Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Тип урока: комбинированный, обучающий.
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять допущенные орфографические ошибки. Отрабатывать умения выбирать нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных; объяснять свой выбор
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение, аргументировать его.
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, самостоятельности и ответственности за результаты своей учебной деятельности.
Развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Формирование мотивации к творческому труду, к работе на хороший результат.
Средства обучения: компьютер, медиапроектор, сигнальные полоски, конверты с заданиями, учебник, тетрадь.
Название, содержание и цель этапа урока1 | Деятельность педагога2 | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Активизация учащихся Цель: создать комфортную для работы обстановку, чтобы ученики осознанно вступили в учебную деятельность. | -Эпиграф Б. Л. Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» Добрый день, ребята. Я хочу начать урок со слов известного русского писателя, как вы их понимаете? -А теперь проверьте свою готовность к уроку. Откройте тетради и запишите число. Начинаем наш урок. | Высказывание детей (1-2 ученика). Это значит, что надо узнать всё новое и нужное до самой мелочи. Нет ничего второстепенного. На уроке всё, что изучаем, очень важно. |
Проверка домашнего задания Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | 1. На доске записаны причастия из домашней работы, в некоторых словах сознательно допущены ошибки. Предлагаю найти их и исправить. 2.Орфоэпическая минутка. Расставим ударения и произнесём записанные слова. У доски работает пара учеников. 3.Слова, в которых вы расставляли ударения, к какой части речи относятся? | 1.Дети, готовые ответить, поднимают зелёную полоску. 2. 2 учащихся ставят в записанных словах ударения, прочитывают их, остальные проверяют и исправляют ошибки при их возникновении довезЁнный, снЯтый, сОгнутый, зАгнутый, зАпертый, понЯвший, заселЁнный, наделЁнный, нажИвший, налитА, начАвший, нАчатый, низведЁнный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный. 3.Это были причастия |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников ЦЕЛЬ: подготовить мышления учащихся, актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявить алгоритм правописания н и нн; сформулировать тему урока; обозначить необходимость изучения этой темы. Постановка проблемы. ЦЕЛЬ: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется алгоритм правописания Н и НН; сформулировать тему урока; обозначить логическую необходимость изучения этой темы. | Всем известно, что повторенье - мать ученья. Давайте и мы проведем «мозговой штурм» и повторим ранее изученное. -Причастия могут быть действительными и страдательными? -Причастие, которое обозначает признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным? --НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени? - Причастный оборот- это причастие + главное слово? -Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми? Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак по действию? -Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять, -еть? Мы уже немало знаем о причастии. А узнать тему сегодняшнего урока нам поможет такая работа. Посмотрите на эти словосочетания и попробуйте определить закономерность, отраженную в них -печёная репа, запечённая репа, печённая в духовке репа -Что необычного вы видите в данных словосочетаниях? - В чем причина затруднения выбора написания Н и НН ? -Мы знакомы с написанием Н и НН? Как бы вы сформулировали тему урока? Какую цель нам надо поставить? Чему мы должны научиться, что необходимо понять? | Дети приготовили и поднимают зелёную полоску, если ответ -ДА и поднимают красные, если ответ- НЕТ. Это вызывает удивление учащихся. Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Дети вступают в диалог с учителем, выявляют проблему, осознают, проговаривают непонятные моменты, пытаются найти ответ. Понимают, что не хватает знаний, что нужно найти какое- то решение. Все решили, что проблемный вопрос -почему в одних словах написано НН, а в других Н Определяют тему урока, записывают её в тетрадях, ставят цель. Нужно на уроке выяснить, почему в одних случаях пишется Н, а в других НН, от чего это зависит. научиться работать с новой орфограммой. |
Изучение новых знаний ЦЕЛЬ: Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; создать «закон» правописания Н и НН; зафиксировать его с помощью эталона. Выскажите свои предположения. | Работа в парах. Посоветуйтесь и определите, чем же всё-таки отличаются эти слова? Наблюдаю и корректирую действия учащихся, выявляю типичные недостатки. Разрезанный арбуз - резаный арбуз. Поджаренная курица -жареная курица. Резанный братом арбуз. Жаренная на сковороде курица. По каким признакам можно разделить эти словосочетания на две группы? Запишем их в два столбика. Какие слова вы бы отнесли к причастиям, а какие к именам прилагательным. Как догадались? Как вы думаете, от чего же может зависеть написание Н и НН? Ввожу понятие отглагольные прилагательные. Как вы думаете, почему их так назвали? Как же отличить их от причастий? | Высказывают свою точку зрения, предлагая различные способы рассмотрения, обсуждают, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме. Выполняют задания в тетрадях, осуществляя операцию сравнения Предлагают варианты различия предложенных слов: по способу образования, а по наличию зависимых слов сразу понимают, что у имени прилагательного нет зависимых слов, значит, это причастие. После рассуждений и наблюдений приходят к выводу, что НН пишется именно у причастий. В этих прилагательных тоже спрятано действие, как и у причастий. Приходим в результате диалога к общему мнению. Чтобы отличить отглагольное прилагательное от причастия, надо задать вопрос, посмотреть на вид глагола. |
Первичная проверка понимания изученного ЦЕЛЬ: реализовать созданный «закон»; зафиксировать преодоление затруднения. новые знания. | Рассмотрим, проанализируем таблицу и выясним, обо всех ли случаях написания Н и НН мы сказали. - Как преодолеть трудность в выборе Н и НН? - Предлагаю в парах поработать с информацией, данной на карточке, и сделать вывод, когда же пишется одна, а когда две буквы Н. Помогла ли вам предложенная таблица, что в ней важного? Работа по учебнику. Прочтём теорию, данную в учебнике в параграфе 23. Какие вопросы у вас возникли? Все ли моменты мы с вами спрогнозировали? -Что вы увидели в теории учебника важное для вас? Как можно назвать ту теорию, которая дана ниже параграфа? Зачем она нужна? | Работа в парах. Дети работают с таблицей, делают выводы. н – нн в причастиях и именах прилагательных, образованных от глаголов | Н | НН | образовано от глагола несовершенного вида (жареная курица) | образовано от глагола совершенного вида (решенная задача) | нет приставки (кроме не, она роли не играет нежареная курица) | есть приставка (зажаренная курица) | нет зависимого слова | есть зависимое слово (жаренная в духовке курица) | Высказывают свою точку зрения. Определяют, что это алгоритм, который нужно взять за основу, работая с данной орфограммой. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация ЦЕЛЬ: проговорить новый способ действия «закона правописания Н и НН»; установить состоятельность этого способа. Закреплять способов действий, вызвавших затруднения. | На столах находятся листы с заданиями. Предлагаю продолжить работу в паре, пользуясь предложенной таблицей и алгоритмом из учебника. 1. -Какую закономерность проследили? Сделайте вывод, указав вид глаголов, от которых образованы причастия Сделайте вывод, указав вид глаголов, от которых образованы прилагательные Что ещё надо знать об удвоенной н в причастиях? Давайте подведем итоги и попробуем сформулировать правило написания одной и двух Н. Вы настоящие искатели-исследователи! Теперь закрепим то, о чем говорили. | 1. Определите вид глагола, от которого образованы причастия: Кошеные травы-несовершенный вид Луг скошен - совершенный вид Купленный товар- совершенный вид Семена рассеяны - совершенный вид Решенная задача- совершенный вид Глаженая рубашка- несовершенный вид Тканый ковер- несовершенный вид Тканный мастером ковер- несов вид Утрамбованная дорога-совершенн вид Замаскированный дом- совершенн вид Маринованные огурцы- несоверш вид Фасованные конфеты- несоверш вид. Дети с опором на таблицу приходят к выводу. Пишем одну Н, если: -причастие образовано от глагола несовершенного вида -нет приставки (НЕ роли не играет!) -нет зависимого слова Пишем НН, если: -образовано от глагола совершенного вида -есть приставка -есть зависимое слово |
Контроль и самоконтроль, коррекция ЦЕЛЬ: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; проверить свое умение применять изученный способ; развивать умение самостоятельной проверки по эталону. | Объясним написание и проверим по слайду -В построенном здании -Выкрашенные полы -Предметы, изученные в школе -Выкачанная из подвала вода -Подстреленный охотником зверь -Развеянные ветром семена -Разрушенный город На ваших столах лежат конверты, в них даны задания разного уровня сложности. Выберите приемлемый для себя вариант и самостоятельно выполните предложенные задания. Зачитываются несколько работ со связанным текстом, тетради собираются в конце урока. | Выполняют самостоятельно и отвечают, объясняя условия выбора букв. Сверяют по слайду. Дети, у которых есть вопрос, которые не согласны, поднимают красную полоску, повторяем ещё раз или они объясняют свой выбор. 1 конверт. 1 уровень Спишите, вставляя пропущенные буквы, почеркните орфограмму. Стира(н-нн)ое платье , завяза(н-нн)ый бант, разобра(н-нн) ая задача, купле(н-нн) ый дом, переписа (н-нн)ое письмо 2 конверт. 2 уровень Составьте с предложенными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалась -Н, а во втором-НН, подчеркните орфограмму. Краше(н-нн)ый, копчё(н-нн)ый, варё(н-нн)ое, тушё(н-нн)ое, нежаре(н-нн)ое, стриже(н-нн)ый, кова(н-нн)ые, коше(н-нн)ый. 3 конверт. 3 уровень. Составьте связный текст с данными словосочетаниями, подчеркните орфограмму. Реза(н-нн)ая дольками, сорва(н-нн)ая с куста, пода(н-нн)ая на блюдце, заправле(н-нн)ая маслом, съеде(н-нн)ая за столом. |
Подведение итогов урока, рефлексия ЦЕЛЬ: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового «закона»; сконцентрироваться на затруднении, чтобы согласовать домашнее задание. | -Что было известным, а что узнали нового? -Что было самым трудным, а что легким? Расскажите, как не ошибиться в написании НН или Н, что необходимо знать? Какие цели мы ставили в начале урока, смогли ли их достичь. Какой ответ мы нашли? Как вы оцениваете свою работу? Предлагаю вам вернуться к словам Пастернака. А трудно ли доходить до самой сути, интересно ли заниматься исследованием? Я думаю, что полученные сегодня знания не один раз пригодятся вам в жизни. Дома составить 6-8 предложений, употребив страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Те, кому такое задание покажется трудным, выполните упр 133, а также изучить параграф 23 | Делают выводы по изученному материалу, обобщают сказанное. Подводят итог урока. Анализируют и оценивают свою работу на уроке. Сдают тетради Записывают задания в дневники |