СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, нужно регулярно знакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения.

Просмотр содержимого документа
«Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.»

Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними Презентацию подготовил учитель  начальных классов  МКОУ Утичевской ООШ: Кунгурцева Н.В .

Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними

Презентацию подготовил учитель начальных классов МКОУ Утичевской ООШ: Кунгурцева Н.В .

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Категории одаренных детей:  Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы выявления одарённых детей: 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); 3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.; 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности; 6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

Принципы выявления одарённых детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.

Одарённые мальчики -  Одарённые девочки -  это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные интересы, гибкость и критичность мышления, высокий контроль поведения. Они эмоционально чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира.  богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность. Они чаще подвержены депрессиям.

Одарённые мальчики -

Одарённые девочки -

это личности, имеющие выраженное стремление к доминированию, разнообразные интересы, гибкость и критичность мышления, высокий контроль поведения. Они эмоционально чувствительны, у них ярко выражено художественное восприятие мира.

богатство внутреннего мира, внутреннее напряжение, неординарное мировоззрение, творческая одарённость, активность. Они чаще подвержены депрессиям.

Формы работы  с одаренными учащимися:  групповые занятия с одаренными учащимися;   факультативы;    творческие объединения по интересам;    конкурсы;    спецкурсы;    участие в олимпиадах;     занятия в профильных классах    интеллектуальные марафоны

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  •   факультативы;
  •    творческие объединения по интересам;
  •    конкурсы;
  •    спецкурсы;
  •    участие в олимпиадах;
  •     занятия в профильных классах
  •    интеллектуальные марафоны
Направления работы: Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. Развитие творческих способностей учащихся. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Направления работы:

  • Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
  • Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Примеры диагностических методик: Тест “Чем залатать коврик?”  Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Примеры диагностических методик:

Тест “Чем залатать коврик?” Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов теста   10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек  8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.  6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.  4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.  2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.  0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.   Выводы об уровне развития восприятия   10 баллов - очень высокий.  8-9 баллов - высокий   4-7 баллов - средний   2-3 балла - низкий 

Оценка результатов теста 10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек 8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития восприятия 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий  4-7 баллов - средний  2-3 балла - низкий 

Тест “Что здесь лишнее?” Цель методики - исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.   В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:  «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним.  Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним»  На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов теста: 10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин. 6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин. 4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин. 2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин. 0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Тест “Что здесь лишнее?”

Цель методики - исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним» На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов теста:

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Рекомендации учителю: В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, регулярно знакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения.  Учителям-предметникам и классным руководителям проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.  Обязательно в каждом классе выявлять мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.

Рекомендации учителю:

  • В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, регулярно знакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения.
  • Учителям-предметникам и классным руководителям проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
  • Обязательно в каждом классе выявлять мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
Продолжить работу по созданию системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.  Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.  Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
  • Продолжить работу по созданию системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
  • Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
  • Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!