Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
ЦЕЛИ
- познакомить с условиями выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных (орфограмма 38)
- научить правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора
Словообразовательная разминка. Игра «Кто тут лишний?»
1) Проезд, отход, бездарь, глазурь;
2) подрамник, Приуралье, переписчик, пограничник;
3)немногословный, выставка, неудачник, померанцевый.
Проверка
1) Проезд, отход, бездарь, глазурь (непроизводное, остальные — бессуффиксный);
2) подрамник, Приуралье, переписчик, пограничник (суффиксальный; остальные — приставочно-суффиксальный);
3) немногословный, выставка, неудачник, померанцевый (приставочный; остальные — суффиксальный).
Сегодня вы ещё раз убедитесь, как важно видеть, от какого слова произошло новое, чтобы его правильно написать. Поэтому определение способа образования и производящей основы не напрасное, а очень важное упражнение. Например: масленый —масло); серебряный —серебро). Во этих словах есть одна из самых «неприятных» в этой части слов буква — н. Она и будет в центре внимания на уроке.
- Работа над правилом (с. 29) сопровождается записями в форме таблицы.
- Упр. 411, 412.
- Упр. 413. Возможные наблюдения: суффикс -ан- (-ян-) образует относительные прилагательные со значением «сделан из…», и это всегда вещественные существительные, обозначающие однородную массу: вода, нефть, серебро, глина, кожа, лён и т. д.
При помощи суффикса -енн- образуются прилагательные от существительных с отвлечённым значением: торжество, отечество, обед, письмо, мужество и т. д.
Образуйте прилагательные от данных существительных, запишите их в два столбика — с одной и двумя н:
рожь, листва, единство, секция, множество, кожа, полотно, кость, родство, торф, информация, комар, серебро, естество, агитация, толокно, стекло, реакция, жизнь, утка, порция, буква, ресторан, язва, овёс, правительство, песок, почва, голубь, пустыня.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 415
ЦЕЛИ
- закрепить умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, группировать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора
- научить правильно выбирать буквы е и я в суффиксах прилагательных с корнем ветр-
- Учащиеся читают материалы для наблюдения (с. 31), объясняют, как связан выбор гласной в суффиксе с произношением слов, приводят аналогичные примеры, выполняют упр. 414.
- Самостоятельная работа с упр. 418.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 416
ЦЕЛИ
- закрепить умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, графически обозначать условия выбора
- научить правильно образовывать краткие формы прилагательных с суффиксом -енн-
Упр. 417, 419, 420. При выполнении упр. 419 составляем схемы, объясняющие постановку знаков препинания, делаем синтаксический разбор одного из предложений.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
По заданию упр. 421 записать 10 словосочетаний. Игрушку или фотографию с изображением игрушки принести в класс.