ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
По теме:
«Определение и классификация опасностей»
Исполнитель:
Казанцев Виктор Владимирович
Тобольск 2020 год
Содержание
-
Введение ………………………………………………………………….. с. 3
-
Понятие опасности ……….………………………………………….... с. 5
-
Классификация опасностей .…………………………………….. с. 6
-
Поражающие факторы ………………………………………….. с. 10
-
Источники опасностей ………………………………………….. с. 11
-
Заключение ………………………………………………………………. с. 12
-
Список литературы ……………………………………………………… с. 14
Введение
С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Нашим дальним предкам угрозу несли природные опасности, например, лесные пожары, засуха, морозы, ливневые дожди, встречи с дикими животными. Правда и сейчас природные катаклизмы часто ставят человека в затруднительное положение. Уже тысячелетия жизнь человека полна неожиданностей, часто неприятных. Ежегодно землетрясения, извержения вулканов, ураганы, лавины и другие опасные явления уносят тысячи жизней. Несмотря на успехи в науке и технике, человечество зачастую бессильно перед бедствиями. Наряду с этим высокое индустриальное развитие современного общества порождает негативные явления, связанные с высокой аварийностью промышленных предприятий и приводящие к гибели десятков тысяч людей.
В XXI веке проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе всё более настойчиво: преступность, терроризм, военные конфликты, экологические катастрофы, аварии на производстве и на транспорте, многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной.1
Опасность поджидает человека везде. Люди получают травмы и гибнут в результате транспортных аварий, криминогенных происшествий, пожаров и отравлений в быту, при купании в водоёме, прогулке по лесу или при пользовании электробытовыми приборами.
Между человеком и природой в последнее время стало быстро углубляться серьёзное противоречие. Почти всякое техническое новшество, призванное облегчить жизнь человека, сопровождается новыми опасностями и разрушениями естественной окружающей среды. Это одно из основных и наиболее опасных противоречий эпохи.2
К сожалению, реальную опасность в своей деятельности представляет сам человек. Ведь известно, что травматизм в быту или на отдыхе является не следствием действия каких-то неподвластных человеку сил, а есть результат его собственных ошибок, легкомыслия или незнания.
Как правило, жизнь и здоровье человека зависят от его своевременных и грамотных действий. Поэтому осознать это – значит сделать первый шаг в овладении основами выживания в природе и обществе.
К концу XX века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат.3 В 1990 году впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введён в учебные программы образовательных учреждений. Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду его обитания. Цель изучения дисциплины – это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.
Понятие опасности
Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность человек, защита.
Опасность – это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Мы представляем себе опасность как возможность или угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса. Можно дать следующее определение опасности: опасность – это явление, процессы, объекты. Свойства предметов, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в пространстве и во времени.4 Риск – количественная оценка опасности, определяется как частота или вероятность возникновения неблагоприятного с точки зрения безопасности события.5
Опасные ситуации – это такие ситуации, которые могут привести к развитию неблагоприятных событий для человека или окружающей среды.
Экстремальные ситуации – это ситуации, представляющие угрозу жизни человека. Последствия опасных и экстремальных ситуаций могут быть самые разные. Они обусловливаются видом, характером и масштабами распространения.
В жизни современного человечества большое место занимают заботы связанные с преодолением различных кризисных явлений. Это глобальные проблемы, имеющие планетарный масштаб и несущие серьёзные угрозы для человечества. К основным из них можно отнести природные, экологические и энергетические кризисы, демографические и этнические конфликты, противоречия сосуществования мировых религий, проблемы защиты продовольствия, истощения полезных ископаемых, распространения известных и новых эпидемических болезней, наркомании, проблемы войн, а в последнее время появилась угроза террористических актов.
Перечень возможных опасностей насчитывает более 150 наименований и при этом не считается полным. С целью анализа, обобщения и разработки мероприятий по предотвращению негативных последствий существует необходимость классификации опасностей, источников, поражающих их и факторов, которые непосредственно приводят к негативному воздействию на человека.
Классификация опасностей
Воздействующие на людей опасности можно классифицировать по ряду признаков:
по происхождению:
-
на естественные, то есть природные, обусловлены климатическим природными явлениями и возникают при изменении погодных условий;
-
на антропогенные, то есть вызванные деятельностью человека, возникают в результате неправильных действий или халатного отношения человека;
-
на техногенные – это аварии на промышленных предприятиях, разрушения, пожары, химическое и бактериальное заражение местности, обусловлены наличием большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных объектов промышленности, а также определяются наличием отходов, возникающих при любом виде деятельности человека в производстве;
-
на социально – политические, то есть события, происходящие в социуме (грабежи, насилие), межнациональные и религиозные конфликты, противоречия между государствами с использование оружия, эпидемии, терроризм;
-
на экологические, такие как интенсивная деградация почвы, загрязнение её «тяжёлыми металлами», загрязнение атмосферы вредными химическими и радиоактивными веществами, разрушение озонового слоя и т.д., основная причина – обострение противоречий в процессе взаимодействия общества с природой;
-
комбинированные, то есть такие, в которых возможны две и более причины происхождения и чаще взаимосвязанные между собой или вытекающие одна из другой;
по сфере проявления:
-
бытовые,
-
дорожно – транспортные,
-
производственные,
-
спортивные;
по характеру воздействия на человека:
-
пассивные – опасности, активизирующиеся за счёт энергии, носителем которой является сам человек (уклоны, подъёмы, неровности поверхности, по которой перемещается человек);
-
активные – опасности, проявляющие активность при воздействии на человека;
по вероятности воздействия на человека:
-
потенциальные – опасности, которые представляют угрозу общего характера, не связанного с пространством и временем (шум вреден для человека);
-
реальные – всегда связаны с конкретной угрозой воздействия, координированы в пространстве и времени (опасный объект в зоне пребывания человека до момента отдаления от него);
-
реализованные – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья, летальному исходу, материальным потерям (аварии, катастрофы, происшествия, стихийные бедствия);
по количеству людей:
по масштабам:
-
локальные,
-
региональные,
-
межрегиональные,
-
федеральные
-
глобальные;
по моменту возникновения:
-
прогнозируемые – изменения погодных условий,
-
спонтанные – стихийные бедствия, аварии;
по длительности воздействия:
по видам потоков в жизненном пространстве:
-
энергетические,
-
информационные;
по величине потоков в жизненном пространстве:
-
допустимые,
-
предельно допустимые,
-
опасные,
-
чрезвычайно опасные;
по последствиям:
-
травмы,
-
заболевания,
-
утопления,
-
пожары,
-
аварии,
-
летальные исходы;
по локализации, связанные:
-
с атмосферой,
-
с литосферой,
-
с гидросферой,
-
с космосом;
по объектам негативного воздействия:
-
действующие на человека,
-
действующие на природную среду,
-
действующие на материальные ресурсы,
-
комплексного воздействия.
Поражающие факторы
Опасность реализуется при наличии определённых причин, движущих сил, именуемыми факторами опасности. Негативный фактор охватывает такие понятия как опасный фактор, вредный фактор, поражающий фактор. Опасный фактор – воздействие на человека, которое в определённых условиях приводит к травме или другому внезапно резкому ухудшению здоровья. Вредный фактор – такое воздействие на человека, которое в определённых условиях приводит постепенному ухудшению состояния здоровья, заболеванию или снижению работоспособности. Опасные и вредные факторы особо высокой интенсивности в условиях чрезвычайной ситуации часто называют поражающими факторами. Данные определения справедливы для их проявления в любой деятельности человека (в бытовой, производственной и природной среде). Деятельность – форма активного отношения человека к окружающему миру. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышение и понижение температуры воздуха, атмосферные осадки и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля и др.) связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Опасные и вредные факторы по характеру взаимодействия с человеком можно разделить на активные и пассивные, при этом активные подразделяются в зависимости от природной основы, а пассивные – от особенностей способа их активации.
По природе действия поражающие факторы можно разделить на:
физические - движущиеся машины и механизмы, неустойчивые конструкции, острые и падающие предметы;
химические – вредные вещества, используемые в технологических процессах, промышленные яды, боевые отравляющие вещества, ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве и в быту, лекарственные средства;
биологические – аварии на предприятиях, очистительных сооружениях, приводящих к загрязнению окружающей среды;
психофизические – особенности характера и организации труда, параметры рабочего места и оборудования.
Пространство, в котором постоянно действуют или периодически возникают опасные факторы, принято называть опасной зоной. Материальные объекты, которые являются носителями опасных факторов, называются источниками опасности.
Источники опасностей
Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности. Другими словами можно сказать, что источником опасности может быть всё живое и неживое. Подвергаться опасности также может всё живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «всё воздействует на всё». Опасности не обладают избирательным свойством и при своём возникновении негативно воздействуют на всю окружающую их среду.
Естественные источники опасности – это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей.
Техногенные источники опасности - это технические достижения или техносфера – часть географической оболочки, коренным образом преобразованная людьми в технические и техногенные объекты, на которых возможно возникновение аварий, которые приводят не только к людским жертвам, но и уничтожению окружающей среды и её глобальной деградации.
Антропогенные источники опасности – результат ошибочных или несанкционированных действий человека или группы людей.
Таким образом, чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных и техногенных опасностей – вредных и опасных факторов, отрицательно действующих на человека и окружающую природную среду.
Заключение
Мир опасностей, угрожающих человеку и природе, весьма широк и непрерывно нарастает. Деятельность человека в современных условиях техногенной и социальной среды несёт в себе потенциальную угрозу. Статистика жертв террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно – транспортных происшествий даёт информацию о том, что в среднем Россия ежегодно теряет свыше семи тысяч жизней, более 250 тысяч человек получают увечья.
Чрезвычайные ситуации, аварии и катастрофы требуют немедленного реагирования общества, а также служб и организаций.
Человеку хорошо известны перечисленные выше опасности, и найдены средства и меры защиты в виде комфортных салонов, средств транспорта, уютных и благоустроенных производственных помещений, многофункциональных приборов, разнообразной одежды, соблюдения регламента пребывания в естественных условиях и т. п.
При наличии необходимых материальных ресурсов и правильном отношении человека к техногенным, антропогенным опасностям они могут быть устранены полностью или ограничены допустимыми значениями.
Из всего вышесказанного следует вывод, что необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в различных сферах жизни общества является одной из важнейших проблем человечества.
Список литературы
-
Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. С.В. Белова. 6-е изд. испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2006
-
Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Ю. Микрюков. - Ростов-на-Дону: Феникс.- 2006
-
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 9 кл./ М.П. Фролов, А.Т. Смирно и др. под ред. Ю.Л. Воробьёва - 2-е изд. испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
-
Основы безопасности жизнедеятельности / В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер: Методика преподавания предмета: 5-11 классы.- М.: ВАКО, (Педагогика. Психология. Управление) - 2010
1 Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 9 кл./ М.П. Фролов, А.Т. Смирно и др. под ред. Ю.Л. Воробьёва - 2-е изд. испр. и доп. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
2 Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. С.В. Белова. 6-е изд. испр. и доп.- М.: Высш. шк., 2006
3 Основы безопасности жизнедеятельности/ В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер: Методика преподавания предмета: 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2010 – (Педагогика. Психология. Управление)
4 Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Ю. Микрюков. - Ростов-на-Дону: Феникс.- 2006
5 Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Ю. Микрюков. - Ростов-на-Дону: Феникс.- 2006