Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
Мотивация к учебной деятельности | 1 мин. | Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Книжки, ручки и тетрадки На столе лежат в порядке! Ровненько встали, спинки выпрямили. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь (слайд 1). Ребята, пробовали ли вы сами зарабатывать деньги? Сегодня на уроке вы попробуете зарабатывать определенный капитал, использую свои знания по математике. А чтобы его сохранить, предлагаю заработанные вами деньги поместить в банк. Вы заранее были разделены на команды, поэтому каждая команда будет вкладывать деньги в свой банк (слайд 2). -
Команда - «Сбербанк» -
Команда - «Россельхозбанк» -
Команда – банк «Возрождение» | Приветствует обучающихся, настраивает на работу; предлагает проверить готовность рабочего места; ставит проблемы, используя при этом презентацию | С помощью учителя проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу. | Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы. |
Постановка темы урока | 5 мин | Ребята, для того, внести первый вклад в банк я предлагаю вам, понять по какой теме мы с вами будем работать, для этого нужно решить шифр. За правильно выполненное задание вы заработаете 10 рублей. (слайд 3) Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово. Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9). В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13). Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199). У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10). В классе 13 учащихся. 4 ребят получили пятерки по самостоятельной работе. Какая часть учащихся получили пятерки по самостоятельной работе? (4/13) (Ответ: дроби). Правильно дроби. А с какими дробями мы с вами работает? Запишите дату и тему урока. | Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции; фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе работы | Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, записывают дату и тему урока в тетради | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. |
Повторение пройденного | 5 мин | Ребята, для того, чтобы пополнить счёт в банке предлагаю вам устный счёт. Его вы будете выполнять по очереди: 1 команда → 2 команда → 3 команда Но для начала мы проведем разминку и повторим все, что знаем о дробях, в том числе правила. Приведите пример обыкновенной дроби. Назовите числитель, знаменатель этой дроби. Какая дробь называется правильной? Приведите пример. Какая дробь называется неправильной? Приведите пример. А теперь посчитаем устно. 1. 7/7; 12/8; 5/9; 11/8; 3/9. а) Прочитайте дроби б) Назовите правильные дроби в) Неправильные дроби г) Расположите в порядке возрастания (3/9; 5/9; 7/7; 11/8; 12/8). 2. Выполните действия, назовите ответ: а)18/19-7/19+3/19=14/19 б)11/15-(3/15+7/15)=1/15 в) 5/12+3/12+4/12=12/12=1 (слайд 4). Задание оценивается в 20 рублей. | | Выполняют инструкции учителя | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. |
Первичное обобщение изученного материала с использованием проектной деятельности | 6 мин | Ребята, сейчас мы выполним проектную задачу. Творческое название работы – “Как много нас”. Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает ваш класс по сравнению с общим количеством школьников? Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам, составить таблицу, показывающую долю 5 класса, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся школы. (слайд 5) Оценивается в 50 рублей. | Организует решение проектной задачи | Решают проектную задачу | Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации |
Исследовательская работа в группах | 5 мин | А теперь, ребята, предлагаю вам поработать в своих группах и заработать деньги для нового вклада (слайд 6). -
1. У вас на столах находятся квадраты (для 1 группы 3 квадрата). Вам нужно разрезать данный лист бумаги на 4 равные части так, чтобы эти части имели форму: треугольник, квадрат, прямоугольник. Внимание! Прежде чем приступить к выполнению задания ознакомьтесь с инструктажем по ТБ по работе с ножницами. (Инструктаж находится на столах у учащихся). (Учитель проверяет правильность выполнения задания) -
2. А теперь все команды покажите квадрата, квадрата, квадрата. (треугольника, прямоугольника). -
Задание оценивается в 60 рублей. | Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся | Выполнение практической работы, ответы на вопросы учителя | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач; Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. |
Физкультминутка | 2 мин | (слайд 7) | Организует проведение гимнастики (здоровье сберегающая технология) | Выполняют гимнастику. | Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья. |
Закрепление | 6 мин | Чтобы ваш вклад в банк возрос, предлагаю вам решить задачи. (За это задание можно получить 100 рублей). Каждой команде предлагается решить задачу определённого вида. (К доске по очереди вызываются по одному представителю от каждой команды. Задача для 1 команды (слайд 8): В классе 28 уч. 4/7 из них мальчики. Сколько мальчиков в классе? Всего – 28 уч. Мальчики - ? 4/7 от всех учеников. 1) 28:7×4 = 16 (уч.) – мальчики. Ответ: 16 мальчиков. Задача для 2 команды (слайд 9): На подарок мальчику друзья собрали 600 рублей, что составляет 2/3 стоимости велосипеда. Сколько стоит велосипед? Всего ? руб. 600 руб. – это 2/3 от всей стоимости. 1) 600:2×3 = 900 (руб.) – всего Ответ: 900 рублей. Задача для 3 команды (слайд 10): Рыбак поймал 23 рыбы. Из них 12 - караси. Какую часть рыбы составляют караси? Всего 23 рыбы. Караси 12 от всей рыбы. 1)12:23 = (ч.) – караси. Ответ: караси составляют всей рыбы. | Организует выполнение заданий (решение задач); оказывает консультативную помощь. | Решают задачи, применяя полученные ранее знания, оценивают свои действия и действия партнеров. | Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач; умение вступать в диалог; Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. |
Самостоятельная работа | 7 мин | Продолжаем увеличивать капитал в банке, и для этого решим кроссворд. За каждое правильно разгаданное слово – 10 рублей. Приложение 1 (сайд 11) | Выполняет проверку | Решают кроссворд | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 6 мин | Увеличить свой капитал вам поможет решение тестовых заданий (слайд 12). Сколько правильно выполненных заданий, столько и рублей получит каждая из команд. (Ребята выполняют тестовую работу, затем выполняется взаимопроверка) Приложение 2 | Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью теста. | Учащиеся выполняют тест, с последующим взаимоконтролем. | Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации |
Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов. | 2 мин | Итак, ребята, настал самый ответственный момент. Капитаны команд подсчитывают накопившийся в банке капитал. Всем остальным ребятам я предлагаю ответить на вопросы: -
Что сегодня на уроке вспомнили? -
Чему научились? Сегодня команда набравшая наибольшее количество денег получает оценку 5. Ну а накапливать деньги в своих банках вы будете и в дальнейшем на уроках математики. В конце учебного года мы подведем окончательные итоги. Д/з: п.4.5-4.11 (повторить). Составить задание для соседа на различные действия с обыкновенными дробями: * на сравнение обыкновенных дробей – 5 заданий, * на сложение и вычитание дробей – 5 заданий. * на умножение и деление – 5 заданий. (слайд 13) А сейчас, ребята, уходя с урока, приклейте на яблоню яблоко того цвета, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока: красное – хорошее, жёлтое - не очень, зеленое – плохое. Урок окончен! (слайд 14) | Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей. | Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. | Личностные: имеет адекватную самооценку; Коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения. |