Одежда говорит о человеке. Древний Китай .
Из всех предметов одежда более всего связана с человеком. Она с одной стороны -греет, защищает; с другой – украшая фигуру человека, создаёт его образ, его стиль.
Одежда становится особым знаком, знаком положения человека в обществе.
Китай – это волшебная страна с особенной культурой, традициями и древней историей. Визитной карточкой любой страны является национальная одежда. Китайский костюм во все эпохи отличался своей роскошью, яркостью красок, богатым декором.
Из поколения в поколение китайские мастера одежды вносили свою лепту в этом направление декоративно-прикладного искусства. Каждая династия вносила свой вклад в историю китайского государства и изменяла по-своему стиль одежды, внося свои коррективы.
Во все времена китайский костюм был роскошен и ярок, отличался обилием богатого декора. Традиционный костюм Китая обладает уникальными особенностями по стилю. Он отличается своим простым кроем и многослойностью.
Древние китайцы носили по несколько одежд, так как климат
на севере был суровым, а на юге чередовались сильная жара и холод.
Уже за две тысячи лет до нашей эры китайцы умели изготовлять
цветную шелковую ткань, тонкие ткани из конопли и хлопка.
Было пять основных типов одежды:
• Ишан – состоял из кофты и юбки.
• Шеньи – это был халат (отрезной по талии).
• Цзяолинпао – цельнокроеный однобортный халат, запахивающий направо (запах на левую сторону считался варварским).
• Юаньлинпао – двубортный халат, глубоко запахивающийся с круглым воротом и застежкой на шее справа.
• Костюм, состоящий из кофты и штанов.
В разное время эти типы одежды носили как женщины, так и мужчины.
Костюм из верхней плечевой одежды ("и") и верхней поясной одежды ("шан")назывался " ишан " .
Спереди на ишан девался красный, богато украшенный фартук, необходимый для жертвоприношений.
Верхняя одежда запахивалась на правую сторону и завязывалась.
Считалось, что на левую сторону запахиваются только варвары.
Рукава были широкими (средняя ширина рукава составляла 240 сантиметров).Во время работы рукава подвязывались специальной лентой, которая перекрещивалась на груди.
Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины,
которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок.
Назывались они "таоку" — "чехол на штаны".
Верхней наплечной одеждой ("а") были распашные двубортные
или однобортные халаты и кофты .
В древние времена пояс считался важнейшим атрибутом китайского национального костюма , цвет, материал, украшения которого служили знаком отличия аристократии и чиновников.
К нему подвешивали строго определенные предметы: нож, огниво, кольцо для стрельбы из лука, иглу для распутывания памятных узлов шоу.
Позже эти предметы превратились в украшения, к которому добавлялись декоративные нефритовые подвески "пэйюй".
В Древнем Китае для каждого сословия были установлены определённые виды одежды, цвета, и сорта тканей. Символами императора были желтый цвет – цвет золота – и дракон.
Императорское облачение всегда создавалась строго по нормам, отличалось строгостью и сложностью. Всё в нём имело глубочайшее значение: цвет, фасон и вышивка, символы. Так, например, только император мог носить желтые одежды. "Блестящий жёлтый" – цвет императорской исключительности. Жёлтый цвет и изображение дракона наделяли императора магическими силами. В Китае жёлтый (золотой) цвет символизирует землю, центр мира и сам Китай.
В Китае существуют четыре божественных животных. И дракон был главным из них. Дракон был самым мудрым и милосердным и одаривал достойных. И не удивительно, что дракон был символом милосерднейшего из людей — императора. Иногда, императора так и называли – дракон – и считали, что в его жилах течет драконья кровь. Сами же драконы находятся на вечной императорской службе. Императорский дракон Китая имел пять когтей на лапах и был небесно-лазурного цвета. Никто иной, кроме императора Китая, под страхом смертной казни не смел носить такую символику на одежде, украшать ей дома и делать рисунки. Трон императора именовался Троном Дракона; лицо императора - Лицом Дракона. Волшебным числом дракона считалось число девять, поэтому на халате императора Китая можно видеть девять лазурных драконов.
Лазурный дракон (фрагмент одежды императора Китая )
Одежда высших чиновников имела свои знаки отличия. С 1391 года китайские королевские чиновники стали наносить на одежду большие квадратные эмблемы, указывающие на их ранг. Платья могущественных китайцев украшал рисунок в виде дракона, так как драконы являются символом силы императора.
Вышивка на халате китайского чиновника с изображением белого журавля означала первый, высший ранг. Журавль символизировал долголетие.
Всего было девять рангов, и каждый из них символизировала своя птица:
• 1 ранг – Журавль
• 2 ранг – Золотой фазан
• 3 ранг – Павлин
• 4 ранг – Дикий гусь
• 5 ранг – Серебряный фазан
• 6 ранг – Цапля
• 7 ранг – Утка
• 8 ранг – Перепел
• 9 ранг - Сорока
Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением хищного животного – барса, тигра, льва – соответственно тому или иному рангу.
• 1 ранг – Единорог
• 2 ранг – Лев
• 3 ранг – Леопард
• 4 ранг – Тигр
• 5 ранг – Медведь
• 6 ранг – Дикая кошка
• 7 ранг – Енот
• 8 ранг – Тюлень
• 9 ранг – Носорог
Специальный головной убор чиновника представлял собой конус, сплетённый из бамбука, отделанный понизу шёлком. Головной убор венчался шёлковой кистью, поверх которой крепился шарик, обозначающий ранг чиновника:
• 1 ранг – Рубиновый
• 2 ранг – Коралловый
• 3 ранг – Сапфировый
• 4 ранг – Опаловый
• 5 ранг – Белый прозрачный
• 6 ранг – Матовый
• 7,8 и 9 ранги - Бронзовый
Так же шарики отличались размером и цветом.
Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным в зависимости от ранга.
В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый.
Китай по праву считается родиной шелка и искусства шелковой орнаментации.
Струящийся шелк был привилегией высших слоев общества . Даже купцам, торговавшим шелком, запрещалось его носить..
Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами: желтый – императорский, белый и красный – для воинов, голубой – для молодых воинов, коричневый – для сановников.
В древности считалось, что трение шелка о кожу человека способствует излечению от многих болезней.
Фантастические драконы, птицы, летучие мыши, бабочки, цветы сливы, пиона, лотоса, медальоны сложной формы
всегда насыщены глубокой символикой.
В представлениях древних китайцев-земледельцев
началом жизни является единство
двух противоположных сил: Неба и Земли.
Конкретным выражением их слияния был дождь.
Отсюда основной мотив китайского орнамента: волны, облачные ленты и спирали – символы грома и молнии.
Отсюда и образ дракона - повелителя дождя, плывущего в волнах или парящего среди облаков и в то же время объятого пламенем.
Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну,
лотоса -лето и солнце, хризантемы — осень.
Распространенным был изображение бабочки — символа семейного счастья.
Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок.
Все наряды расписывались и выполнялись вышивкой в ручную, каждая деталь узора связана с благожелательной символикой.
Обрати внимание на этот нарядный шелковый халат, выполненный с завидным мастерством. Он щедро украшен, расшит изящными бабочками, пионами, которые напоминают о весне, а также традиционным изображением играющих, пенящихся волн. Бабочка символизирует радость, а пион – знатность, богатство.
Цветовая символика в древности
определялась сменой времен года.
Зеленый - цвет весны, молодых всходов,
красный - лета и огня,
желтый - цвет земли, цвет созревающих хлебов,
белый - цвет осени, когда закрома
наполняются белоснежным зерном риса.
Черный цвет - цвет зимы, самого темного времени года, а черный с красным отливом (цвет сюань) символизирует зарождение света в недрах тьмы, образ солнцестояния.
Мужские кофты и халаты часто украшались иероглифами "долголетие".
Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей:
слова "летучая мышь" и "счастье"
в китайском языке звучат одинаково.
Традиционная китайская женская одежда была разнообразна, красива и уникальна. Наряды украшались декором, вышивкой. Женщины, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрывавшиеся под верхней одеждой. Верхний костюм был также подобен мужскому.
Женские наряды отличались от мужских главным образом исключительной красотой вышитых цветных узоров.
Знатные дамы носили шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола.
Важной частью костюма был пояс, цвет, материал, украшения которого служили знаком отличия аристократии и чиновников.
Придворные дамы носили сложные изысканные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра. Женщины носили прически из длинных волос, уложенных в пучки на темени; надо лбом, на висках и затылке волосы приглаживались, а узел закреплялся шпилькой
Волосы и головные уборы украшались цветами, ветками, листьями, они поддерживались шелковыми шнурами и шпильками. Китаянки сильно белили лицо, румянились и подкрашивали брови
Украшением были и маленькие, вышитые шелком башмачки на высоком каблучке.
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки, как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.
В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста . В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».
Размеры «лотосовой ножки» стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Простолюдины носили простую одежду из грубой ткани (позже из хлопка), удобную для работы. Их костюм состоял из куртки и штанов, а верхней одеждой был халат. В холодное время одевали несколько халатов. В дождь одевали плащ из плетеной травы или соломы.
Они одевали шляпы, сплетённые из бамбука.
Нарядная, украшенная одежда свидетельствовала о достатке в семье
Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы.
Практическая работа
Выполнить эскиз костюма Древнего Китая, включая его украшения.