СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычаи и традиции Северного Кавказа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обычаи и традиции Северного Кавказа»

Традиции Северного Кавказа

Автор Захарченко Степан Витальевич

 

Уже несколько лет мы сидим за одной партой. Я – русский до седьмого колена (наверное). Мой друг - выходец из Дагестана.

Он классный парень, у нас много общего. И все же  он другой. Другой национальности. Другой религии. Других убеждений. И дело не в том, что он не ест свинину  и считает грехом присутствие собаки в доме. Он иначе смотрит на девочек, иначе воспринимает незнакомых людей, по – другому относится к данному слову ( научил  и меня всегда выполнять обещанное), у него образцовые, можно сказать, отношения с родителями. Он изумил  меня ( и восхитил одновременно!) сообщением о том, что свадьба его сестры была абсолютно безалкогольной.

И я задумался. Почему мы разные? Мне захотелось больше знать, чтобы лучше  понимать своего друга. Тем более, что сегодня  проблема культуры межнационального общения для жителей Северного Кавказа – одного из самых   многоконфессиональных и густонаселенных ( 50 чел. на кв.м) регионов России – весьма актуальна .  Здесь проживают представители более 100 народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все крупнейшие мировые религии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Для того, чтобы понять одного человека, надо знать  историю, традиции народа, порой трагическую, противоречивость его культурных ценностей, создаваемых веками, нужны достоверные, объективные знания.

В художественной литературе порой  так описывают  традиции, нравы и быт горцев в прошлом, что создается представление о невежествен­ном и глупом народе, жизнь которого по­строена на суевериях и предрассудках. В духовном наследии дагестанских горцев были, с одной стороны, обычаи и обряды, культивируемые феодально-клерикальной верхушкой и нацеленные на увековечение эксплуатации и духовного господства му­сульманской религии. С другой стороны, рождались и жили подлинно народные тра­диции социального сплочения, семейного устройства и воспитания детей, позволив­шие народу выжить в тяжелых социально-экономических условиях и выстоять в не­равной борьбе с иноземными захватчика­ми.

Отвечая тем, кто пренебрежительно отно­сился к нравственному укладу горцев, вели­кий сын осетинского народа Коста Хетагуров писал: «Эти же «дикари» сумели сохра­нить такие традиции, какими может гордить­ся лучший европеец. Рыцарская неприкосно­венность чести, святость долга, верность дан­ному слову и многое другое до того присущи каждому туземцу, что с ними следовало бы считаться тем, кто действительно является к ним с просветительными целями».

К моральному облику мужчины как отца семейства, полноправного члена общины и воина дагестанцы предъявляли особые тре­бования, объединенные понятием «мужское достоинство». Оно исходило из свободы, ра­венства и независимости каждого. Мужчина не может терпеть притеснения, унижения, ос­корбления. Он должен быть готов постоять за себя, за честь семьи и за родную землю. Мужское достоинство не допускало, чтобы семья испытывала нужду, была вынуждена просить у других. Наибольшим уважением в ауле пользовались те, кто достиг в своем ре­месле высокой квалификации и добросовест­ным трудом обеспечивал семейный достаток.

Нерушимо было в горах мужское слово. Не было залога надежнее его. Свои сделки горцы редко оформляли документально, до­веряли на слово и оправдывали это доверие. Крепкими были у горцев узы дружбы. У то­варищей было принято делить все поровну, выручать друг друга при случае. Если судьба вдруг уносила друга, друзья проявляли забо­ту о его семье.

Не потеряло своей актуальности в наше время представление горцев о женской чести. У народов Дагестана существовал культ дев­ственной чистоты и верности супружескому долгу.

К сожалению, сейчас многие горянки, спускаясь с гор, вместе с аульской одеждой сбрасывают, как ненужный хлам, и свою де­вичью скромность. А некоторые парни теря­ют буквально все свои нравственные тормо­за. Этот факт показывает неустойчивость форм поведения, соблюдаемых только бла­годаря наличию постоянного социального контроля, но не получивших осмысления и осознания в общем контексте нравственного просвещения и воспитания личности. Горцы не считали возможным ссо­риться, вступать в пререкания с женщиной. В любом случае мужчина должен был уступить ей. Ничто не могло остановить схватившихся в смертельном поединке мужчин, кроме платка горянки, обнажившего ее голову и брошенного к ногам дерущихся.

В связи со сложившейся в стране обста­новкой следует особо сказать и о традициях трезвости горцев. Объясняют это обычно влиянием религии и недоступностью алкого­ля. Как известно, в аулах для повседневного потребления и к торжественным событиям в каждом доме готовили слабоалкогольный  хлебный напиток  (вид пива). При же­лании могли бы научиться делать и более крепкие напитки. Совершенно игнорировать значение религии неправильно, но главным фактором сохранения трезвого образа жизни следует считать мощное общественное мне­ние, культивируемое в среде простого наро­да. Дело в том, что мужчина (даже на свадь­бе) рисковал потерять авторитет и стать при­тчей во языцех на многие годы. Теперь же об­щественное мнение скорее оправдывает, а иногда даже поощряет пьянство.

Оценивая в целом нравственные нормы горцев, мы видим, что они не только соответ­ствуют требованиям общечеловеческой мо­рали, но и вписываются хорошо в систему цен­ностей нашего общества. Возникает вопрос: каков был механизм сохранения и воспроиз­водства этих норм? По аналогии несведущие люди эту заслугу приписывают мусульман­ской религии. На самом деле единственным в своем роде и универсальным средством нрав­ственного контроля было мощное обществен­ное мнение. Любое нарушение обычая стано­вилось предметом заинтересованного об­суждения. С человеком, совершившим бесчестный поступок, переставали здоро­ваться, разговаривать. В воспитании детей тоже наиболее универсальным средством была нравственная оценка каждого действия и поступка. Таким об­разом, создавалось представление о нравст­венном поведении человека, основанном на уважении достоинства другого человека. Формируя с малых лет в детях чувство собст­венного достоинства, стыда и совести, доби­вались того, что молодые люди могли весьма прилично вести себя в любой ситуации.

Взаимодействие между людьми держится на добрых традициях человечности. В основе правил общения горцев лежит принцип уважения старшего. Оно проявляет­ся не только в общепринятом приветствии  старшего и обычае уступать ему дорогу и место. В трудовом коллективе младшие осво­бождают старших от бытовых, хозяйствен­ных забот, выделяют им более легкую, спо­койную работу, с готовностью выполняют их поручения. Детей учат уважать взрослых и слушать их. Можно попросить любого ауль­ского мальчика позвать нужного человека, отнести какую-нибудь вещь, привязать ло­шадь или привести ее, и ни один из них не со­чтет возможным отказаться.  Дети знают, что нельзяиграть и подни­мать шум там, где собираются взрослые. Особым почетом в ауле пользуются старики. При появлении старого человека все встают и не садятся, пока тот не займет место. 

Традиция человечности – это традиция гостеприимства.

Известна не одна приме­та, предсказывающая приход гостей. Встре­чая гостя, все встают и пожимают ему руку. Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Считается делом чести принять достойно  любого человека, нуждающегося в пристанище. Даже в самой бедной семье долж­ны быть готовы оказать установленное обы­чаем гостеприимство. Для гостя отводили лучшую комнату в доме, держали лучшую по­стель, берегли запас лучших продуктов. К со­жалению, в наше время подобное гостеприимство стали проявлять только к высоким долж­ностным лицам.

Особо следует сказать о взаимопомощи. Дагестанский аул — целостный социальный организм. В своих заботах горец может рассчитывать на помощь односельчан. Человека никогда не оставят одного со своей бедой. В случае болезни или потери родственника к сельчанину идут домой для выражения сочувствия и несут специально приготовленные лучшие блюда националь­ной кухни. Приняло также ходить домой приветствовать людей, возвратившихся в аул после долгой отлучки .

Разнообразны и широко распространены в народе обычаи  взаимопомощи. Принести воду, испечь хлеб, пригнать скот, сделать кизяк для нуждающихся в этом соседей счи­тается обязательным делом. Когда в поле каждый работает на своем участке, закон­чивший первым работу идет на подмогу к со­седу. Соседи и близкие люди помогают убрать урожай семьям, у которых нет трудоспособ­ных людей.

Ценность таких традиций заключается не только в том, что они помогают ре­шать жизненные проблемы, с которыми труд­но справиться каждому в одиночку, но и в том, что они. крепко связывая человека с социаль­ной общностью, застраховывают его от нрав­ственного падения. Известный пси­холог С.Л.Рубинштейн говорил, что главное дело в  воспитании  как раз в том и заключается, чтобытысячами нитей связывать человека с жизнью. Подмечена опасная тенденция к отчуждению и социальной изоля­ции людей. «Одиночество среди толпы» стало феноменом нашего времени. Человеку, до ко­торого нет никому дела, все становится нипо­чем. За последнее десятилетие число суицидов  среди молодежи выросло в 3 раза, а по количеству детских наша страна лидирует , начиная с 2003 года.

Начало 2012 года  просто потрясает количеством расставшихся с жизнью ребят. Сегодня мои ровесники  не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят.

Будет уместно рассмотреть и некоторые традиции, обычаи, связанные с воспитанием детей в семьях. Человек, вырастивший много детей и устроивший их всех семейно, считал­ся выполнившим свое высокое предназначе­ние. Любовь или так называемое личное счастье никогда не выступали на первый план и были подчинены чувству долга перед супругом и семьей. Горец скитался на чужби­не, терпел невзгоды и лишения, чтобы семья не испытывала нужды и жена с детьми были прилично одеты и обуты.

К браку детей готовили с малых лет пси­хологически и практически. Сейчас в печа­ти распространяется девиз: «Женщине — женское, мужчине — мужское». Так вот у горцев воспитание всегда было сугубо по­ловым, т.е. дифференцированным по отно­шению к мальчикам и девочкам. Мать обу­чала дочку домоводству и кустарному про­мыслу. А отец уже с 8-10 лет брал с собой сына пасти скот или в отходничество. На­чиная с колыбельных песен детям внушали мысль о браке как о самом значительном событии в жизни человека, воплощающем мечту о личном счастье.

Почитание родителей — одна из главных моральных за­поведей горцев. Молодые не смеют в присут­ствии старших выяснять отношения между собой, проявлять свой характер. Почитание родителей — самая справедливая и гуманная традиция, ибо ничто человеку не может заме­нить того удовлетворения, которое он испы­тывает, доживая свои дни в обстановке любви и уважения благодарных детей. Привилеги­рованное положение старшего поколения устраивает всех, ибо молодые видят в этом и свое собственное будущее. У многих наро­дов есть притчи, мораль которых едина: как человек будет обходиться с родителями, так же будут обходиться с ним его собственные дети. Может быть, общеизвестное кавказское долголетие объясняется не столько природно-климатическими факторами, сколько разум­ным семейным укладом, в котором воплоти­лась вековая мудрость народа. А сколько у нас стариков живут в одиночестве или в по­стылых домах для престарелых, годами не слыша теплого слова, не ощущая заботли­вой руки родного человека?

У горцев главным направлением в подго­товке молодого поколения к жизни  основным средством вос­питания  был труд. Даже игрушки были уменьшенными копиями всевозможных ору­дий труда, используемых в быту и хозяйстве. Дети с малых лет вместе со взрослыми участ­вовали в производственном процессе. Спе­рва они только наблюдали и выполняли от­дельные поручения взрослых. С годами по­степенно привлекались к выполнению все более сложных и трудоемких производствен­ных операций и таким образом, к совершен­нолетию полностью овладевали всеми тонкостями нелегкого сельскохозяйственно­го или ремесленного труда. Мои родители утверждают, рань­ше многие школьники летом помогали роди­телям в колхозном производстве. Не было такого, чтобы сын механизатора не умел водить ма­шину или трактор. Так рождались трудовые династии хлеборобов, животноводов и меха­низаторов. Молодые люди вступали в само­стоятельную жизнь, проникнутые сознанием неразрывного единства труда и существова­ния, единения со взрослыми.

Нравственное воспитание начиналось с ранних лет. Первые нравственные представ­ления дети получали, овладевая родным язы­ком, который у каждого народа богат емки­ми и образными моральными критериями. Дагестанские семьи, как правило, много­детные. Наряду с родителями воспитательные функции возлагаются в них на старших детей в семье. Девочки, например, выхаживая малы­шей, задолго до замужества проходят основательную материнскую школу. Ситуация от­ветственности благотворно влияет и на стар­ших детей, вынуждая их заниматься самовос­питанием.

Народ своим коллективным разумом осознал, что воспитание нельзя ограничи­вать рамками семьи, что это — дело всего взрослого населения, всего общества. Горец, увидев ребенка, не остается безучастным, спросит его, что делает, куда идет, похвалит или сделает замечание. Если тот не проявит должной учтивости, обязательно скажет об этом родителям. Иногда, наблюдая на улице вызывающее поведение современных под­ростков, думаешь, не является ли это следст­вием безучастного отношения к ним окружа­ющих взрослых.

Глубоко корнями в историю уходят сво­бодолюбивые и патриотические традиции горцев.. Любовь к родной земле и готовность защищать ее были всегда присущи горцам. Горец превыше всего ста­вил свободу и наготове держал коня и ору­жие, чтобы выступить в любую минуту по зову родины. Трусость каралась всеобщим презрением.

Издавна горцам присущи были интерна­ционалистические чувства. Примечательно, что они никогда в истории не воевали между собой. Ни многочисленные войны с другими народами, ни насаждаемая исламом нена­висть к «неверным» не привели к возникнове­нию у горцев предубеждения против какой бы то ни было национальности. Малоземе­лье, нехватка своего хлеба толкали горцев скитаться по всему Кавказу, Средней Азии, Центральной России для сбыта продукции своего кустарного промысла и в поисках ра­боты. Отходники повсеместно имели своих кунаков, у которых получали ночлег и пищу, сбывали товары и устраивали мастерские. У простого народа любой национальности они встречали понимание и сочувствие. Даге­станцы в свою очередь считали делом чести достойно принять у себя гостей, приехав­ших издалека, особенно представителей другой национальности. В их честь давали по очереди обеды с приглашением родст­венников и соседей. Постоянное общение с другими народами способствовало выра­ботке у дагестанцев глубокого уважения к образу жизни, культуре, обычаям и тради­циям других народов. Редко можно было встретить горца, не владеющего нескольки­ми языками.

Подводя итоги вышесказанному хочется сказать, что в тра­дициях народов Кавказа  много непре­ходящего, актуального для сегодняшнего дня, идущего в русле формирования обще­человеческих ценностей.

Постоянный акцент на конфликтности, напряженности, дезинтеграции  не охватывает всю полноту многокрасочной жизни на Северном Кавказе и не способствует формированию  созидательной, объединяющей составляющей духовно-нравственных качеств личности, общества. Конфликты, происходящие на Кавказе, нельзя пресечь с позиции силы. Да это и вообще неверный путь- путь разжигания новых войн. Установление мира возможно  через диалог культур, через посредничество языков, литературы, искусства.  Уверен, что  русскому человеку полезно знать языки, культуру народов Кавказа, рука об руку шедших с ним на протяжении многовековой истории.