Общая часть |
Предмет | Грамота | Класс, ФИ учащегося | 1 класс |
Тема урока | Буква Л и звук [л'] |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | Познакомить ученика с согласными звуками [л], [л’], буквой Л. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
Формировать умение выделять звук л, [л'] в словах; Развивать фонематический слух, умение слышать и слушать; прививать интерес к чтению, расширять его кругозор. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение). | Учащийся научится принимать и осваивать социальную роль учащегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Коррекция нарушений развития ребенка | развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, мышление, память; развивать произвольное внимание |
Основные понятия и термины | Звук, буква |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Учебник «Азбука», презентация, карточки со слогами, предметные картинки, интерактивные задания, разрезная азбука |
Организационная структура урока |
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Орг. момент | Приветствует учащегося, настраивает его на рабочий лад. | Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на работу, отвечает на вопросы учителя. | действие самоопределения. планирование учебного сотрудничества с учителем |
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика | - Для того, чтобы твоя речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием подвижности, ловкости языка, губ и щек. Давай выполним следующие упражнения. «Заборчик» Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10. «Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя». «Качели» Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать «Сдуть снежинку» «Надуй шар». Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
| Выполняет артикуляционную гимнастику Слушает учителя и повторяет упражнения за ним. |
Актуализация знаний | - Мы уже изучили много букв. Сейчас я проверю, как хорошо ты их знаешь и умеешь различать в словах. Задание «Лото» Перед тобой лежит карточка, на которой 4 изображения. Тебе нужно выделить в этих словах первые звуки и в середину квадрата нужно положить соответствующую букву. (Н, И, Т, У) - Назови буквы, которые у тебя вышли - На какие две группы можно разделить эти звуки? - Назови гласные/согласные звуки - Что ты можешь рассказать про согласные звуки? - Молодец! Какие еще буквы ты знаешь? Назови их. - А чем отличается звук от буквы? | Выполняет задание н, и, т, у на гласные и согласные …...... согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие …...... звуки мы слышим и произносим. А буквы мы пишем и видим |
Самоопределение к деятельности | - Сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой и звуком, который она обозначает. А вот что это за буква ты узнаешь, отгадав загадки: 1) Хитрая плутовка, рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто это? 2) Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – Хмурый и сердитый … 3) Она под крышами живет, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется ?….. - Кто лишний? - По какому еще признаку можно разделить животных? - С какими звуками мы сегодня познакомимся? С какой буквой? Чему ты хочешь научиться? Зачем нам надо это знать? | Отгадывает загадки лиса лось ласточка ласточка лишняя, это птица, а остальные животные В слове Лиса мягкий звук Л, а в словах Ласточка и Лось — твердый звук Л. Сегодня на уроке я познакомлюсь с буквой Лл и звуком, который она обозначает | Целеполагание, постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Работа по теме урока | - Звуки [л], [л’] на письме обозначаются буквами Лл. На что похожа буква Л. http://www.logozavr.ru/1361/ 1) Интерактивная игра «Конструируем букву» 2) Интерактивная игра «Найди букву Л среди других букв» 3) печатание буквы Л на листочке с заданием - Дай характеристику звуку Л
Задание на карточке «Твердый или мягкий» зелеными фишками закрыть картинки, в которых есть мягкий звук Л, синими — картинки с твердым звуком Л. | буква Л похожа на горку, на крышу дома, на шалаш Выполняет интерактивные задания Звук Л согласный, бывает твердый и мягкий, звонкий выполняет задание | анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. планирование учебного сотрудничества с учителем |
Физминутка | Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. | Выполняет движения |
Продолжение работы по теме урока | http://www.logozavr.ru/1361/ Интерактивное задание «Место звука Т в слове» - Открой учебник на с. 59. Прочитай слоги с буквой Л. Задание на развитие фонематического слуха Учитель называет слоги, слова, а ученик составляет их букв разрезной азбуки. - В учебнике на с.59 прочитай текст про девочку. - Как зовут девочку? - Что делала Оля? - Что сделали куклы? | Выполняет задание читает слоги составляет слоги, слова читает текст в учебнике девочку зовут Оля Оля катала коляску куклы уснули |
Итог урока. Рефлексия. | - С какими звуками и буквой ты сегодня познакомился на уроке? - Что ты узнал об этой букве и звуке, который она обозначает? - Назови слова, в которых есть звук л. - Что понравилось на уроке? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? - Пригодятся ли тебе знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? - С помощью цветных кругов оцени свою работу на уроке | Отвечает на вопросы учителя. Анализирует свою работу на уроке. Дает оценку своей деятельности. | волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |