КОУ ВО «Краснянская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
«Обычаи восточных славян»
Урок истории в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Подготовила и провела:
учитель истории Любовская Т.И.
с. Красное
«Обычаи восточных славян»
Урок истории в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель урока: Формировать представление о традициях и обычаях восточных савян.
Задачи:
Образовательные:
- Рассказать о традициях и обычаях восточных славян,
- Продолжать формировать представление о быте и жизни восточных славян. Коррекционно - развивающие:
- Корригировать и развивать мышление, память, внимание, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории Родины.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
- Я рада приветствовать в нашем классе. Сегодня мы продолжаем говорить о жизни славян.
2. Проверка домашнего задания
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
- А что такое ремесло?
- А какие ремесла были у восточных славян?
- Какие ремесла были основными?
Задания по карточкам
Вставьте пропущенные слова: Каждая женщина умела………………. пряжу, …………………. одежду. Мужчины …………….. сети,…………… посуду из дерева. Самыми уважаемыми людьми были …………… и …………… |
Распределить последовательность возделывания земли (Проставьте цифры в нужной последовательности) - сеют зерно - сжигают срубленные деревья - славяне рубят деревья - пашут землю |
3. Объявление темы урока
- Из года в год у восточных славян складывались свои обычаи и традиции. Вот об этих обычаях мы сегодня и узнаем. Тема сегодняшнего урока называется «Обычаи восточных славян».
4.Изучение нового материала
- А как вы понимаете слово обычаи? (Обычай - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения)
- Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Как вы думаете, как славяне веселились? (ответы детей)
(Работа с видео «Хоровод»)
- Запишите в тетрадях, хоровод - это танец, который танцевали в кругу, взявшись за руки.
- Чтобы маленький ребенок уснул, ему пели колыбельные песни. Горевали славяне тоже с песнями. Только эти песни были медленными и протяжными. Найдите в тексте предложения, которые рассказывают о похоронах.
- Как называется погребальная песня? (ответы детей) Запишите плач – погребальная песня.
- Плачи пели несколько дней, то есть до тех пор, пока умершего не похоронят. В могилу к умершему клали все необходимое для жизни: одежду, орудия труда, посуду. Славяне верили в загробную жизнь, и поэтому считали, что умершему все эти вещи пригодятся. Сверху, над могилой, насыпали небольшой холм – курган (записать в тетрадь). Около кургана устраивали прощальный пир – тризну (записать в тетрадь).
Физминутка
- В чем славяне помогали друг другу? Зачитайте из текста учебника с. 71- 72.
- Какими были славяне? (добрыми, гостеприимные).
- Что считалось главным продуктом питания? (хлеб)
- Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли. Это был главный продукт питания.
Инсценировка «Встреча гостей караваем»
Хлебом-солью вас встречаем
и по-русски угощаем!
Вот он, хлебушко душистый
С хрустской корочкой витой.
Хлеб янатрный, золотистый,
Словно солнцем налитой!
(учащаяся вручают каравай)
Работа с иллюстрацией учебника
- Кто сидел во главе стола?
- Какие столовые приборы у славян?
- Славяне уважительно относились к пище. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти из-за стола.
- Дома украшались рисунками и предметами, которые обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. Запишите, оберег – предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья.
- Найдите в учебнике на с.75, какие обереги были у славян? (ответы детей).
- Наши предки внимательно наблюдали за всем, особенно за природой. Так постепенно появились приметы. На с.73 прочитаем в какие приметы верили наши предки.
5.Закрепление материала
- Какие обычаи был у восточных славян?
- Чем хоровод отличается от плача?
- Как вы можете охарактеризовать славян?
- Как приметы помогали славянам?
- Для чего нужны были обереги?
6. Домашнее задание
- Прочитать учебник тему № 6 (с. 70 – 74), ответить на вопросы, которые в конце темы.
7. Подведение итогов урока
- Ребята, назовите тему сегодняшнего урока.
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось?
8. Оценка работы на уроке