СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренность младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей и их характерные качества.

Просмотр содержимого документа
«Одаренность младших школьников»

«Одаренность младших школьников как педагогический феномен. Психологические особенности одаренных детей.»

«Одаренность младших школьников как педагогический

феномен.

Психологические особенности одаренных детей.»

Одаренность  — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.    Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность

— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.  

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется

яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей: 90% - обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться 75 % - не по годам развиты в умственном отношении, отличались  нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьёзны 90% - настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям 75% - были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество  и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям

Особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей:

  • 90% - обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много

вопросов, стремились выделиться

  • 75 % - не по годам развиты в умственном отношении, отличались

нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьёзны

  • 90% - настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением

к высоким достижениям

  • 75% - были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество

и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы,

были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям

Характерные качества для будущих творцов:   1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.  2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.    3. Были увлечены своим делом, энергичны.    4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление  работать в одиночку, индивидуализм.    5. Умели контролировать себя.    6. Имели стремление контактировать с другими одаренными,  юными и взрослыми.    7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать  художественный и интеллектуальный опыт.

Характерные качества

для будущих творцов:

1. Рано овладели знаниями в избранной сфере.

2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память.

3. Были увлечены своим делом, энергичны.

4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление

работать в одиночку, индивидуализм.

5. Умели контролировать себя.

6. Имели стремление контактировать с другими одаренными,

юными и взрослыми.

7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать

художественный и интеллектуальный опыт.

Детский возраст — период становления способностей и личности.  Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.   

Детский возраст — период становления способностей и личности.

Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.

Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

  

 Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):  1.Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. 2.Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого. 3.Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.  В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. 4.Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Специфика одаренности в детском возрасте

(в отличие от одаренности взрослого человека):

1.Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2.Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3.Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4.Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Признаки одаренности: Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу»,  поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения  одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.  Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Признаки одаренности:

Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу»,

поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения

одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы его деятельности,

а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне

действительности, а также к своей деятельности.

Виды одаренности: В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Одаренность может быть четырех видов: Художественная : способности в области художественного творчества, музыки, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная и академическая одаренность : высокоразвитые способности переработки информации позволяют преуспевать во многих областях знаний, успешность обучения учебным предметам. Творческая:  - большой круг интересов (поведенческие характеристики: большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, яркий темперамент. Социальная одаренность : исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Одаренность может быть четырех видов:

Художественная : способности в области художественного творчества, музыки, живописи, скульптуре, актерские способности.

  • Общая интеллектуальная и академическая одаренность : высокоразвитые способности

переработки информации позволяют преуспевать во многих областях знаний, успешность обучения учебным предметам.

  • Творческая: - большой круг интересов (поведенческие характеристики: большая независимость

в суждениях, тонкое чувство юмора, яркий темперамент.

  • Социальная одаренность : исключительная способность устанавливать зрелые,

конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Отличие одаренного ребенка от хорошо обученного: Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания Способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании,  просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам:  одаренный отдает приоритет содержанию деятельности ,  для способного важен результат и его оценка.

Отличие одаренного ребенка от хорошо обученного:

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям,

они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости.

Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок

не утрачивает к ней интереса.

Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию

воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу.

Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания

Способного значительно больше волнует результат.

Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании,

просто говорит, что он чего-то не знает.

Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая

ситуация, ситуация неудачи.

Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности , для способного важен результат и его оценка.

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.Способствовать развитию каждой личности;  2.Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;  3.Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.  (Ж.Брюно)

При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи:

1.Способствовать развитию каждой личности;

2.Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

3.Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

(Ж.Брюно)

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов . Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом .

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо

сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это,

но и совершенствовать, развивать их.

Проблемы одаренных детей: 1. Неприязнь к школе: программа скучна и неинтересна. 2. Игровые интересы: нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. 3. Конформность. 4. Погружение в философские проблемы. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6. Стремление к совершенству: характерна внутренняя потребность к совершенству, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. 7. Потребность во внимании взрослых.

Проблемы одаренных детей:

1. Неприязнь к школе: программа скучна и неинтересна.

2. Игровые интересы: нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.

3. Конформность.

4. Погружение в философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

6. Стремление к совершенству: характерна внутренняя потребность к совершенству, отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых.