Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка
«Все новое и по-настоящему интересное рождается только в
сотрудничестве.»
Джеймс Уотсон
«То, что сегодня дети могут делать только сообща, завтра каждый из них сделает и в одиночку.»
Л.С. Выготский
Сотрудничать и вместе решать поставленные задачи очень необходимое умение в наше время , поэтому нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Вот почему за последние годы идеи обучения в сотрудничестве приобрели заслуженную популярность у учителей.
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей. С этой целью наиболее эффективным представляется обучение в сотрудничестве. В процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества. Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами. Вместе учиться не только легче, но и эффективнее. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, целенаправленно необходимо соблюдать основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Формируются группы учащихся. При этом в каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»).
4. Учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием [1, c. 92].
Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания: грамматического характера, задания на проверку домашнего задания, работу над текстом для чтения, совместную работу по проекту, по отработке орфографических навыков, а также работу над лексикой.
Перед тем как получить задание, учащиеся разбиваются на группы четыре человека. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. При изучении, например, грамматического материала «Степени сравнения прилагательных можно сравнить нескольких известных актеров по определенным качествам. Раздаточный материал содержит в себе фотографию каждого актера и краткую информацию о них, которую и следовало изучить ребятам во время занятия. Затем ребята ищут такой же текст у участников других групп, вместе обсуждают информацию про того или иного актера, после этого возвращаются в свои подгруппы и рассказывают друг другу о своей части задания, формируя тем самым единое представление обо всей информации. Затем задаются определенные вопросы (которые также лучше предварительно раздать подгруппам перед началом проверки), например: Who is the tallest actor? Who is younger than Di Caprio? Who is the richest actor? Надо стараться спрашивать слабых студентов, так как именно по их ответам можно судить о степени выполнения и понимания задания.
При развитии навыков и умений монологической речи, а также отрабатывая лексику по теме "части тела" перед группой младших школьников можно поставить такую речевую задачу: прочитать описание "несуществующего животного" и нарисовать его. В конце, сделать выставку рисунков и придумать название, например, "The most beautiful animal".
Эффективна такая форма работы и при обучении диалогической речи. Например, при работе над темой "My pet" ребятам дается такая установка:
представьте, что вашему другу подарили домашнего питомца. Вам интересно побольше узнать о нем. На карточках даны отдельные фразы, из которых нужно составить связный разговор. В результате работы в группе учащиеся составляют диалог, который и воспроизводят вслух.
Работа в группах значима при проверке домашнего чтения. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.
Такой же метод можно использовать при работе с новой лексикой. В малых группах учащиеся получают карточки с заданием перевести слова. В карточке обязательно даётся ключ для проверки правильности ответов. Студенты работают в парах. После этого они объединяются в четвёрки и тренируются в правописании новых слов. Сильный студент диктует слова, остальные пишут, а затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово несколько раз для запоминания. В конце даётся письменное задание. Оно выполняется «по цепочке». Победитель тот, кто выполнит быстрее задание и правильно прочитает эти слова. Такое соревнование вызывает большой интерес и это даёт хорошие результаты при изучении новой лексики.
В заключение хотелось отметить, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения ИЯ и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.
Список используемых источников :
1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., Дьяченко В.К.
Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. // Просвещение, М., 1991. с. 92
2.Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994. с. 160
3. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Профессиональное образование . -2004. с. 10-11
4. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2005.-№5