СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБЖ, 8класс Тема урока: «Землетрясения. Происхождение землетрясений».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:1) Дать учащимися необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений  и их последствиях, рассмотреть землетрясения как одну из ЧС природного характера. 2)Систематизировать усвоение учащимися знаний в области ОБЖ и Географии.

Просмотр содержимого документа
«ОБЖ, 8класс Тема урока: «Землетрясения. Происхождение землетрясений».»

ОБЖ, 8класс

Тема урока: «Землетрясения. Происхождение землетрясений».

Сидоров Руслан Дмитриевич Преподаватель – организатор ОБЖ

Вид урока : Интегрированный урок ОБЖ, География.

Продолжительность урока: 45 мин

Оборудование: мультимедийный проектор, географическая карта материков.

Цели урока:

1) Дать учащимися необходимые сведения о причинах происхождения землетрясений и их последствиях, рассмотреть землетрясения как одну из ЧС природного характера.

2)Систематизировать усвоение учащимися знаний в области ОБЖ и Географии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация. Опрос по теме Правила безопасного поведения в толпе.

2.1. Что такое толпа.

2.2. Виды поведения в толпе.

2.3. Основные поражающие факторы толпы.

2.4. Правила безопасного поведения в толпе.

2.5. Правила поведения при сильной давке.

3. Объяснение новой темы

Учебные вопросы:

3.1. Причины Землетрясений.

3.2. Классификация Землетрясений.

3.3. Принцип работы сейсмографа.

3.4. Правила безопасного поведения во время Землетрясения.

.Учитель ОБЖ: Мы начинаем изучение природного явления, которое может привести к возникновению Чрезвычайной Ситуации это Землетрясения.

Учитель ОБЖ: Ребята давайте вспомним что такое Чрезвычайная ситуация. Назовите природные явления, в результате которых может возникнуть Чрезвычайная ситуация.

(ответы учащихся)

А как вы понимаете слово «землетрясение»?

(ответы учащихся)

Учитель ОБЖ: Землетрясения относятся к числу самых грозных, опасных, разрушительных, труднопредсказуемых, неуправляемых, стихийных бедствий. По разрушительным последствиям землетрясения не имеют себе равных среди всех стихийных бедствий. Они могут возникнуть практически в любом месте нашей планеты, в любое время.

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия. Землетрясения всегда будут находиться в числе самых опасных стихийных бедствий.

Первое землетрясение было зарегистрировано в 2050году до н.э., с тех пор землетрясения регистрируются регулярно. Самое сильное землетрясение в истории человечества произошло в 1201 году в районе восточного побережья Средиземного моря; эта катастрофа унесла жизни более 1 миллиона человек, в основном это были жители Египта и Сирии.

Показ Видеоролика «Землетрясения в Японии».

Учебный вопрос 3.1 Причины Землетрясений.

Учитель ОБЖ: Давайте прочитаем определение землетрясения. (Слайд 1)

Учитель географии: Причины землетрясений до конца не выяснены. В 18 веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше разлом, тем больше сила подземного толчка. В некоторых районах землетрясений проходят довольно часто. Эти районы называются сейсмически активными (от греческого слова «сейсмос»: землетрясение).

Давайте рассмотрим причины возникновения землетрясений. (Слайд 2)

В недрах земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой и вызывает сейсмический толчок. Момент высвобождений этой энергии, которую принято называть энергией тектонических процессов, связывают с движением плит, на которые разбита земная кора. На границах между плитами могут происходить три явления: в одних случаях плиты раздвигаются, в других — сдвигаются или скользят одна относительно другой.

В месте столкновения двух плит происходит деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии. Землетрясения подобного типа называются тектоническими. Иногда случаются землетрясения во внутрённих частях плит — так называемые внутриплитовые землетрясения. Они возникают из-за развития деформации (накопления энергии) в плитах, вызванной давлением на их краях.

По причине возникновения землетрясения бывают природными и антропогенными. (слайд 3)

Природные возникают в результате деятельности сил природы: тектонические процессы в земной коре, извержение вулканов, обвалы, падения на Землю больших метеоритов, столкновение Земли с большими космическими объектами.

Антропогенными возникают в результате деятельности человека: взрывы большой мощности, обрушение подземных инженерных сооружений, возведение городов с высокой плотностью многоэтажных зданий.

Основными плитами земной коры являются: (слайд 4)

- Американская, Антарктическая, Африканская, Евразийская, Индийская и Тихоокеанская. Всего насчитывается около 20 плит, на которых расположены целые страны, континенты, моря и океаны. Зоны стыков этих плит известны. Именно там расположены области наиболее активных сейсмических явлений.

Учитель географии: В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясения. (Слайд 5)

Учебный вопрос 3.2 Классификация Землетрясений.

Учитель ОБЖ: У каждого землетрясения есть свой очаг и эпицентр.

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны. Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу. А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью. (Слайд 6)

Учитель ОБЖ: По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера). (Слайд 7)

Условно землетрясения подразделяются на:

• Слабые - 1-3 балла

• Умеренные - 4 балла

• Довольно сильные – 5 баллов

• Сильные – 6 баллов

• Разрушительные - 8 баллов

• Опустошительные – 9 баллов

• Уничтожающие – 10 баллов

• Катастрофические – 11-12 баллов.

Возьмем для примера 3 фрагмента. (Слайд 8)

4 балла. Умеренное землетрясение.

Сотрясения ощущаются внутри здания многими людьми, под открытым небом – немногими. Спящие могут проснуться. Колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна, двери, посуда, скрипят полы и стены. Висячие предметы слегка раскачиваются. Будут ли разрушения при таком землетрясении?

7 баллов. Очень сильное землетрясение.

Люди пугаются, выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Самостоятельно звонят большие колокола. В стенах каменных зданий появляются трещины, отдельные строения разрушаются. Возможны оползни, небольшие горные обвалы, трещины на дорогах.

11 баллов. Катастрофа.

Разрушаются кирпичные здания, мосты, железнодорожные пути. Шоссейные дороги приходят в негодность. Ломаются деревья. Животные мечутся.

Учитель ОБЖ: Предсказывать землетрясения очень сложно. Но есть признаки, по которым можно определить приближающееся землетрясение. Это - следующие явления: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов; голубоватое свечение внутренней поверхности домов.

Изменения в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение: собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.

Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

Учебный вопрос: 3.3 Принцип работы Сейсмографа.

Помогает ученым и специальный прибор который называется сейсмограф.

Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.

Ученик : Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый ЧжанХэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик, можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

Учитель ОБЖ: Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа — инерционное тело — груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой. (Слайд 9)

Учитель ОБЖ: Давайте посмотрим слайд как очевидец описывает Землетрясение.(Слайд 10)

Учебный вопрос 3.4 Правила безопасного поведения во время Землетрясения.

Правила безопасного поведения при заблаговременном предупреждении о землетрясении.
• При оповещении о землетрясении, выслушав сообщение, необходимо опустить на пол тяжёлые вещи, отключить газ и электричество, собрать вещи и выйти из здания на сборный эвакопункт. (Слайд 11)
Что делать при землетрясении, если вы оказались на улице.
• Отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите. (Слайд 12)
• Передвигайтесь, используя свободное пространство, удаленное от зданий, линий электропередач, водохранилищ, обходите памятники (Слайд 13)
• Следите за опасными предметами, которые могут оказаться на земле. (Слайд 14)
• Найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь. (Слайд 15)
ЧТО делать, если вы находитесь в школе.
• Если вы находитесь в школе, с началом сейсмических толчков закройте голову руками, отвернитесь от окон и отойдите от них, укройтесь под партой или в безопасном месте. (Слайд16)
Что делать, если вы находитесь дома.
• Если вы находитесь в здании при землетрясении: не выходите на балкон, не зажигайте огонь, откройте дверь и станьте в дверном проёме или укройтесь в безопасном месте. (Слайд 17)
Тем, кто проживает в сейсмоопасных районах, следует заранее продумать и принять меры на случай землетрясения. (Слайд 18)
Если вы оказались в завале.
Успокойтесь, окажите себе посильную помощь, повернитесь на живот и ослабьте давление на грудь, голосом и стуком привлекайте внимание спасателей. (Слайд 19)
После землетрясения (Слайд 20)
• Находясь в здании, сохраняйте спокойствие, оцените ситуацию. Осмотрите себя и находящихся рядом людей, при необходимости окажите медицинскую помощь нуждающимся. Ходите в прочной обуви, чтобы не поранить ноги осколками и обломками. Спускаясь по лестнице, проверяйте надежность ее конструкций.
• Проверьте, нет ли угрозы пожара. Возникшее пламя нужно гасить немедленно. Заметив повреждение электропроводки, отключите электричество, если это еще не было сделано.
• Будьте готовы к повторным сильным толчкам. Заранее невозможно сказать, когда полностью миновала опасность повторных толчков. Известно, что с течением времени после сильного землетрясения угроза повторных толчков убывает. Наиболее опасны первые несколько часов после землетрясения, поэтому по крайней мере в первые два-три часа не входите в здание без крайней нужды.
Учитель ОБЖ: Ребята, ответьте на мои вопросы. - Для чего мы с вами на уроках ОБЖ изучаем эту тему?

- Где чаще всего происходят Землетрясения и почему? - Скажите, какие самые страшные последствия приносят Землетрясения.

- Что мы можем сделать, чем помочь самим себе в этой ситуации?

-Значит, делаем какой вывод?

Вывод: Самое главное надо иметь знания, ведь от этого может зависеть ваша жизнь или близких вам людей.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать памятку Правила безопасного поведения во время Землетрясения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!