Особенности усвоения обыкновенных дробей обучающимися старших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Юшина О.В., учитель ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна
Изучение раздела «Обыкновенные дроби» предусмотрено учебной программой по математике в 5-9 классах. В играх, в своей практической деятельности ребята сталкивались с потребностью разделить целый предмет на равные части, например, распилить доску пополам, отрезать половину или четверть ленты, разрезать яблоко или торт на несколько равных частей. В учебной и практической деятельности с дробными числами в форме обыкновенных дробей обучающиеся сталкиваются при работе в школьных мастерских (столярной и швейной), при приготовлении блюд по рецептам. К моменту изучения долей, а затем и обыкновенных дробей у школьников с умственной отсталостью имеется уже некоторый жизненно-практический опыт. Однако при изучении дробей обучающиеся встречаются со значительными трудностями, что обусловлено особенностями их познавательной деятельности. В связи с этим на уроках, где обучающиеся получают первоначальное представление об образовании, преобразованиях, свойствах дробей и действиях с ними, необходимо использовать дидактический материал, наглядные пособия, занимательные упражнения, опорные схемы, тестовые задания, дидактические игры.
Предлагаю Вашему вниманию некоторые виды деятельности, которые используются при изучении данной темы. В практике своей работы не ограничиваюсь делением на равные части геометрических фигур, а провожу как можно больше практических заданий по делению реальных предметов (яблоко, шоколадка, тесьма и пр.). Кроме учебно-методического пособия «Рабочая тетрадь по математике» (М.Н. Перовой, И.М. Яковлевой, Т.В. Алышевой) для старших классов специальной (коррекционной) школы, активно использую тетрадь «Учу обыкновенные дроби», в которой подобраны дифференцированные занимательные задания и упражнения к каждому уроку. При изучении данной темы мною разработана серия презентаций. Презентации помогают не только создавать наглядные образы и позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности, от получения информации, ее повторения, практических заданий, до контроля уровня знаний, а также обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Для контроля усвоения предметных результатов использую тестовые задания.
Изучение данного раздела способствует формированию жизненно важных компетенций, позволяет выпускникам успешно адаптироваться и социализироваться в повседневной жизни.
Тема: «Обыкновенные дроби», 7 класс.
Задачи:
- образовательная: повторить и закрепить образование, виды, сравнение дробей с одинаковыми числителями, знаменателями;
- коррекционно-развивающая: способствовать коррекции логического мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;
- воспитательная: содействовать воспитанию интереса к урокам математики.
Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, табличка, чертежные принадлежности, цветные карандаши, карточки, «Рабочая тетрадь по математике», рабочая тетрадь «Учу обыкновенные дроби», лайк-дизлайк.
Ход:
Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет обыкновенную дробь
Устный счет
Слайды
Актуализация опорных знаний
Табличка
- Прочитайте числа. Как они называются?
- Какое число лишнее? Почему?
- Назовите правильные дроби.
- Какие дроби называются правильными?
- Назовите неправильные дроби.
- Какие дроби называются неправильными?
Сообщение темы и целей
- Ребята, подумайте, с какими числами мы сегодня будем работать?
- Оформление тетрадей
Коррекция и закрепление стержневых знаний и умений
Стр. 181 № 602 (1)
- Сколько кругов вы начертите?
- На сколько равных частей разделите?
- Какие дроби нужно показать? (
;
)
- Сколько долей заштрихуете в первом круге?
- Сколько долей заштрихуете во втором круге?
Индивидуальная работа: Никита, Маша, Захар.
- Запишите полученные дроби
- Никита записывает у доски
- Сравните, что общего у этих дробей?
- Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Стр. 181 № 602 (2) дополните вывод:
Стр. 182 № 604(1)
- Прочитайте задание
- Сколько квадратов нужно построить?
- Сколько сторон нужно знать, чтобы построить квадрат? Почему?
- На сколько долей разделите первый квадрат?
- На сколько долей разделите второй квадрат?
- Сколько долей нужно заштриховать в каждом квадрате? (1)
- Запишите, какие дроби получили? (
;
)
- Настя – у доски
- Сравните их, что у них общего?
- Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
Стр. 182 № 604(2) дополните вывод:
Офтальмологическая минутка.
Выработка умения применять знания по образцу в сходных ситуациях
Стр. 182 примеры № 603(1а)
- Прочитайте задание
- Что общего у этих дробей?
- Назовите самую маленькую дробь
- Назовите самую большую дробь
- Выпишите дроби в порядке возрастания
Самостоятельно
- Проверка (один комментирует с места)
(2а) – аналогичный разбор
- Выпишите дроби в порядке убывания
- Проверка
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
VIII. Выработка умения переносить стержневые знания в новые условия
Рабочая тетрадь стр. 100 № 154
Разбор задания
- Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
- Какие прямоугольники в каждой паре будем заштриховывать? (меньшую дробь)
Кристина и Даниил работают на обратной стороне доски (каждому по 3 пары дробей)
Остальные в рабочих тетрадях самостоятельно
Проверка с решением на доске
I группа (дополнительно) – карточки с заданием (дописать недостающие числители, знаменатели, чтобы получились правильные дроби)
IX. Тренировочные упражнения
Стр. 182 примеры № 607(1,2)
Разбор задания
Самостоятельное выполнение
Взаимопроверка
Индивидуальная работа: Маша, Никита, Захар.
X. Задание на дом
Рабочая тетрадь «Учу обыкновенные дроби»
1 гр. стр. 1-2 № 1, 2, 3, 4
2 гр. стр. 1-2 № 1, 2, 3
3 гр. стр. 1 № 1, 2
Разбор домашнего задания
XI. Итог
- Анализ работы учащихся
- С какими числами мы сегодня работали?
XII. Рефлексия
- Что вам понравилось на уроке?
- Что было трудным для вас?
- Если урок для вас было интересным, поднимите лайк, если не интересным - дизлайк