СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренный ребенок. Кто он?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Одаренный ребенок. Кто он?»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

"Одарённый ребенок. Кто он?
Формы и методы работы
с одарёнными детьми"

Тараканова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов.

Выступление на МО начальных классов

«Методики работы с одаренными детьми»

Цель выступления: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

  1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

  2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

  3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

  4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

  5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

  6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

  7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.

Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:

я знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

я поощрение глубокой проработки выбранной темы; в осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными

потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью; и акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня; а большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

Е более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

в предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

и поощрение творческого и продуктивного мышления;

* воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

  • создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

  1. Познавательные способное™ и навыки

  • Владение большим объемом информации.

  • Богатый словарный запас.

  • Перенос усвоенного на новый материал.

а Установление причинно- следственных связей.

  • Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

» Умение делать выводы.

» Умение интегрировать и синтезировать информацию.

  • Участие в решении сложных проблем. а Организация информации.

  • Умение улавливать сложные идеи. а Умение замечать тонкие различия. а Чувствительность к противоречиям.

  • Использование альтернативных путей поиска информации.

  • Анализ ситуаций.

- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

  • Умение предвидеть последствия.

  • Умение рассуждать.

■ Построение гипотез.

  • Применение идей на практике.

в Способность к преобразованиям. в Критичность в мышлении.

  • Высокая любознательность.

  1. Творческие способности

» Способность рисковать.

  • Дивергентное мышление.

в Гибкость в мышлении и действиях.

" Быстрота мышления.

  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое. я Богатое воображение.

  • Восприятие неоднозначных вещей. я Высокие эстетические ценности.

  • Развитая интуиция.

  1. Особенности эмоциональной сферы

° Реалистическая Я- концепция.

  • Уважение к другим.

» Эмпатическое отношение к людям. в Терпимость к особенностям других людей. в Склонность к самоанализу.

  • Терпимое отношение к критике.

  • Готовность делиться вещами и идеями. в Настойчивость в выполнении задания.

® Независимость в мышлении и поведении.

  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

  • Соревновательность.

  • Чувство юмора.

в Чуткость к анализу нравственных проблем.

  • Уверенность в своих силах и способностях.

® Внутренняя мотивация.

Программы работы с одаренными детьми

  1. Программа С.Каплан. При составлении таких программ по мнению С.Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования: глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; междисциплинарный подход при формулировании проблематики; интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления. Большое внимание должно быть уделено развитию личных предпочтений детей, их работе по самостоятельно выбранным проблемам для изучения.

Программа С. Каплан предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей - дедуктивное и проблемное исследование. Первый предполагает движение от обзора, цель которого - помочь учащимся вспомнить то, что уже изучено, и побуждения, стимулирования интереса детей к изучению информации, к ознакомлению с общей гипотезой. На начальном этапе учитель знакомит учеников с общей идеей (проблемой), которую предстоит изучить. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, сообщают свою информацию, систематизируют, подтверждают или отвергают свои гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу.

Сточки зрения Матюшкина А.М., необходимо включить звено порождения проблемы в процесс обучения одаренных детей. Наиболее полно этому требованию отвечает проблемно-диалогический метод обучения. Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творчества учителя.

  1. Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у учителей значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.

Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации школьных средств массовой информации (газеты, радио), советы учеников, разработки проектов и т.д.

  1. «Методика полного усвоения» (по Дж. Кэрролл, Б. Блум).

В основе методики полного усвоения лежат идеи , выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом .Они исходили из следующих посылок .Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство , что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.) Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае условия будут меняться, подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом. Он предположил, что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

* малоспособные, которые не в состоянии достичь намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени; в талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные; эти дети могут учиться в высоком темпе; а обычные учащиеся (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Т.о., отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся.

Реализуя данный теоретический подход, последователи Дж. Кэрролла и Б. Блума (Дж. Блок, Л. Андерсон и др.) разработали методику обучения на основе полного усвоения.

Практическая реализация методики включает такую последовательность шагов:

  1. Вводная часть - ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения;

  2. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;

  3. Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся;

  4. Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.

Учитель подробно останавливается на том, что надо усвоить, чтобы усвоение считалось полным. Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Основной упор делается на следующем:

  1. Класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов не какой-то его части, а всем учащимся;

  2. Ученик получает отметку после заключительной проверки по итогам всего курса;

  3. Отметка определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным талоном (здесь нужно указать эталон высшей отметки);

  4. Каждый ученик, достигший этого эталона, получает отметку «5»;

  5. Число отличных отметок не ограничивается. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;

  6. Каждый ученик получит любую необходимую помощь.

  7. На протяжении всего курса ученик получает серию диагностические проверочные работы, результаты которых не оцениваются отметками и служат только для того, чтобы ученик мог обнаружить неясности и ошибки;

  8. В случае затруднений при выполнении проверочных работ каждому ученику сразу будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть недопонимание или ошибки;

  9. Эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.

Уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная технологическая черта всей системы - направленность учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки.

Важным моментом методики является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения. Его основа - конкретизированные цели курса. Способ выражения может быть двояким: а) через четко сформулированное описание действий ученика, б)через указание требуемого количества правильных ответов. Как показали исследования, фиксация этого уровня дает устойчивые положительные результаты; большинство учащихся сохраняют при этом интерес к предмету и положительное отношение к учебе.

Рассмотрим еще 3 концептуальные модели обучения одаренных детей: «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.

  1. «Свободный класс». Система свободных, не организуемых жестко занятий предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. При этом новом подходе руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками. Дети в таких классах не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа.

Обучение ведется на основе элементов из многих отдельных программ с привлечением обширного вспомогательного материала и оборудования. Детям предоставлена возможность диктовать, иллюстрировать, оформлять в виде книг свои собственные сочинения.

Учебный процесс в свободном классе представляет из себя некую комбинацию свободной деятельности ребенка и занятий чтением, математикой, естествознанием, музыкой и т.д.

  1. Модель «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями. Программа ориентирована на достижение 2 основных целей: учебная программа позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

Рензулли охарактеризовал занятия по «обогащенной методике обучения» как «выходящие за рамки установленной учебной программы и опережающие ее».

  1. Модель «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей.

Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.

Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные проглежутки времени.

  4. Ребенку предоставить:

  1. название темы.

  2. план изучения темы

  3. основные вопросы

  4. понятия и термины, которые он должен усвоить

  5. практические работы

  6. список необходимой литературы

  7. формы контроля

  8. задания для самопроверки

  1. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  1. предмет

  2. дата и время консультаций

  3. главные рассматриваемые вопросы

  4. время работы с темой по программе

  5. фактическое затраченное время

  6. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой

  7. невыясненные вопросы

  8. причины отклонений от сроков.

  1. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться глубокой проработке выбранной темы.


I- http://www.terra.nino.rm'main/?id=1456 Работа с одаренными детьми

2. http://schooll32.perm.ru/innovacy/iob with gifted children План работы с одаренными детьми

  1. http://medianet.yartel.ru/medianet/do/genius/frame.htm Работа с одаренными детьми в Красноярском крае (муниципальная программа)

  2. http://\vw\v.sakhitti.ru/itti/web/odaren/Podprog odaren 06-08/index.htm Программа «Одаренные дети»

  3. http://www.effecton.ru/762.html Выявление личностных и интеллектуальных особенностей

6. http://parent.fio.ru/news.php7mrt 896&с=1431 Развивающий дискомфорт как принцип и метод в работе с одаренными детьми

2. http:.7parent.fio.ru/ne\vs.php?n=l 896&с=1431 Родитель.ги/ Одаренность для всех

8- http://rc.asu.ru/docs/db/vuz/'' 304.doc Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми

  1. http://festival. lseptember.ru/20Q4 2005/index.php?numb artic=213480 Система работы с одаренными детьми

  2. http://www. edu. of. ru/attach717/5895, doc Отчет об экспериментальной деятельности по инновационному направлению «Краевая система поиска и поддеряски одаренных детей в условиях индивидуально-ориентированного образования» (Красноярский край)

11 - http://www.scl7.lipetsk.ru/school/studing/plan odarenn.htm План работы с одаренными детьми на 2006-07г.г. (СОШ №17 г. Липецк)

  1. http://www.khoiniki.gomel-region.bv/inodules/document/pdl7odaren deti.pdf Целевая региональная программа «Одаренные дети»

  2. http://www.dar,aaanet.ru/ Сайт Центра по работе с одаренными детьми г.Ростова

  3. http://giml.grodno.unibel.bv/oursite/kafedry/estestv/children/children.htm Программа «Одаренные дети» (гимназия №1

  4. http://\v\\w.ulsu-ru/departments/centres/coach/quastion/list/link/zaiceva.doc Об организации и координации деятельности по работе с одаренными детьми России

  5. http://www.yspu.'yar.ru/vestnik/pedagoka i psichologiy/5 11/ Некоторые проблемы развития одаренных детей

  6. http://gymnazium-abakan.khakasnet.ru/educ programms/od deti.doc Программа работы с одаренными детьми «Новая формация» (Абакан)

  7. http://www. rucbr. ru/bank3/watch/34257/l .shtrn Особенности работы психолога с одаренными детьми

  8. http://www. ug. ru/OO. 42/t 17. htm Одаренность - Божий дар или испытание?

  9. http://www.uobr.net/docs/doc 17.doc Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми. Из опыта работы с одаренными детьми. Развитие творческого потенциала лицеистов (г.Барановичи)

  10. http://soc.chuvashia.com/ZAKONY/DETICHlJV/odardeti.htm Подпрограмма «Одаренные дети»

  11. http:///belisa.org.by/pdf/PTS2005/12l-127.pdf Алгоритм развития одаренной личности

  12. http://admtvumen.ni/news/20Q6/l 1 /27/27216 Школа одаренного ребенка

  13. http://psvlib.org.ua/books/millaO 1 /txtOO.htm Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я

  14. http://www.oprf.ru/subcomissions/7f9700b847dl3ecdbb892323f8235252/materials/806 «Одаренное поколение: наука и практика от эксперимента к системе» (Круглый стол комиссии Обгцественш Палаты РФ)

  15. http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/opyt 06/sakh/post mod odar/index.htm Построение модели работ с одаренными детьми

  16. http://cen. iatp. org, ua/libr/i atp4/Kudrya 1. doc Социально-педагогические аспекты формирования творческой личности одаренного ребенка

  17. http://cen.iatp.org.ua/libr/iatp4/Kudryal .doc Главная цель работы психолога с одаренными детьм

  18. jittp://refbank.ru/psicho/59/psicho59.html Работа практического психолога с одаренными детьми

  19. httpvVwww. pro gram s-gov. ru/cgi -b i n/show com.cgi?mod=result&prgr:T55&vear=2005 Подпрограму

«Одаренные дети (2003-06г.) Федеральная программа

31.

32.

ЗЭ.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

  1. 61.

http://vvww.den-za-dnem.ru/page.php?article=l 6 Стратегические направления работы с одаренными детьми в системе образования центрального района г. Новосибирска http: //www.bobуch. ru/re1 erat/62/13395/1, html Дифференциация обучения - как условие развития одаренных детей

http:/vmvw.referatfrom.ru/watch/l3683/1 .html Дифференциация обучения — как условие развития одаренных детей

http://www.relga.rsu.ru/n28/obraz28.htm Одаренные дети. Как лучше организовать их обучение. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00001121 0.html Одаренные дети http://rc.asu.ru/vuz/'/id^dS Работа с одаренными детьми (ВУЗ-школа) http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00001121.html Одаренные дети (курсовая) http://obrazovanie.belomorsk.karelia.info/ru/about/scenar.html Сценарий семинара для зам. директоров по УВР «Особенности работы с одаренными детьми в условиях массового образовательного учреждения»

http://www.nenc. gov.ua/index.php?id=99 Об организации работы с одаренными детьми в многопрофильном лицее №99 г. Запорожья

http://www. friendship, com .ru/wunderkind/QO. shtml Одаренные дети (родителям на заметку) http: neptun.sarbc.ru:3000/noframe/law‘?d&nd=977102157&nh=0&ssect=l Муниципальная целее; Программа «Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей г.Саратова на 2006-10 г. г.» http://ref.by/refs/alike/13471 .html Одаренные дети

http://ref.by/refs/alike/l 3471 .html Способности и одаренность в младшем школьном возрасте http://ref.bv/refs/alike/13471.html Развитие способностей у детей младшего школьного возраста http://ref.bv/refs/alike/! 3471 .html Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования

http://ref.by/refs/alike/13471.html Способности детей в младшем школьном возрасте http://ref. by/refs/al ike/13471. html Одаренные дети. Особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

http://ruodep.mrsu.ru/buduhee/odarennie deti.html Проект «Одаренные дети». Мордовия http:// www. оку net, kz/poli 1 о g/80. shtml. him Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми

http://goruo.kostanay.kz/norm/24.doc Положение о городском фестивале социально­педагогических проектов в области работы с одаренными детьми http://gvm 1526.edusite.ru/DswMedia/smimova.doc Рефлексивно-инновационный опыт личностного развития уч-ся и педагогов гимназии №1526 http://adalin.mospsv.ru/l 01 12,shtml Детская одаренность. Одаренные дети. http://stavropol.stavkray.ru/duma/decisions/74 06 l.pdf Паспорт целевой программы «Одаренные дети» г. Ставрополя

http://cmm.imiyer.omsk.su/nou/konfer/tara99/index.html Работа с одаренными школьниками в условиях села

http://referat.na5.ni/510370-1 Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения

http://www.licev9.ru/index.php?option=com eontent&task=view&id=63&Itemid:=43 Организация работы с одаренными детьми в Федеральной авторской экспериментальной школе лицей №9 г.Красноярск

http://zuslkova.narod.ru/rn etodika doklady/dokl odarennye deti/dokl odarennye deti.htm Работа одаренными детьми

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004465 3.html Одаренные дети (курсовая) http://nioz.narod.ru/archives/3-2000/malafeev.htm Работа с одаренными учениками - актуальная задача школы

http://mvw.refworld.ru/referat 360382.html Диагностика одаренных детей http://doklad.referatoff.ru/013151-1 .html Развитие творческих способностей детей в системе

начального образования

  1. http://www.school.baltinfomi.ru/data/smod/Static/4380/996/odar.doc Система работы с одаренным детьми

  2. http://www.lipetskcity.ru/lipetsk/files/offic doc/r455,doc Подпрограмма «Одаренные дети»

(г. Липецк)

  1. http://togirro.tmn.ru/index.php?option=com content&task=view&id=453&Itemid=2 Школа одаренного ребенка (г. Тюмень)

  2. http:/;www,yuro,ш/index,php?action=refall&p=Nzk4Mw= Из опыта работы с одаренными детыу в центре образования «Олимп» (реферат)

  3. http://ido.tsu.ru/other res/pdf/jumal l(T7)-2005(36-43),pdf Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей (Можаева, Тубалова, ТГУ)

  4. http://psvchologv.net.ru/talk/viewtopic.php?p=461637&sid=d0e3212c320734ff565410153a7d910c Одаренность как проблема в младшем школьном возрасте

  5. http://ww-w.krd.ru/www/home.nsf/webdocs/62E7763C52FF039EC325721400463CF2.html Муниципальная целевая программа «Юные дарования третьему тысячелетию» на 2007-2010г.г. (г.Краснодар)

  6. http://tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm Работа с одаренными детьми в начальной школе

  7. http://www.piramida-maxima.ni/issues/2003/5/piramidaopyta/nauchnoissledov.html Научно- исследовательская деятельность уч-ся как фактор развития современной гимназии (г. Оренбург)

  8. http://www, zarpl ata. ru/a-id-14129. html Дети индиго

  9. http://wwvv.svobodanews.rU/Transcript/2006/l 1/08/20061108140051127.html Проблемы государственных школ для одаренных детей

  10. http://'wvvw.zusikova.narod.ru/m etodika doklady/dokl odarennye deti/dokl odarennye deti.htm Работа с одаренными детьми