СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОДБ.07 Биология.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОДБ.07 Биология.»
















Рабочая программа учебной дисциплины


ОДБ.07 Биология.






















СОДЕРЖАНИЕ

стр



1.Паспорт программы учебной дисциплины. 4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины . 5-15

3. Условия реализации примерной программы учебной дисциплины 16

4. Контроль оценка результатов освоения учебной дисциплины. 17-18























3

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Биология».

1.1 Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС (далее ФГОС), утверждѐнная Министерством образования и науки РФ по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности технического профиля 13.02.01 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

1.2Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина Биология входит в состав дисциплин общеобразовательного цикла.

    1. Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.



1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Объём учебных часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего

18

Итоговая аттестация в форме: тестирования
































2. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».

Наименование разделов тем



Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы


Объём часов

Уровень

усвоения

знаний

Введение .


1

Объект изучения биологии – живая природа.

Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

1

1


2

Сущность жизни и свойства живого.


2


3

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации.


2


4

Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.


2

Раздел 1. Учение о клетке.


5 + 2,5с.р




Содержание учебного материала




1

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

1

1


2

Краткая история изучения клетки.


2

Тема Химический состав клетки


Содержание учебного материала

1



1

2

3

Химическая организация клетки.

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1

1


Тема

Строение и функции клетки.

Содержание учебного материала




Строение и функции клетки. .Прокариотические и эукариотические клетки.

2

2








Цитоплазма и клеточная мембрана.

Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Биосинтез белка.


2

2

2

3

Лабораторная работа

1.

2.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом , их описание.

Сравнение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

2

3

Самостоятельная работа.

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Сообщение Биография М.Шлейден и Т.Шванн.

Презентация : неорганические соединения клетки.

Презентация: органические соединения клетки. .

Изготовить модели ДНК. (проволоки, картона, скрепки)

Создать контур микрофотографию клетки.

Заполнение микрофотографии клетки

Кроссворд по теме «Клетка».




Раздел 2.ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

4+2 с/раб.


Тема 2.1

Размножение-важнейшее свойство живых организмов.

Содержание учебного материала

1


1.

2.




Организм единое целое.

Жизненный цикл клетки. Митоз .


2




1

2

Мейоз.

Образование половых клеток и оплодотворение.

1

2


Тема 2.2 Индивидуаль-ное развитие организма.


Содержание учебного материала

1



Индивидуальное развитие организма

Эмбриональный этап онтогенеза

Основные стадии эмбрионального развития

Постэмбриональное развитие

Индивидуальное развитие человека.


2



ЛПЗ№2

1


1





Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных.


2



Самостоятель-ная работа:






Самостоятельная работа по учебнику при изучении данных тем.

Самостоятельная работа с таблицами «Митоз» и «Мейоз».

Презентация: формы размножения», презентация «Здоровый образ жизни».

Сообщение: влияние алкоголя на организм.

Сообщение: влияние курения на организм.





Раздел 3. Основы генетики и селекции.


8+4с.р




Тема 3.1.

Осовные закономер-ности наслед-ственности.

Содержание учебного материала


2


Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов

Г. Мендель – основоположник генетики

Генетическая терминология и символика .


1





Моногибридное и дигибридное скрещивание.Законы генетики, установленные Г. Менделем.

Хромосомная теория наследственности .

Взаимодействие генов.

Генетика пола.

Сцепленное с полом наследование .


2






Тема 3.2

Основные закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала

1

2

Наследственная или генотипическая изменчивость .

Мутации.

Модификационная изменчивость

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Тема 3.3. Генетика –основа селекции.


Содержание темы

2

2

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.


Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).











Лабораторная работа №3,4,5

3




Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач

Практическая работа №5: Изучение изменчивости ,построение вариационной кривой.»


3



Самостоятельная работа

4



Решение задач.

Сообщение: Наследственные болезни человека»

Презентация: «Мутации».

Подобрать примеры модификаций из СМИ.

Собрать гербарий листьев с 1 де

Сообщения: Биография Н.И. Вавилова; Биотехнология в медицине, сельском хозяйстве.

Доклад: Клонирование животных.

Сообщения о Карле Линней.

Кроссворд по основным понятиям темы.





Раздел 4.Происхождение и развитие жизни на Земле.Эволюционное учение


8+4 с.р








Тема 4.1

Возникновения жизни на Земле.







Тема 4.2.

Развития эволюционных идей .движущие силы эволюции.





Тема 4.3 Микроэволюция.Макроэволюция.


Содержание учебного материала



Гипотезы проис­хождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.






Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.


Практич.работа №6 .Анализ гипотез о возникновение жизни на Земле.


ЛПЗ№ 7 Возникновение приспособлений у организмов к среде обитания.




Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.




1







1





1


1

2









Самостоятельная работа:

  1. Путешествия и исследования Ч. Дарвина (презентация)

  2. Различные гипотезы происхождения жизни.

  3. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

  4. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.





  1. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

  2. Кроссворд по основным понятиям темы.


4



Раздел 65Происхождение человека 3часов.

3+1.5








Антропогенез.






Человеческие расы.

Содержание




Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

















2




Родство и единство происхождения человеческих рас. Кри­тика расизма.


2






Самостоятельная работа:

4


  1. Самостоятельное изучение тем учебника по данной теме.

  2. Ранние этапы развития жизни на Земле.

  3. Эволюция приматов и этапы эволюции человека (презентация)

  4. Современные представления о происхождении птиц и зверей.

4Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

5.Кроссворд по основным понятиям темы



Раздел 6. Основы экологии


6+3 с.р


Тема 6.1 Экосистема.

Содержание учебного материала


2




.Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Экологические факторы, их значение в жизни организмов

Экологические системы .

Видовая и пространственная структура экосистем .

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии .

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Искусственные сообщества.

Взаимодействия в экосистеме.

Тема 6.3.

Учение о биосфере.

Содержание учебного материала


3


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной

деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Круговорота углерода (азота) в биосфере.

Ноосфера .

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.







Лабораторная работа№8 :Составление схем переноса веществ и энергии в экосистеме.

1

3


Самостоятельная работа:

3


  • Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме.

  • Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

  • .Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  • Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфер

  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

  • Экологические кризисы и экологические катастрофы.

  • Место и роль человека в биосфере

  • Глобальные экологические проблемы и пути их решения( презентация)

Кроссворд по основным понятиям темы.



Раздел 7. Бионика


1


Тема 7.1.

Бионика как наука.

Содержание учебного материала

1


Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.


2


Итого:

36+18с.р


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебный комплект пособий «Биология»

  • учебно-методический комплект.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники для обучающихся:

  1. В.И Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 класс Дрофа,2015г

  2. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2015.

  3. Беляева Д.К. Дымшиц Г. М. Общая биология 10-11 класс , М: Просвещение, 2015г.

Основные источники для преподавателей:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2016.

  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2015.

  3. Захаров В.Б., Мамонтов СТ., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 2016.


Интернет-ресурсы И-Р:


ДИ 4www.bio.1september.ru


ИР –2 www.bio.nature.ru


ИР -3 www.edios.ru


ИР - 4 www.km.ru/educftion

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Тема. «Учение о клетке»

-знание основных положений клеточной теории, строение и функционирование клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке, жизненный цикл клетки

- умение объяснять строение и функции клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен

Зачёт.

Тема. «Организм, размножение и индивидуальное развитие организмов»

- знание важнейших свойств живых организмов;
сущность полового и бесполого размножения;
оплодотворение; причины нарушения в развитии
организмов; индивидуальное развитие человека

- умение объяснять родство живых организмов,
отрицательное влияние алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбрональное и
постэмбриональное развитие человека, причины и
факторы эволюции

Тестирование.

Тема. «Основы генетики и селекции»

- знание генетической терминологии и символики;
закономерности наследствен-ности и изменчивости
организмов; законов генетики, установленные Г.
Менделем

- знание основных методов селекции: гибридизации
и искусственный отбор; достижения современной
селекции культурных растений, домашних
животных, микроорганизмов

-умение объяснять законы генетики, хромосомную теорию наследственности, наследственные болезни человека, их причины и профилактика, основы селекции

Тестирование.

Тема. «Эволюционное учение»

знание о роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира; современные представления о видообразовании; биологический прогресс и биологический регресс

- умение объяснять роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира, современные представления о видообразовании, причины вымирания видов, основные направления эволюционного прогресса

Зачет


Тема. «История развития жизни на Земле»

-знание истории развития органического мира; гипотезы происхождения жизни; доказательства родства человека с млекопитающими животными; эволюции человека

умение объяснять современные гипотезы происхождения человека, причины и факторы эволюции человека, единство происхождения человеческих рас

Тестирование.

Тема. «Основы экологии»

- знание сущности биологических процессов:
круговорот веществ, превращение энергии в
экосистемах, биосфере, пищевые связи;
межвидовые взаимоотношения в экосистеме:
конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм;
причин устойчивости и смены экосистем;

- знание глобальных экологических проблем и пути
их решения

умение объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействия организмов с окружающей средой, изменяемость видов, нарушения в развитии организмов, мутации, развитие и смена экоситем

Защита проектов.

Зачёт.

Тема. «Бионика»

-знание направлений биологии и кибернетики, сущности морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами

умение описывать особенности видов по морфологическому критерию, выявлять приспособление организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Защита проектов.