Методическая разработка урока математики в 4 классе
по программе Л.Г. Петерсон
Тема урока: «Дроби».
Тип урока: нетрадиционный урок обобщения и систематизации знаний в виде путешествия.
Цели урока:
Образовательные
Обобщить и систематизировать знания о дробях.
Формировать навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности.
Познакомить с историческим материалом возникновения дробей.
Развивающие
Развивать внимание, математическую речь, логическое мышление, познавательную активность.
Воспитательные
Воспитывать стремление достигать поставленную цель, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Обыкновенные дроби.pps», карточки-гири.
Ход урока.
Мы, играя, понимаем,
что умеем и что знаем.
Организационный момент (вступительное слово учителя).
Сегодня я проведу необычный урок. Он будет посвящен одной особе. Мы отправимся в путешествие. Слушайте меня внимательно: все подмечайте и запоминайте. Смело на вопросы отвечайте, не подкачайте.
Внимание, загадка: Она бывает охотничья, барабанная или пальцами. Что это? (ответ – дробь)
А существуют ли еще какие-то дроби?
Итак, тема нашего урока – «Обыкновенные дроби» (слайд №1).
Определим цели нашего урока (слайд № 2).
Нас ждет увлекательное путешествие на Остров Дробей. Перед вами карта, на которой отмечены этапы и остановки нашего пути (слайд № 3).
Путь наш долгий и трудный. В дороге придется подкрепиться. Что положим в рюкзак и сколько? (слайд № 4)
Первая остановка «Деревня Историческая». Сведения из истории математики сообщают подготовленные ученики.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, измерении величин и других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина, следующей была треть. Египетская письменность имела для дробей специальные обозначения. Древние египтяне знали, как поделить 2 на 3 предмета. Дробь две третьих была единственной дробью в их обиходе, в которой в числителе не стояла 1 (слайд № 5).
В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие ученые считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Возиться с дробями они предоставляли купцам и ремесленникам, а также астрономам. Землемерам и другому «черному люду».
В древнем Китае вместо черты в записи дробей использовалась точка (слайд № 7).
На Руси дроби назывались долями, позже ломаными числами. Записи дробей представлены на слайде (слайд №8).
Первым дробную черту ввел итальянский математики Фибоначчи в 1202 г. (слайд № 9).
А мы продолжаем путь. За деревней Исторической раскинулось Озеро Ребусов и Загадок. Туда мы и отправимся.
Вторая остановка Озеро Ребусов и Загадок (слайд № 10).
Долгое время дроби считались трудным разделом математики. У немцев сложилась поговорка «попасть в дроби» - т.е. в трудное положение, откуда нет выхода. Давайте проверим, а смогут ли нас дроби поставить в затруднительное положение.
Задание №1 (слайд № 11)
Даны дроби: ![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_1.png)
Какая из дробей выражает четверть?
Назовите правильные дроби.
Какая из дробей выражает половину?
Назовите неправильные дроби.
Какие дроби больше 1?
Сравните первую и вторую дроби.
Из третьей дроби вычти восьмую дробь.
Сравните пятую и восьмую дроби.
Сложите вторую и седьмую дроби.
Задание №2. (слайд № 12)
Подумайте, как составлен каждый ряд дробей и продолжите его:
Задание № 3(слайд № 13)
Одной чертой подчеркните правильные дроби, двумя – неправильные:
![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_4.png)
Задание № 4 (слайд № 14)
Заполните пропуски:
![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_5.png)
Задание № 5 (слайд № 15)
Найдите в каждом столбике лишнее слово. Дайте характеристику каждому столбцу. Какой столбец лишний?
А нас уже манит к себе Поляна Умников. Поспешим туда.
Третья остановка Поляна Умников (слайд № 16).
Здесь нас ожидают правила.
Задание № 1. Восстанови записи (слайд № 17):
Числитель стоит …. чертой и означает, сколько равных частей ….от целого.
Знаменатель стоит …. чертой и показывает, на сколько равных частей ….целое.
Дробь называется правильной, если числитель …. знаменателя.
Дробь называется …., если числитель больше или равен знаменателю.
Неправильная дробь …. правильной дроби.
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой …. больше.
Правильная дробь …. 1.
Неправильная дробь …. 1.
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой ….. знаменатель.
Вопрос: какое правило нужно знать, чтобы сложить или вычесть дроби?
Вы устали, ребята. Сейчас мы отдохнем, чтобы дальше идти по Острову смело и легко.
Четвертая остановка - физкультминутка (слайд № 17)
Потрудились ‑ отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили.
А теперь все дружно идем в Сказочный Лес. Здесь нас ждут сказочные герои и чудеса.
Пятая остановка Сказочный Лес
Здесь что-то случилось. Дроби находятся в полном беспорядке. А в математике должно быть все четко и аккуратно.
Задание № 1 (слайд № 19)
Расположите дроби в нужном порядке, и вы узнаете интересное слово. Девочки – в порядке возрастания, мальчик – в порядке убывания.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_6.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_7.png)
Проверьте себя (слайд № 20). Что интересного вы заметили? Все ли справились?
А жители леса предлагают очередное задание Кто они? Угадайте.
Задание № 2.(слайд № 21)
Дополните дроби до 1.
![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_8.png)
А сейчас наша цель – подняться высоко-высоко на Гору Мозодром.
Шестая остановка Гора Мозгодром ( слайд № 22)
Чтобы подняться на самую вершину, вы должны выполнить задание № 1. Кто не уверен, что может подняться так высоко, попробуйте сделать задание № 2.
(Слайд №23)
Карточка № 1.
Мешок с дробью стоит 11 монет, причем дробь на 10 монет дороже мешочка. Сколько стоит дробь? Сколько стоит мешочек?
Карточка № 2.
В первый день мальчик прочитал
книги, а во второй день -
книги. В какой день он прочитал больше страниц и на сколько, если в книге 168 страниц?
Подведем итоги. Поднимите руки, кто поднялся на самую вершину? Вы – молодцы! Вы супер - чемпионы!
Кто чуть-чуть не дошел? Вы тоже молодцы.
А тем, кто поднялся на не очень большую высоту сегодня, я желаю не отчаиваться и позаниматься побольше. Тогда у вас все получится, и вы достигнете своей вершины.
Теперь нам пора спускаться. Спустимся по канатной дороге. Для этого определим координаты места спуска.
Задание (слайд № 23)
Определите координаты точек на данном координатном луче:
![](https://fhd.multiurok.ru/2/2/e/22ecd38514b288a7b0f9a2098c2eca41c1f22164/obyknoviennyie-drobi-2_11.png)
Итоги. Спасибо за урок!
Мы совершили путешествие на Остров Дробей.
Это просто замечательно, что в этом путешествии не было равнодушных. Всем было интересно и не скучно. Я рада, что вы уходите с хорошим настроением и прекрасными знаниями.
4