Просмотр содержимого документа
«Одарённые дети. Система работы с одарёнными детьми.»
Одарённые дети. Система работы с одарёнными детьми.
Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.
А. Шопенгауэр
Таланты создать нельзя, но можно
создать культуру, то есть почву, на
которой растут и процветают таланты. Нейгауз
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат
А.Сухомлинский
Одарённый ребёнок
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
Цель работы с одарёнными детьми
Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей
Основные задачи
- выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Организация работы с одаренными детьми:
- знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
- проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
- подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
- создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам,
- принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учит .
Ожидаемые результаты
- повышение интеллектуального уровня учащихся;
- творческая самореализация выпускника;
- обеспечение преемственности в работе средней и старшей школы;
- формирование системы работы с одаренными учащимися.
КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ ОДАРЕННЫМ?
- Дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории.
- Одаренные - дети, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляют способности, не свойственные возрасту.
- Для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров
КАТЕГОРИИ ОДАРЁННОСТИ
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Формы работы
- творческие проекты; научно-практические конференции; участие в школьных и районных художественных выставках и выставках прикладного творчества; участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах; предметные недели; школьные олимпиады, интеллектуальные игры; индивидуальная работа с учащимися; внеурочная деятельность, занятия в кружках.
- творческие проекты;
- научно-практические конференции;
- участие в школьных и районных художественных выставках и выставках прикладного творчества;
- участие в межрегиональных, областных, районных конкурсах;
- предметные недели;
- школьные олимпиады, интеллектуальные игры;
- индивидуальная работа с учащимися;
- внеурочная деятельность, занятия в кружках.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями- не только для обучающихся, но и для педагога.
Одарённый ребёнок:
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю .
Наши достижения
Наши достижения
Наши достижения
Наши достижения
№ п/п
Муниципальный уровень
Учебный год
Ф.И. учащегося
Предмет
2012-2013
Класс
Абдуллина Елена
2012-2013
Рейтинг успешности
Право
Капленко Надежда
2012-2013
9
Право
Борисовский Иван
2012-2013
10
победитель
2012-2013
Право
Темербаева Алина
победитель
2012-2013
Право
11
Гирш Александра
2012-2013
Никоноров Максим
11
Право
победитель
победитель
9
Право
Иванов Сергей
2012-2013
2012-2013
Курмангалеева Сабина
призёр
Право
9
Право
9
призёр
Иванов Сергей
2012-2013
призёр
2012-2013
Бидянова Валентина
Обществознание
10
Право
9
Клепач Никита
призёр
2012-2013
призёр
9
Право
Гирш Александра
2013-2014
Иванов Сергей
участие
обществознание
9
2013-2014
2013-2014
Абдуллина Елена
участие
Обществознание
9
Бидянова Валентина
Право
10
участие
2013-2014
Капленко Надежда
призёр
Право
10
2013-2014
2013-2014
Иванов Сергей
победитель
Право
10
Право
победитель
Гирш Александра
2013-2014
11
победитель
2013-2014
Никоноров Максим
10
Право
10
Право
призёр
Кочукова Анна
2013-2014
Шилков Евгений
2013-2014
Право
10
участие
10
участие
Право
Репьева Ксения
2013-2014
участие
Право
10
2013-2014
Курмангалеева Сабина
11
участие
2014-2015
Колышкина Анастасия
Право
участие
2014-2015
11
Катриченко Владимир
Право
2014-2015
Рыжков Валерий
участие
Право
11
9
Право
участие
Краснов Александр
2014-2015
2014-2015
Позднякова Влада
победитель
9
Право
9
Право
призёр
Иванов Сергей
2014-2015
призёр
10
Право
Абдуллина Елена
2014-2015
2014-2015
Бидянова Валентина
призёр
Право
11
Право
призёр
Гирш Александра
11
2014-2015
призёр
2015-2016
Иванов Сергей
Право
11
обществознание
11
призёр
Рыжков Валерий
2015-2016
призёр
11
обществознание
Катриченко Владимир
2015-2016
2015-2016
Калитин Александр
призёр
Право
10
Право
10
победитель
Позднякова Влада
2015-2016
победитель
2015-2016
Зенкова Арина
11
Право
Право
11
Южаков Александр
победитель
2015-2016
победитель
9
Право
Рыжков Валерий
2015-2016
2015-2016
Краснов Александр
Право
10
призёр
10
призёр
Право
Пястолов Степан
2015-2016
призёр
10
Право
Молчанова Анастасия
2015-2016
10
участие
Право
Газизов Кирилл
участие
11
Право
участие
11
участие
Наши достижения
Региональный уровень
2012-2013
Абдуллина Елена
2012-2013
Право
Гирш Александра
2012-2013
2012-2013
Капленко Надежда
9
Право
Право
Иванов Сергей
9
2012-2013
призёр
2012-2013
Борисовский Иван
10
право
призёр
Право
9
Темербаева Алина
2013-2014
призёр
2013-2014
11
Абдуллина Елена
Право
участие
11
Право
Иванов Сергей
2013-2014
участие
10
Право
2013-2014
участие
Иванов Сергей
10
призёр
Бидянова Валентина
2013-2014
Обществознание
2014-2015
Капленко Надежда
Право
призёр
10
10
Право
Катриченко Владимир
2014-2015
призёр
2014-2015
Рыжков Валерий
Право
11
участие
2014-2015
Право
Калитин Александр
9
участие
Иванов Сергей
9
Право
2015-2016
призёр
обществознание
10
Катриченко Владимир
2015-2016
призёр
11
Позднякова Влада
Право
2015-2016
призёр
Право
10
Калитин Александр
призёр
2015-2016
11
Право
победитель
Зенкова Арина
2015-2016
11
Южаков Александр
2015-2016
призёр
Право
Право
9
Рыжков Валерий
участие
2015-2016
10
Право
Краснов Александр
2015-2016
участие
2015-2016
Пястолов Степан
Право
10
участие
2015-2016
Право
10
Молчанова Анастасия
Федеральный уровень
участие
10
Право
Газизов Кирилл
участие
11
2013-2014
Право
участие
Абдуллина Елена
2014-2015
11
участие
Катриченко Владимир
Право
участие
2015-2016
10
Право
Катриченко Владимир
9
участие
Право
призёр
10
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ
Используемые сайты и литература:
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
- Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991
- http://images.yandex.ru