СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обувное производство

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обувное производство»

Уроки 14–15. Обувное производство

Цели
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с историей обувного дела, видами материалов, используемых для производства обуви, видами и назначением обуви, технологическим процессом производства обуви; учить определять размер обуви, анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые можно воспроизвести
в классе, выполнять самостоятельно разметку деталей изделия, использовать при изготовлении изделия навыки
работы с бумагой, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, изготовлять модель летней обуви из бумаги; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, интерес
к предмету

Тип урока

Освоение нового материала

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Обувщик; обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви

Образовательные
ресурсы

 Интернет-ресурсы:

http://www.allwomens.ru/3485-istoriya-sozdaniya-obuvi.html

http://nika-obuv.ru/texnologicheskij-process-izgotovleniya-obuvi.html

Наглядно-демонстрационный
материал

 мультимедийная презентация по теме, образец изделия.

 Видеоряд:

http://www.obuvtech.ru/pict/machine/atom_09_sacp_line100_s125.gif

http://www.obuvtech.ru/pict/machine/banf_01_p_78.jpg

http://www.obuvtech.ru/pict/machine/neve_03_pr98n.jpg

http://www.obuvtech.ru/pict/machine/pfaff_04_591.gif

http://www.obuvtech.ru/pict/machine/ironfox_23_cd3000u.jpg

http://more-textile.com/assets/img/leather-large10.jpg

http://smito.ru/upload/normal/sankt-peterburg-provedenie_marketingovyh_issledovaniy_v_kitae_po_obuvi_poisk_proizvoditeley_i_tovarov_253186.jpeg

Оборудование

учебник, рабочая тетрадь; бумага, картон, ножницы, линейка, карандаш, клей

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с историей обувного дела, видами материалов, используемых для производства обуви, видами и назначением обуви, технологическим процессом производства обуви; научатся определять размер обуви, выполнять самостоятельно разметку деталей изделия, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, изготовлять модель летней обуви из бумаги.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви, материалах, используемых для ее изготовления; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценивать работу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
совзаимодей-

ствия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка
к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня мы начинаем работу над новым, очень интересным проектом. Мы будем делать модель детской обуви. Вы сможете проявить свою фантазию, сделать такую обувь, о которой мечтали.

На сафьяновых сапожках

Золочёные застёжки,

И задорный каблучок

Отбивает – чок-чок-чок!

Ох, сапожки хороши,

Так и просят – попляши!

Е. Стеквашова

Слушают
учителя

Фронтальная

Личностные: имеют
мотивацию к учебной
и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

организует проверку домашнего задания, просмотр выполненных мягких игрушек, обсуждение их качества.

– Из каких материалов изготовлены мягкие игрушки?

Участвуют
в коллективной беседе

Фронтальная

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Словесно-ил-

люстративный рассказ об истории
обуви.

Просмотр мультимедийной презентации или

рассматривание

иллюстраций

в учебнике

(с. 55)

– История создания обуви очень интересна. Ведь в каждой исторической эпохе было различное представление о красоте и удобстве. Каждое государство, каждый народ имеет свои традиции и особенности. Поэтому и обувь столь разнообразна. Первая обувь была создана человеком лишь как средство защиты от неблагоприятных условий среды. Произошло это во времена глобального изменения климата. Американский историк Эрик Тринакус из Вашингтонского частного университета пришел к выводу, что первая обувь появилась в Западной Европе 26–30 тысяч лет назад. Сделать эти выводы ученому помогло исследование скелетов людей, живших на этой территории во времена палеолита. По мнению ученых, первая обувь представляла собой что-то вроде портянок, изготовленных из медвежьих шкур. Эти портянки утеплялись изнутри сухой травой. В Древнем Египте обувь была уже показателем статуса владельца. Обувь позволялось носить только фараону и его приближенным. В те времена обувь представляла собой сандалии из пальмовых листьев или папируса. К ноге такие сандалии крепились при

помощи кожаных ремешков. Знатные египтяне украшали эти ремешки драгоценными камнями и интересными рисунками. Цена таких сандалий была очень велика.

Показывает слайды с изображением обуви разных эпох или предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике

(с. 55) и сравнить эту обувь с современной

Смотрят
презентацию, слушают учителя,

одноклассников; делятся впечатлениями о просмотренных
работах; ана-

лизируют ин-

формацию, отвечают
на вопросы

Фронтальная

Личностные: имеют познавательный интерес
к занятиям предметно-практической деятельностью.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения; умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логичес-

кие – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви, материалах, ис-

пользуемых для ее изготовления.

Коммуникативные:

умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу урока

Устные ответы


Работа
с учебником
(с. 56):

материалы для изготовления обуви. Виды обуви

– Вы обратили, наверное, внимание на то, что для изготовления обуви использовали разные материалы. Какие? (Папирус, лыко, береста, дерево, кожа, ткань.) В наши дни разнообразие материалов увеличилось. Прочитайте об этом в учебнике (с. 56) и определите материал, из которого сделана обувь, изображенная на рисунке.

организует обсуждение.

– Чем же еще различается один вид обуви от другого? Правильно, по назначению.

– Прочитайте о видах обуви в учебнике (с. 56) и ответьте
на вопросы, заданные в учебнике

Слушают
учителя, рассматривают иллюстрации; участвуют в коллективной беседе; работают
с учебником,

анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске информации; участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы
на вопросы.

Познавательные: общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Словесно-ил-

люстративный рассказ с элементами беседы «Технологический

процесс

производства обуви», «Профессии людей, работающих на обувной

фабрике».

Работа
с учебником

(с. 57–

58)

– Как же организован процесс производства обуви? Конечно, раньше обувь делалась вручную. Основными инструментами мастера-обувщика в то время были молоток, шило, игла. Современное производство обуви полностью механизировано. Технологический процесс изготовления обуви имеет следующую общую схему. Материалы для верха и низа обуви подготавливаются на соответствующих складах основных материалов. Подобранные основные обувные материалы передаются в закройный цех – для раскроя на детали верха обуви и в вырубочный цех – для вырубки деталей низа. В вырубочном цехе производится также обработка деталей низа. Детали верха обуви обрабатывают преимущественно в сборочном цехе, где осуществляется сборка (пошив) заготовок, формование верха обуви, прикрепление подошвы и каблука к формованному верху и, наконец, отделка скрепленных деталей. Развитие обувной промышленности происходит благодаря оснащению производства новейшими многооперационными и автоматическими линиями.

– Как вы думаете, как называются профессии людей, работающих на обувной фабрике? Давайте прочтем об этом
в учебнике (с. 57).

– В каждом ли городе есть крупные обувные фабрики? Прочтите об этом в учебнике (с. 58).

предлагает учащимся отметить на карте России город, где расположены крупные обувные фабрики (рабочая тетрадь, с. 4–5)

Слушают
учителя, рассматривают иллюстрации; работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальная

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения
и использования информации.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока.

Личностные: сориентированы на плодотворную

работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Устные ответы


Рассказ «Размер обуви». Демон-

страция приемов определения размера обуви

– Обувь так же, как и одежда, имеет размеры. Так удобнее и производителям, и покупателям. В разных странах размер обуви обозначается по-разному. Но в любом случае для его определения нужно измерить длину стопы. Чтобы всё вышло правильно, желательно доверить измерения другому человеку. Именно в положении «стоя» достигается максимальная длина стопы, к тому же вы избежите погрешностей, вызванных движением ноги. Желательно проделать измерение в конце дня, так как ноги
к этому времени «растаптываются» и становятся больше. Итак, поставьте обе ноги (в носках) на лист бумаги, прижмите пальцы ног к полу, обведите стопы карандашом. Измерьте расстояние от самой выступающей точки пятки
до наиболее выступающего пальца. Если длины правой

и левой стоп отличаются, выберите наибольшую. Округлите полученную величину до 5 мм – это будет соответствовать номеру обуви. (Показывает приемы снятия мерки.) Затем по таблице можно определить размер обуви
(учебник, с. 59)

Слушают
учителя;
наблюдают
за действиями учителя, демонстрирующего приемы снятия мерки

Фронтальная

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения
и использования информации.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока

Устные ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Выполнение упражнений

IV. Твор-

ческая

практи ческая деятельность-

Организация
рабочего места

Проверка организации рабочего места

Организуют свое рабочее место

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда.

Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью

Устные ответы


Беседа «Что мы будем делать?».

Работа
с учебником
(с. 59–

61) и рабочей тетрадью
(с. 38–

39)

– Сегодня вы будете делать модель летней детской обуви
из бумаги и картона.

помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способы разметки, кроя, сборки изделия и его оформления.

Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 59–61), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 38–39) до пункта 6

Анализируют готовое изделие, информацию; слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы

Фронтальная

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

Регулятивные: планируют свою деятельность.

Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты

с целью освоения и ис-

пользования информации

Устные ответы. Выполнение задания


Практическая работа

– выполните эскиз оформления изделия и заготовку деталей.

– Приступайте к выполнению модели летней детской обуви.

В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её



Выполняют задание

Индивидуаль-

ная

Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения

Выполнение модели детской

летней обуви из бумаги и картона

V. Итоги урока. Рефлексия

Выставка и презентация работ учащихся

В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность, соответствует ли замыслу

Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают

Фронтальная

Личностны: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учи-

теля или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе
на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Как можно использовать получившееся у вас изделие?

– Где будете использовать полученные умения?

отвечают
на вопросы

Устные ответы

Домашнее
задание

Объясняет задание.

– выполните задание-тест «Как изготавливают обувь» в рабочей тетради (с. 36–37). Принесите к следующему уроку: линейку, карандаш, нитки (можно «ирис»), палочки деревянные, клей

Слушают
учителя

Индивидуаль-

ная

Наблюдение




2