Урок независимости
Тема урока: «Вечно процветай, мой родной Узбекистан!»
Цели урока:1.Образовательая - познакомить учащихся с путями развития нашей страны за годы независимости.
2.Развивающая - развивать умения и навыки правильно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
3.Воспитательная - воспитывать патриотизм, любовь и гордость за свою Родину.
Метод урока: Диспут с элементами соревнования.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, видеоролик на тему:» Пути развития Узбекистана за годы независимости», Сборник стихов ( поэзия XIX - начала XX века) «Родные нивы», государственные символы Узбекистана ( герб, флаг, конституция, карта Узбекистана), ватман, фломастеры,карандаши и др.
Ход урока
1.Организационный момент.
Блиц- вопросы (заполнить ответы)
1 Узбекистан стал независимым...(1991-году)
2.. .Первый президент Узбекистана…(И.А.Каримов)
3 Какой путь прошел Узбекистан….(долгий и трудный)
4.Президент Узбекистана ...(Ш.М.Мирзиёев)
. Достопримечательные места Узбекистана…(Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива..,).
6. Государственные символы....(флаг, герб,конституция,)
4. Денежная единица Узбекистана это.. (сум)
Ученик читает стихотворение Р. Фархади «Родины просторы»
Поля, сады и горы,
Селенья, города-
Родимые просторы
Навеки, навсегда.
Вставая утром ранним,
Здесь учимся, растём.
Зовём Узбекистаном
Наш мирный, светлый дом..
II. Вступительное слово учителя. Понятие Родина- широкое. О Родине слагались песни, легенды, рассказы, сказки, стихи.
Например: Р.Фархади «Родины просторы»; Зелили (туркменский поэт) »Отчизна моя»; Е.Баратынский (рус.) «Родина»;Н.Огарёв «Сторона моя родимая»; М.Ю.Лермонтов «Родина»; А.Толстой «Край ты мой, родимый край»; А.Плещеев «Родное»; С. Дрожжин «Родина» ; Важа Пшавела (грузинский поэт)»Край зеленых рощ»; Майронис (литовский0 «Моя отчизна»; П.Грабовский (украинский0»До чего же ты мрачна, Украина моя»; Я.Райнис (латышск.) «По полям родины»»; О.Туманян (армянск.)»С отчизной»; Леся Украинка (украинск.) «Надежда»; А.Блок «Россия».. Этот список можно продолжить до стихов современных поэтов Поэты разных наций и разных времен сочиняли стихи, но тема у них одна- тема Родины. Наша Родина Узбекистан. Мы гордимся, что мы живем в таком мирном, прекрасном, развитом, благоустроенном государстве. Но какой путь мы одолели до этого?
Ребята! Сегодня у нас необычный урок- урок диспут по теме: «Вечно процветай, мой родной Узбекистан! Узбекистан прошел долгий и трудный путь до независимости. Давайте просмотрим видеоролик на тему: «Пути развития Узбекистана за годы независимости», а потом продолжим нашу с вами беседу об Узбекистане.
(После просмотра видеоролика) Группу делим на две команды: 1.»Знатоки» .2.».Умники.»
Вопросы группам учеников для размышления:
1 Что такое Родина? ( Примерные отвветы учащихся: Родина –это место, где мы родились и растем…).
2..В государстве с великим будущим какие великие люди проживали? (Алишер Навои, Абу Али ибн Сина , З.М.Бабур, Абу Наср Фараби,,Фуркат, Нодирабегим,Увайсий, Зульфия, Озод Шарофиддинов,первый президент Республики Узбекистан И.А.Каримов и др.)
3.Самая маленькая Родина .? ( :Самая маленькая Родина-это наш дом).
4.Почему Родину называют »Родина-мать»?(Потому что Родина тоже, как мать: нежная, заботливая, любимая, прекрасная…).
5.Нужна ли человеку Родина, если он живет в достатке и изобилии?(Да, нужна ,потому что Родину ничем не заменишь. Ни богатство, ни изобилие не дает человеку то тепло, за которое хочется жить..)
6.Можно ли продать Родину? (Нельзя, потому что Родина священна .Кто продаст Родину, тот будет всю жизнь жалеть об этом…)
Вывод по ответам учащихся: Родина-это место, где мы родились и выросли. В госудастве с великим будущим проживали такие великие люди, как Алишер Навои, З.М.Бабур,Абу Али ибн Сина(Аиценна),Фуркат, Имам Ал Бухари, Ахмад Яссавий, Абдулла.Кадири,Беруний, Ал Харезми, Абу Наср Фараби, Нодирабегим, Увайси, Зульфия, Озод Шарофуттдинов, первый президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов и другие . Самая маленькая Родина для малыша –это объятие матери. В объятии матери он чувствует себя спокойно и в безопасности. С годами понятие Родина расширяется:. Родина-это наш дом, где мы родились; Родина-это наше село; Родина-это наш город Андижан; Родина-это наш прекрасный Узбекистан…Ее называют Родина- мать, потому что обе эти понятия неразрывно связаны между собой, их нельзя разделить .Если даже человек живет в изобилии и достатке вне Родины , все равно, даже богатство и комфорт не заменит место Родины. Где-то в глубине души он чувствует ,что без любимой Родины ,все это пусто. Продать Родину нельзя ни коем случае, потому что она священна .Если даже кто –то попытается продать Родину, потом всю жизнь будет жалеть об этом. Любить и беречь нашу любимую Родину-это священный долг каждого из нас.
Конкурс «Кто больше?» Пословицы и поговорки о Родине:
1.Жить - Родине служить.
2.Кто за Родину горой, тот настоящий герой.
3.Родина-мать, умей её защищать.
4.Чеолвек без Родины, что птица без крылья.
5.Соловей любит цветник, а человек Родину.
6.Для Родины ни сил, ни жизни не жалей.
7.Родная земля- золотая колыбель.
8.Родная земля-мать, а чужая-мачеха.
9.Одна мать, и Родина у нас одна.
10..Родная земля -золотая колыбель.
(Понятие Родины глазами ребенка)
Командам раздается ватман, цветные карандаши, фломастер.
Конкурс на лучший рисунок: «Мое представление о Родине». Презентация рисунков.
Конкурс песен. (Песни о Родине на выбор команд.)
IY.Итог урока: 1.что нового узнали? 2.чему научились?
Y. Задание на дом.
Рассказать о Родине, о ее процветании, о возможностях для молодежи в Узбекистане, выучить стихотворение о Родине, написать мини сочинение на тему: « Моя Родина Узбекистан».
YI.Комментирование баллов команд, выявить победившую команду, вручение призов каждой команде.
Усмонова Клара Казаковна. учительница русского языка и литературы школы №20 Избасканского района .Андижанская область. Тел:998941033240.