1.Паспорт программы учебной дисциплины. 4
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины . 5-15
3. Условия реализации примерной программы учебной дисциплины 16
4. Контроль оценка результатов освоения учебной дисциплины. 17-18
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС (далее ФГОС), утверждѐнная Министерством образования и науки РФ по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности технического профиля 13.02.01 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».
Дисциплина Биология входит в состав дисциплин общеобразовательного цикла.
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Наименование разделов тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объём часов | Уровень усвоения знаний |
Введение . | 1 | Объект изучения биологии – живая природа. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. | 1 | 1 |
| 2 | Сущность жизни и свойства живого. | | 2 |
| 3 | Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. | | 2 |
| 4 | Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. | | 2 |
Раздел 1. Учение о клетке. | 5 + 2,5с.р | |
| Содержание учебного материала | | |
| 1 | Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов | 1 | 1 |
| 2 | Краткая история изучения клетки. | | 2 |
Тема Химический состав клетки | Содержание учебного материала | 1 | |
| 1 2 3 | Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | 1 | 1 |
Тема Строение и функции клетки. | Содержание учебного материала | | |
| Строение и функции клетки. .Прокариотические и эукариотические клетки. | 2 | 2 |
| | | |
| | Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Биосинтез белка. | | 2 2 2 3 |
Лабораторная работа | 1. 2. | Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом , их описание. Сравнение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа. | 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Сообщение Биография М.Шлейден и Т.Шванн. Презентация : неорганические соединения клетки. Презентация: органические соединения клетки. . Изготовить модели ДНК. (проволоки, картона, скрепки) Создать контур микрофотографию клетки. Заполнение микрофотографии клетки Кроссворд по теме «Клетка». | | | |
Раздел 2.ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. | 4+2 с/раб. | |
Тема 2.1 Размножение-важнейшее свойство живых организмов. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. 2. | Организм единое целое. Жизненный цикл клетки. Митоз . | | 2 |
1 2 | Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 1 | 2 |
Тема 2.2 Индивидуаль-ное развитие организма. | Содержание учебного материала | 1 | |
| Индивидуальное развитие организма Эмбриональный этап онтогенеза Основные стадии эмбрионального развития Постэмбриональное развитие Индивидуальное развитие человека. | | 2 |
| ЛПЗ№2 | 1 | |
1 | Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных. | | 2 |
Самостоятель-ная работа: | | | |
Самостоятельная работа по учебнику при изучении данных тем. Самостоятельная работа с таблицами «Митоз» и «Мейоз». Презентация: формы размножения», презентация «Здоровый образ жизни». Сообщение: влияние алкоголя на организм. Сообщение: влияние курения на организм. | | | |
Раздел 3. Основы генетики и селекции. | 8+4с.р | |
Тема 3.1. Осовные закономер-ности наслед-ственности. | Содержание учебного материала | | 2 |
| Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов Г. Мендель – основоположник генетики Генетическая терминология и символика . | 1 | |
Моногибридное и дигибридное скрещивание.Законы генетики, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности . Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование . | 2 | |
Тема 3.2 Основные закономерности изменчивости. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
Наследственная или генотипическая изменчивость . Мутации. Модификационная изменчивость Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | |
Тема 3.3. Генетика –основа селекции. | Содержание темы | 2 | 2 |
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | | |
| Лабораторная работа №3,4,5 | 3 | |
| | Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач Практическая работа №5: Изучение изменчивости ,построение вариационной кривой.» | | 3 |
| Самостоятельная работа | 4 | |
| Решение задач. Сообщение: Наследственные болезни человека» Презентация: «Мутации». Подобрать примеры модификаций из СМИ. Собрать гербарий листьев с 1 де Сообщения: Биография Н.И. Вавилова; Биотехнология в медицине, сельском хозяйстве. Доклад: Клонирование животных. Сообщения о Карле Линней. Кроссворд по основным понятиям темы. | | | |
Раздел 4.Происхождение и развитие жизни на Земле.Эволюционное учение | 8+4 с.р | |
Тема 4.1 Возникновения жизни на Земле. Тема 4.2. Развития эволюционных идей .движущие силы эволюции. Тема 4.3 Микроэволюция.Макроэволюция. | Содержание учебного материала | | |
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Практич.работа №6 .Анализ гипотез о возникновение жизни на Земле. ЛПЗ№ 7 Возникновение приспособлений у организмов к среде обитания. Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. | 1 1 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: Путешествия и исследования Ч. Дарвина (презентация) Различные гипотезы происхождения жизни. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии. Кроссворд по основным понятиям темы. | 4 | |
| Раздел 65Происхождение человека 3часов. | 3+1.5 | |
Антропогенез. Человеческие расы. | Содержание Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. | | 2 |
Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. | 2 |
| Самостоятельная работа: | 4 | |
Самостоятельное изучение тем учебника по данной теме. Ранние этапы развития жизни на Земле. Эволюция приматов и этапы эволюции человека (презентация) Современные представления о происхождении птиц и зверей. 4Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. 5.Кроссворд по основным понятиям темы | | |
Раздел 6. Основы экологии | 6+3 с.р | |
Тема 6.1 Экосистема. | Содержание учебного материала | | 2 |
| .Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой Экологические факторы, их значение в жизни организмов Экологические системы . Видовая и пространственная структура экосистем . Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии . Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. Искусственные сообщества. Взаимодействия в экосистеме. |
Тема 6.3. Учение о биосфере. | Содержание учебного материала | | 3 |
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения Круговорота углерода (азота) в биосфере. Ноосфера . Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | | |
| Лабораторная работа№8 :Составление схем переноса веществ и энергии в экосистеме. | 1 | 3 |
| Самостоятельная работа: | 3 | |
Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. .Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфер Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Место и роль человека в биосфере Глобальные экологические проблемы и пути их решения( презентация) Кроссворд по основным понятиям темы. | | |
Раздел 7. Бионика | 1 | |
Тема 7.1. Бионика как наука. | Содержание учебного материала | 1 | |
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | | 2 |
| Итого: | 36+18с.р | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии Оборудование учебного кабинета:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Тема. «Учение о клетке» -знание основных положений клеточной теории, строение и функционирование клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке, жизненный цикл клетки - умение объяснять строение и функции клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен | Зачёт. |
Тема. «Организм, размножение и индивидуальное развитие организмов» - знание важнейших свойств живых организмов; сущность полового и бесполого размножения; оплодотворение; причины нарушения в развитии организмов; индивидуальное развитие человека - умение объяснять родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбрональное и постэмбриональное развитие человека, причины и факторы эволюции | Тестирование. |
Тема. «Основы генетики и селекции» - знание генетической терминологии и символики; закономерности наследствен-ности и изменчивости организмов; законов генетики, установленные Г. Менделем - знание основных методов селекции: гибридизации и искусственный отбор; достижения современной селекции культурных растений, домашних животных, микроорганизмов -умение объяснять законы генетики, хромосомную теорию наследственности, наследственные болезни человека, их причины и профилактика, основы селекции | Тестирование. |
Тема. «Эволюционное учение» знание о роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира; современные представления о видообразовании; биологический прогресс и биологический регресс - умение объяснять роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира, современные представления о видообразовании, причины вымирания видов, основные направления эволюционного прогресса | Зачет |