СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обыкновенные дроби

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обыкновенные дроби»

МБОУ: Лагутнинская СОШ











План-конспект

урока

по математике

для 5 класса на тему:

«Обыкновенные дроби»









Составил:

учитель математики

Уткина М.Ю.







х. Лагутники

2017 г.

Технологическая карта урока


Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний


Технология построения урока

  • технология проблемного обучения,

  • уровневая дифференциация,

  • технология сотрудничества,

  • компьютерные технологии,

  • здоровьесберегающие технологии.

Тема

Обыкновенные дроби

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по изученной теме, используя проектную деятельность; обеспечить развитие умения находить число по его дроби и определение целого по его части; проконтролировать уровень усвоения материала учащимися.

Основные термины, понятия

Обыкновенная дробь, нахождение дроби от числа, нахождение числа по значению его дроби, отношение чисел.



















Планируемый результат

Предметные умения

  • Закрепить и проконтролировать уровень работы с обыкновенными дробями;

  • Усовершенствовать навыки решения задач, нахождение числа по его дроби; определение целого по его части;

  • Проверить и расширить представления уч-ся об обыкновенных дробях, используя проектную деятельность уч-ся на уроке

  • Проверить умение учащихся решать практические тестовые задачи на использование дробей.














Личностные УУД:

  • способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.

  • планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.


Познавательные УУД:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; д

  • обывать новые знания;

  • находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет технологии, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Коммуникативные УУД:

  • регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи;

  • уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.





Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

В группах, фронтальная, самостоятельная








Книгопечатная продукция

Математика 5 класс. Учеб. для учащихся общеобразовательных организаций / Никольский С.М. – М.: Просвещение, 2016.


Технические средства обучения:

мультимедийный проектор, экран, ноутбук, дидактический материал (набор для практической работы, карточки с самостоятельной работой), презентации, раздаточный материал.





Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация к учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.



Актуализация опорных знаний

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.



Первичное обобщение изученного материала с использованием проектной деятельности

Построение и фиксация полученного знания

Исследовательская работа в группах

Применение полученных знаний при решении проблемных задач.

Закрепление

Применение полученных знаний в типовых заданиях


Физкультминутка

Формирование у учащихся потребности к ЗОЖ


Самостоятельная

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.


Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.








Технология изучения

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!

Книжки, ручки и тетрадки

На столе лежат в порядке!

Ровненько встали, спинки выпрямили. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь (слайд 1). Ребята, пробовали ли вы сами зарабатывать деньги? Сегодня на уроке вы попробуете зарабатывать определенный капитал, использую свои знания по математике. А чтобы его сохранить, предлагаю заработанные вами деньги поместить в банк. Вы заранее были разделены на команды, поэтому каждая команда будет вкладывать деньги в свой банк (слайд 2).

  1. Команда - «Сбербанк»

  2. Команда - «Россельхозбанк»

  3. Команда – банк «Возрождение»


Приветствует обучающихся, настраивает на работу;

предлагает проверить готовность рабочего места;

ставит проблемы, используя при этом презентацию

С помощью учителя проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу.


Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Постановка темы урока

5 мин

Ребята, для того, внести первый вклад в банк я предлагаю вам, понять по какой теме мы с вами будем работать, для этого нужно решить шифр. За правильно выполненное задание вы заработаете 10 рублей.

(слайд 3)



Верному ответу соответствует нужная буква, в результате получится слово.

Торт разрезан на 9 кусков. Оля съела 2 из них. Какую часть торта съела Оля? (2/9).

В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13).

Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199).

У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? (5/10).

В классе 13 учащихся. 4 ребят получили пятерки по самостоятельной работе. Какая часть учащихся получили пятерки по самостоятельной работе? (4/13)

(Ответ: дроби).

Правильно дроби.

А с какими дробями мы с вами работает?

Запишите дату и тему урока.

Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции;

фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе работы

Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, записывают дату и тему урока в тетради


Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.


Повторение пройденного

5 мин

Ребята, для того, чтобы пополнить счёт в банке предлагаю вам устный счёт. Его вы будете выполнять по очереди: 1 команда → 2 команда → 3 команда

Но для начала мы проведем разминку и повторим все, что знаем о дробях, в том числе правила.

Приведите пример обыкновенной дроби.

Назовите числитель, знаменатель этой дроби.

Какая дробь называется правильной?

Приведите пример.

Какая дробь называется неправильной?

Приведите пример.

А теперь посчитаем устно.

1. 7/7; 12/8; 5/9; 11/8; 3/9.

а) Прочитайте дроби

б) Назовите правильные дроби

в) Неправильные дроби

г) Расположите в порядке возрастания

(3/9; 5/9; 7/7; 11/8; 12/8).

2. Выполните действия, назовите ответ:

а)18/19-7/19+3/19=14/19

б)11/15-(3/15+7/15)=1/15

в) 5/12+3/12+4/12=12/12=1

(слайд 4).

Задание оценивается в 20 рублей.



Выполняют инструкции учителя

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; Познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.


Первичное обобщение изученного материала с использованием проектной деятельности

6 мин

Ребята, сейчас мы выполним проектную задачу.

Творческое название работы – “Как много нас”.

Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает ваш класс по сравнению с общим количеством школьников?

Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам, составить таблицу, показывающую долю 5 класса, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся школы.

(слайд 5)

Оценивается в 50 рублей.

Организует решение проектной задачи

Решают проектную задачу

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Исследовательская работа в группах

5 мин

А теперь, ребята, предлагаю вам поработать в своих группах и заработать деньги для нового вклада (слайд 6).

  • 1. У вас на столах находятся квадраты (для 1 группы 3 квадрата). Вам нужно разрезать данный лист бумаги на 4 равные части так, чтобы эти части имели форму: треугольник, квадрат, прямоугольник. Внимание! Прежде чем приступить к выполнению задания ознакомьтесь с инструктажем по ТБ по работе с ножницами. (Инструктаж находится на столах у учащихся).

(Учитель проверяет правильность выполнения задания)

  • 2. А теперь все команды покажите   квадрата,   квадрата,   квадрата. (треугольника, прямоугольника).

  • Задание оценивается в 60 рублей.


Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся

Выполнение практической работы, ответы на вопросы учителя

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке;

Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач;

Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.


Физкультминутка

2 мин

(слайд 7)

Организует проведение гимнастики (здоровье сберегающая технология)

Выполняют гимнастику.

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья.

Закрепление

6 мин

Чтобы ваш вклад в банк возрос, предлагаю вам решить задачи. (За это задание можно получить 100 рублей). Каждой команде предлагается решить задачу определённого вида. (К доске по очереди вызываются по одному представителю от каждой команды.


Задача для 1 команды (слайд 8): В классе 28 уч. 4/7 из них мальчики. Сколько мальчиков в классе?

Всего – 28 уч.

Мальчики - ? 4/7 от всех учеников.

1) 28:7×4 = 16 (уч.) – мальчики.

Ответ: 16 мальчиков.


Задача для 2 команды (слайд 9): На подарок мальчику друзья собрали 600 рублей, что составляет 2/3 стоимости велосипеда. Сколько стоит велосипед?

Всего ? руб.

600 руб. – это 2/3 от всей стоимости.

1) 600:2×3 = 900 (руб.) – всего

Ответ: 900 рублей.


Задача для 3 команды (слайд 10): Рыбак поймал 23 рыбы. Из них 12 - караси. Какую часть рыбы составляют караси?

Всего 23 рыбы.

Караси 12 от всей рыбы.

1)12:23 =   (ч.) – караси.

Ответ: караси составляют   всей рыбы.


Организует выполнение заданий (решение задач); оказывает консультативную помощь.

Решают задачи, применяя полученные ранее знания, оценивают свои действия и действия партнеров.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; Коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач; умение вступать в диалог;

Познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.


Самостоятельная работа

7 мин

Продолжаем увеличивать капитал в банке, и для этого решим кроссворд. За каждое правильно разгаданное слово – 10 рублей. Приложение 1

(сайд 11)

Выполняет проверку

Решают кроссворд


Самостоятельная работа с самопроверкой

6 мин

Увеличить свой капитал вам поможет решение тестовых заданий (слайд 12).

Сколько правильно выполненных заданий, столько и рублей получит каждая из команд. (Ребята выполняют тестовую работу, затем выполняется взаимопроверка)

Приложение 2


Предлагает учащимся проверить свои знания с помощью теста.

Учащиеся выполняют тест, с последующим взаимоконтролем.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

Рефлексия деятельности. Контроль и оценка результатов.

2 мин

Итак, ребята, настал самый ответственный момент. Капитаны команд подсчитывают накопившийся в банке капитал. Всем остальным ребятам я предлагаю ответить на вопросы:

  1. Что сегодня на уроке вспомнили?

  2. Чему научились?

Сегодня команда набравшая наибольшее количество денег получает оценку 5. Ну а накапливать деньги в своих банках вы будете и в дальнейшем на уроках математики. В конце учебного года мы подведем окончательные итоги.

Д/з: п.4.5-4.11 (повторить). Составить задание для соседа на различные действия с обыкновенными дробями:

* на сравнение обыкновенных дробей – 5 заданий,

* на сложение и вычитание дробей – 5 заданий.

* на умножение и деление – 5 заданий.

(слайд 13)


А сейчас, ребята, уходя с урока, приклейте на яблоню яблоко того цвета, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока: красное – хорошее, жёлтое - не очень, зеленое – плохое.

Урок окончен! (слайд 14)

Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей.

Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи.

Личностные: имеет адекватную самооценку;

Коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.












Приложение 1

Реши кроссворд







 






6



 




 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 











 




 

 

 

 

 

 

 

 

 


 




2

 

 

 

 

 

7

 

 


 









 

 




 






3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











 










8


9


 










 


 


 







4

 

 

 

 

 

 

 

 

 








 




 










 














 














 














 










5

 

 

 

 

 

 






По горизонтали:

  1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

  2. Частное двух чисел.

  3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа.

  4. На сколько сокращается дробь ?

  5. Сотая часть числа.

По вертикали:

  1. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.

  2. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК?

  3. Действие, при помощи которого находится дробь от числа.

  4. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?




















Приложение 2

Тест «Обыкновенные дроби»

1. На каком рисунке закрашена часть фигуры?

2
. Паша поймал 24 рыбы, из них 11 – караси. Какую часть пойманных рыб составляют караси?

1) 11/24 2) 1/11 3) 24/11 4) 1/24

3 . Какая точка имеет координату 4/10?

1) A 2) B 3) C 4) D

4. Сравните числа : .

1) 2) 3) 4)

5. Какая из перечисленных дробей является неправильной
 ,  , ,  .

1)   2)   3)   4)  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя