СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение по современным технологиям

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое мастерство учителя состоит в том,  чтобы отобрать нужное содержание , применить оптимальные методы  и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.. 

Просмотр содержимого документа
«Обучение по современным технологиям»

«Современные технологии обучения»


Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения – содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- ученик, учитель;

- результат деятельности.

   Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

   Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

   Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе.

Понятие "педагогическая технология" шире, чем понятие "методика обучения". Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

   Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условии системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности.

Учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

В своей педагогической преподавательской деятельности из большого разнообразия технологий я выбираю несколько, наиболее применимых к преподаванию изобразительного искусства, для наиболее эффективного получения результата при обучении детей.

На начальном этапе я применяю ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ для обучения детей младшего  возраста навыкам рисования.  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Важная роль в данной модели принадлежит заключительному обсуждению, в котором дети совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой модели и реальности, а так - же учебно– игрового взаимодействие.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. На моих занятиях для разных возрастных групп я применяю различные виды игр.



По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

Типы педагогических игр по характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, имитационные и игры-драматизации.

На начальных этапах обучения рисованию игры имеют характер как свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять внутренние зажимы. Игрой как  педагогическим методом я пользуюсь с первых занятий по рисунку, для раскрепощения детей, эмоционального раскрытия, мотивации к обучению и т. д. Дети прочно и с удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, стать моделью человеческих отношений.

 

Технологические аспекты педагогических технологий должны определять то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного и нужного результата. В связи к детям среднего и старшего школьного возраста я применяю МОДУЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ и ПОЭТАПНУЮ МОДУЛЬНО- БЛОЧНУЮ систему обучения детей. На занятиях в результате работы с поэтапной модульно-блочной системой, я с учениками изучаю сложные законы композиции, колористики, законы линейной и воздушной перспективы и т.д. Модульно-блочная система обучения изобразительному искусству, основанная на психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, предлагает поэтапную наработку навыков изобразительного мастерства учащихся с помощью расчленения главной темы на отдельные модули и их дальнейшие сборки в блоки. Применение модульно-блочной системы в обучении рисованию дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладевать навыками мастерства, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством. Структура модульно-блочной системы обучения детей специализированной лексике. Под лексикой, языком подразумеваются терминология изобразительного искусства. Дети, изучающие рисование, должны использовать грамотную терминологию по предмету. Характер мысли, материализуемой с помощью рисунка, зависит от количественного и главное от качественных показателей лексического материала. Поэтапная модульно-блочная система развития и закрепления навыков изобразительного мастерства ребенка – это обучение лексике изобразительного творчества от ее простых форм к более сложным. Так, анализ терминов изобразительного искусства на парадигматическом уровне позволяет установить, что массив специальной лексики, входящий в терминосистему изобразительного искусства, наряду с широким пластом моносемичных слов включает и полисемичную лексику. Полисемичные лексемы, содержащие терминологические значения в области изобразительного искусства, могут быть носителями как общеупотребительных, так и терминологических значений, свойственных языку изобразительного искусства. Эта система предполагает изучать самые сложные части лексики с помощью расчленения на отдельные относительно самостоятельные модули.  Поэтапная модульно-блочная система обучения изобразительному искусству не противоречит ни одной из существующих концептуальных моделей системы образования и находит свое подтверждение в научной литературе. Модульно-блочное обучение – это не сиюминутное достижение успеха, это система изучаемого материала, рассчитанная на его опережающее и перспективное развитие. Система представляет собой отдельно взятую большую и сложную лексическую комбинация в виде блока, а составляющие ее элементы (относительно самостоятельно исполняемые части) – в виде модуля, обучение лексики танца необходимо начать с модульного уровня. Полная лексическая фраза делится на несколько относительно самостоятельных частей, точно совпадающих с любой из частей музыкального сопровождения. Сходство модуля при многократном его повторении под музыку с лексикой рисования очень велико. При заучивании конкретных приемов рисования, навык вырабатывается быстро и сохраняется очень долго. Модули, составляющие лексику рисования, во многом очень схожи друг с другом по ритму, по приемам исполнения. Научить учащихся исполнять их, вычленяя наиболее распространенные, - задача не очень трудоемкая. Модули собираются в блоки, а блоки, подобранные специальным образом для каждого отдельного случая, - в систему. Блок с течением времени учащийся может забыть, модуль, с помощью которого вырабатывается навык, сохраняется в памяти надолго. Поэтапная модульно блочная система развития навыков художественного мастерства – широкое поле деятельности для преподавателя, позволяет применять различные приемы обучения детей, дает хороший психологический настрой, побуждая учащихся не только к получению знаний, но и к самостоятельному творчеству. Эта система способствует интенсивному развитию музыкальности и ритмичности учащихся, довольно быстро развивает тонкую и точную моторную реакцию ребенка, развивает память, великолепную координацию – качества необходимые в жизни и творчестве.

Вместе с модульной системой в средней и старшей группе я применяю ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Цель данной системы - обеспечение активного учебного процесса, достижения высокого уровня усвоения содержания. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание либо одинаковое, либо дифференцируемое ( имеющее различия) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами исходя из физических данных учащихся. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроках значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей, что не маловажно в работе с детским коллективом. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Для решения глобальных проблем (например, экологических) я пользуюсь ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ совместно со своими учениками. В результате этой деятельности появился проект «Чистое побережье своими руками, мусор для свалки или творчества?»

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка проектов детей и проекта учителя, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

1-ой стадией появления проекта стало сотрудничество с экологической организацией «Зеленый крест». Я с коллегой и группой детей старшего возраста выезжали на экопост на остров Елена. Мы жил в палаточном лагере и следили за чистотой побережья. Там и возникла идея, что делать с огромным количеством мусора? А нельзя ли его где-либо применить? Дети загорелись идеей и обдумали свои проекты по классификации и применению мусора с побережья. Ребята приступили к поисковой деятельности разработке деталей проектов. В конечном итоге от совместной деятельности на общее обозрение были представлены проекты:

  1. По изготовлению статуи из мусора на острове.

  2. По изготовлению поделок их пригодного мусора.

  3. По разработке коллекции костюмов из мусора на шоу «Мусорная мода»

  4. По постройке небольшого дома из пластиковых бутылок.

Все проекты презентовались в городе, по окончании практической работы. Поделки и коллекция костюмов заняли в эко шоу призовые места, и были выложены организаторами шоу в интернет.

На заключительной стадии происходит рефлексия - оценка самих себя, со стороны зрителей или конкурсной комиссии. Таким образом, наша проектная деятельность осуществлена, а её продукты были оценены не только самими участниками, но и ответственными членами жюри.

Продуктивная деятельность ИЗО студии не возможна без ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Характерными особенностями этой технологии являются:

  1. Взаимозависимость членов группы между собой и личная ответственность каждого за свои успехи и успехи товарищей

  2. Равенство позиций и ролей партнеров

  3. Наличие общей оценки работы группы

Так как вся моя педагогическая деятельность основана на личностно- ориентированном подходе в обучении, то в моём арсенале присутствует технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе. 

Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, учебный материал, я (учитель) посредством ярких образов воздействую на эмоции детей, создавая у них определённые образы, отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным. В. А. Сухомлинского писал, что " подлинное обучение характеризуется обстановкой эмоционального пробуждения разума".

В педагогический инструментарий этой технологии входит создание эмоционально-психологических установок посредством ярких образов. Технология предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока; в ряде точек она пересекается с известными методами: внушения, погружения, мозговой атаки. В качестве педагогического фактора используются интеллектуальные и нравственные эмоции.

Занимаясь рисованием с детьми, я, как любой педагог, который проповедает культуру духа и души, применяет ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СБЕРЕЖЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Физическое – определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Ориентирами состояния здоровья и физического развития ребенка выступают:

– показатели соматического здоровья (медицинские данные);

– общая активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;

– овладение школьниками основами личной физической культуры, теоретические и методические знания о путях физического развития в данном возрасте и в перспективе;

– осведомленность о перспективах своего физического развития: сформированность адекватной самооценки своего здоровья, своих физических возможностей и особенностей;

– развитие выносливости, гибкости, скорости, силы;

– развитие речедвигательной памяти, координационных способностей, движений, разнообразной чувствительности;

– потребность и способность в физическом самовоспитании: саморегуляция поведения, использование режима дня, специальных упражнений по созданию положительного настро­е­ния и знание техники самомассажа, самоуправление, самотренировки, наращивание тела, регулирование осанки, выработка походки и т.д.

Понятие «здоровый образ жизни» представляет совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность личности на то, чтобы формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.

ЗОЖ – это:

  • поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья;

  • индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов;

  • система личной научно обоснованной профилактики заболеваний;

  • модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск возникновения заболеваний; таким образом, разные условия жизни предполагают различные модели здорового поведения;

  • система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Обучая творчеству, развивая ребёнка эстетически и культурно, я пропагандирую здоровый образ жизни - в здоровом теле - здоровый дух. Только при таких условиях возможно осуществление всех наших целей, задач и планов.

Применение современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности помогает её спроектировать, организовать и провести учебный процесс одновременно с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.