним их произношение.
-Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении последнего звука?
-Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана?
- А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался.
-Мы с вами произносили согласный звук. При произношении этого звука для воздуха всегда есть препятствия.
Это СОГЛАСНЫЕ звуки
4.Обозначение согласного звука.
5.Определение гласных
и согласных звуков.
-Замените в составленной нами схеме слова «аист» обозначение первого и последнего звука новыми значками.
Дайте им характеристику.
-Какими являются второй и третий звуки в слове аист?
-Замените обозначение их в схеме слова аист на наборном полотне нужными значками. (Звуковой анализ слова)
-Помните в начале урока мы не могли ответить: «Почему разные значки у гласного и согласного звука?»
А теперь можем?
6.Дополнения сведений о слоге.
-Выделите в слове аист слоги.
Назовите их.
(Какой 1, а какой 2)
- Гласных звуков сколько? Назовите их.
-Это не случайное совпадение - слогов всегда столько, сколько гласных звуков в слове.
2)СТР. 36
- Разделите слова на слоги.
- Смотрим на последнюю запись в плане. «Определение звуков» Что значит определение (разграничение)?
Мы будем узнавать гласные и согласные звуки по наличию
или отсутствию
преграды для воздуха.
Дети выполняют звуковой анализ слов. Делают выводы.
Познавательные:
- понимать информацию
представленную в виде схемы;
-анализ;
-синтез;
-сравнение
-моделирование
Личностные:
проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
Коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
6.Первичное
закрепление с комментированием во внешней речи.
Работа с интерактивной доской
1задание. «Разложи фрукты.»
- На интерактивной доске раскрывается файл с изображением двух ваз и различных фруктов.
- Как вы думаете, какое задание нам предлагается выполнить?
- Кто догадался по какому признаку мы будем раскладывать фрукты в вазы?
-Что вам помогло определить вазы для фруктов?
Алгоритм работы:
Назови слово, обозначающее фрукт, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и с помощью стилуса положи фрукты в свою вазу.
Разложить фрукты в вазы.
(Разные варианты ответов.
Учитель подводит к нужному)
- По первому звуку в слове.
В первую вазу с гласного звука,
а во вторую с согласного.
Познавательные:
-анализ;
-сравнение;
-обобщение
Регулятивные:
-самоконтроль;
-самооценка.
Коммуникативные:
задавать вопросы, работа в паре.
Регулятивные:
-оценка выполнения плана,
-самооценка,
-удержание цели.
7.Самоконтроль и самооценка своей работы.
Работа с документ -камера
-Проверим, правильно ли мы с вами выполнили задание. (Учитель работает с документ-камерой. Вазы заранее скопированы, фрукты разложены. В увеличенном виде он вводит на интерактивную доску изображение первой вазы с фруктами, а затем второй).
- Какой вывод мы можем сделать?
- Почему у нас совпали результаты?
- По какому признаку мы раскладывали фрукты?
- Значит мы научились определять звуки.
Дети сравнивают и оценивают свою работу.
Регулятивные:
-самоконтроль;
-самооценка.
8.Рефлексия.
Контроль- оценочный.
-Все ли пункты плана мы выполнили? Достигнута ли цель урока?
-Как работал каждый из вас? Давайте посмотрим вы
стали больше знать о звуках или нет?
-Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа.
-Какими звуками отличаются слова сом и ком-
-Какие это звуки?
-Могли мы раньше ответить на эти вопросы?
А сегодня научились?
Всем спасибо!
Оценивают словесно свою работу.
Регулятивные:
- выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - фиксировать удовлетворённость
(неудовлетворённость) своей работой.