Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Фоки «Светлячок»
Утверждаю
Заведующий детского сада
Выступление на родительском собрании
«Начало грамоты»
Выполнила : учитель-логопед
Ветчанинова Надежда
Владимировна
2013 год
Начало грамоты
Ребенок идет в школу. Нужно ли научить его к этому времени читать? Чтобы разобраться в этом, нам придется ответить на вопросы: что представляет из себя само чтение? Чему мы должны научить ребенка?
Обучение чтению - первая начальная ступенька в школьном обучении родному языку. Сначала первоклассник учится читать писать, затем его начинают учить фонетике, морфологии, синтаксису. Когда мы приступаем к обучению ребенка чтению, мы должны перестроить его отношение к собственной речи и к речи окружающих его людей до сих пор речь была для малыша прост средством общения со взрослыми и со сверстниками, он как бы не обращал на нее внимания; теперь она сама становится «предметом» анализа.
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. Он должен научиться проводить звуковой анализ слов, т. е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
Казалось бы, что может быть проще? Ну попробуйте понаблюдайте за собой, как вы проводите звуковой анализ слова. Если нужно назвать по порядку все звуки в слове «КОТ», вы скажете К, О, Т. Скорее всего, однако, вы при этом представите себе слово писанным - и проведете на самом-то деле не звуковой, а буквенный анализ слова. Вы сомневаетесь? Из каких звуков состоит слово Юра? И вы отвечаете: «Первый звук Ю» …Стоп! Такого звука нет в природе. Прислушайтесь: йу-ура, первый звук в этом слове - й.
Вы видите, даже взрослому, грамотному человеку не так-то просто провести звуковой анализ слова. А каково же ребенку? Но оказывается, в определенном возрасте ребенку чрезвычайно интересно заниматься самыми различными упражнениями именно со звуковой стороной слова. И это происходит раньше, чем принято учить ребенка чтению.
Программа сегодняшнего 1 класса по родному языку достаточно сложна. Первоклассник не просто должен научиться читать, он должен узнать, что наша речь состоит из звуков, что звуки бывают гласными и согласными, что согласные звуки разделяются на твердые и мягкие … И узнает он это тогда, когда интерес к звуковой стороне речи у него уже в значительной мере угас. Ребенок в 6 – 7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует увлеченно словами, как он это делал в 4-5 лет. Знания, которые сообщают ему в школе о звуках, он старательно усваивает.
Семилетний ребенок иногда с трудом различает мягкие и твердые согласные звуки. Почему? Да опять-таки потому, что он не в звуки вслушивается, а представляет себе буквы, которыми слово записано.
Если взрослому предложить подобрать слова, которые начинаются с того же звука, что и слово лиса. Наверняка, это будут слова лампа, лес и т.д. взрослый опирается на букву, а не на звук. Точно так же ведет себя в подобной ситуации первоклассник, которому не открыли вовремя звуковую действительность нашей речи. А четырехлетний слышит все по-другому. Он именно слышит. И поэтому, выполняя подобное задание, никогда не назовет слово лампа, хотя еще ничего не знает ни о согласных, ни тем более о твердых и мягких, не назовет просто потому, что для него слово лиса и слово лампа начинаются с разных звуков: одно со звука л, другое со звука ль.
Можно ли воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его не просто читать, а с самого начала учить его настоящей подлинной грамоте, закладывающий фундамент к усвоению курса фонетики и морфологии русского языка? Психологические исследования доказывают, что это вполне возможно.