СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 7 классе на тему: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Технологическая карта учебного занятия

ФИО учителя/преподавателя: Середина Елена Георгиевна

Класс: 7 «Б»       

Дата: 19.10.2020                    

Предмет: русский язык

Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Тип урока: комбинированный, обучающий.

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные результаты. 

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять допущенные орфографические ошибки. Отрабатывать умения выбирать нн и н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, отглагольных прилагательных; объяснять свой выбор

Метапредметные  результаты.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации по родовым признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, применение алгоритма действий.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение, аргументировать его.

Личностные результаты.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения, самостоятельности и ответственности за результаты своей учебной деятельности.

Развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Формирование мотивации к творческому труду, к работе на хороший результат.

Средства обучения: компьютер, медиапроектор, сигнальные полоски, конверты с заданиями, учебник, тетрадь.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа

Характеристика этапов урока: 

Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Организационный момент. Активизация учащихся

Цель: создать комфортную для работы обстановку, чтобы ученики осознанно вступили в учебную деятельность.

-Эпиграф Б. Л. Пастернака:

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Добрый день, ребята. Я хочу начать урок со слов известного русского писателя, как вы их понимаете?



-А теперь проверьте свою готовность к уроку. Откройте тетради и запишите число. Начинаем наш урок.




Высказывание детей (1-2 ученика). Это значит, что надо узнать всё новое и нужное до самой мелочи. Нет ничего второстепенного. На уроке всё, что изучаем, очень важно.


Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

1. На доске записаны причастия из домашней работы, в некоторых словах сознательно допущены ошибки. Предлагаю найти их и исправить.


2.Орфоэпическая минутка. Расставим ударения и произнесём записанные слова. У доски работает пара учеников.


3.Слова, в которых вы расставляли ударения, к какой части речи относятся?

1.Дети, готовые ответить, поднимают зелёную полоску.


2. 2 учащихся ставят в записанных словах ударения, прочитывают их, остальные проверяют и исправляют ошибки при их возникновении

довезЁнный, снЯтый, сОгнутый, 

зАгнутый, зАпертый, понЯвший,

заселЁнный, наделЁнный, нажИвший, налитА,  начАвший,  нАчатый, низведЁнный, ободрЁнный, обострЁнный, отключЁнный, 

повторЁнный, поделЁнный.


3.Это были причастия

Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников ЦЕЛЬ: подготовить мышления учащихся, актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявить алгоритм правописания н и нн;

сформулировать тему урока;

обозначить необходимость изучения этой темы.


Постановка проблемы.

ЦЕЛЬ:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется алгоритм правописания Н и НН;

сформулировать тему урока;

обозначить логическую необходимость изучения этой темы.



Всем известно, что повторенье - мать ученья. Давайте и мы проведем «мозговой штурм» и повторим ранее изученное.

-Причастия могут быть действительными и страдательными?
-Причастие, которое обозначает признак предмета, который сам совершает действие, называется страдательным?
--НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени?
- Причастный оборот-  это причастие + главное слово?
-Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми?
Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак по действию?
-Страдательные причастия образуются с помощью суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять,  -еть?





Мы уже немало знаем о причастии. А узнать тему сегодняшнего урока нам поможет такая работа. 

Посмотрите на эти словосочетания и попробуйте определить закономерность, отраженную в них

-печёная репа, запечённая репа, печённая в духовке репа

-Что необычного вы видите в данных словосочетаниях?

- В чем причина затруднения выбора написания Н и НН ?

-Мы знакомы с написанием Н и НН?

Как бы вы сформулировали тему урока? Какую цель нам надо поставить? Чему мы должны научиться, что необходимо понять?


Дети приготовили и поднимают зелёную полоску, если ответ -ДА и поднимают красные, если ответ- НЕТ.




























Это вызывает удивление учащихся. Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Дети вступают в диалог с учителем, выявляют проблему, осознают, проговаривают непонятные моменты, пытаются найти ответ. Понимают, что не хватает знаний, что нужно найти какое- то решение. Все решили, что проблемный вопрос

-почему в одних словах написано НН, а в других Н

Определяют тему урока, записывают её в тетрадях, ставят цель.

Нужно на уроке выяснить, почему в одних случаях пишется Н, а в других НН, от чего это зависит. научиться работать с новой орфограммой.

Изучение новых знаний 

ЦЕЛЬ: Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

создать «закон» правописания Н и НН;

зафиксировать его с помощью эталона.

Выскажите свои предположения.


Работа в парах. Посоветуйтесь и определите, чем же всё-таки отличаются эти слова?

Наблюдаю и корректирую действия учащихся, выявляю типичные недостатки.

Разрезанный арбуз - резаный арбуз. Поджаренная курица -жареная курица. Резанный братом арбуз. Жаренная на сковороде курица. По каким признакам можно разделить эти словосочетания на две группы?

Запишем их в два столбика.

Какие слова вы бы отнесли к причастиям, а какие к именам прилагательным.

Как догадались? Как вы думаете, от чего же может зависеть написание Н и НН?

Ввожу понятие отглагольные прилагательные. Как вы думаете, почему их так назвали? Как же отличить их от причастий?

Высказывают свою точку зрения, предлагая различные способы рассмотрения, обсуждают, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Выполняют задания в тетрадях, осуществляя операцию сравнения

Предлагают варианты различия предложенных слов: по способу образования, а по наличию зависимых слов сразу понимают, что у имени прилагательного нет зависимых слов, значит, это причастие. После рассуждений и наблюдений приходят к выводу, что НН пишется именно у причастий.




В этих прилагательных тоже спрятано действие, как и у причастий.

Приходим в результате диалога к общему мнению. Чтобы отличить отглагольное прилагательное от причастия, надо задать вопрос, посмотреть на вид глагола.

Первичная проверка понимания изученного ЦЕЛЬ: реализовать созданный «закон»;

зафиксировать преодоление затруднения.

новые знания.



Рассмотрим, проанализируем таблицу и выясним, обо всех ли случаях написания Н и НН мы сказали.

- Как преодолеть трудность в выборе Н и НН?

- Предлагаю в парах поработать с информацией, данной на карточке, и сделать вывод, когда же пишется одна, а когда две буквы Н.

Помогла ли вам предложенная таблица, что в ней важного?

Работа по учебнику.


Прочтём теорию, данную в учебнике в параграфе 23.

Какие вопросы у вас возникли?

Все ли моменты мы с вами спрогнозировали?






-Что вы увидели в теории учебника важное для вас? Как можно назвать ту теорию, которая дана ниже параграфа? Зачем она нужна?

Работа в парах. Дети работают с таблицей, делают выводы.

н – нн в причастиях и именах прилагательных, образованных от глаголов

Н

НН

образовано от глагола несовершенного вида

(жареная курица)

образовано от

глагола

совершенного вида (решенная задача)

нет приставки (кроме не, она роли не играет нежареная курица)

есть приставка (зажаренная курица)

нет зависимого слова

есть зависимое слово (жаренная в духовке курица)

Высказывают свою точку зрения.


Определяют, что это алгоритм, который нужно взять за основу, работая с данной орфограммой.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация ЦЕЛЬ:

проговорить новый способ действия «закона правописания Н и НН»;

установить состоятельность этого способа.

Закреплять способов действий, вызвавших затруднения.

На столах находятся листы с заданиями. Предлагаю продолжить работу в паре, пользуясь предложенной таблицей и алгоритмом из учебника.


1. -Какую закономерность проследили?

Сделайте вывод, указав вид глаголов, от которых образованы причастия

Сделайте вывод, указав вид глаголов, от которых образованы прилагательные


Что ещё надо знать об удвоенной н в причастиях?

Давайте подведем итоги и попробуем сформулировать правило написания одной и двух Н. Вы настоящие искатели-исследователи! Теперь закрепим то, о чем говорили.


1. Определите вид глагола, от которого образованы причастия:

Кошеные травы-несовершенный вид

Луг скошен - совершенный вид

Купленный товар- совершенный вид

Семена рассеяны - совершенный вид

Решенная задача- совершенный вид

Глаженая рубашка- несовершенный вид

Тканый ковер- несовершенный вид

Тканный мастером ковер- несов вид

Утрамбованная дорога-совершенн вид

Замаскированный дом- совершенн вид

Маринованные огурцы- несоверш вид

Фасованные конфеты- несоверш вид.


Дети с опором на таблицу приходят к выводу.

Пишем одну Н, если:

-причастие образовано от глагола несовершенного вида

-нет приставки (НЕ роли не играет!)

-нет зависимого слова

Пишем НН, если:

-образовано от глагола совершенного вида

-есть приставка

-есть зависимое слово

Контроль и самоконтроль, коррекция ЦЕЛЬ: тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

проверить свое умение применять изученный способ;

развивать умение самостоятельной проверки по эталону.


Объясним написание и проверим по слайду

-В построенном здании

-Выкрашенные полы

-Предметы, изученные в школе

-Выкачанная из подвала вода

-Подстреленный охотником зверь

-Развеянные ветром семена

-Разрушенный город


На ваших столах лежат конверты, в них даны задания разного уровня сложности. Выберите приемлемый для себя вариант и самостоятельно выполните предложенные задания.

Зачитываются несколько работ со связанным текстом, тетради собираются в конце урока.

Выполняют самостоятельно и отвечают, объясняя условия выбора букв. Сверяют по слайду. Дети, у которых есть вопрос, которые не согласны, поднимают красную полоску, повторяем ещё раз или они объясняют свой выбор.






1 конверт. 1 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы, почеркните орфограмму.

Стира(н-нн)ое платье , завяза(н-нн)ый бант, разобра(н-нн) ая задача, купле(н-нн) ый дом, переписа (н-нн)ое письмо

2 конверт. 2 уровень

Составьте с предложенными словами словосочетания, чтобы в первом случае писалась -Н, а во втором-НН, подчеркните орфограмму.

Краше(н-нн)ый, копчё(н-нн)ый, варё(н-нн)ое, тушё(н-нн)ое, нежаре(н-нн)ое, стриже(н-нн)ый, кова(н-нн)ые, коше(н-нн)ый.

3 конверт. 3 уровень.

Составьте связный текст с данными словосочетаниями, подчеркните орфограмму.

Реза(н-нн)ая дольками, сорва(н-нн)ая с куста, пода(н-нн)ая  на блюдце, заправле(н-нн)ая маслом,

съеде(н-нн)ая  за столом.

Подведение итогов урока, рефлексия ЦЕЛЬ:

оценить результаты собственной деятельности;

повторить способ нового «закона»;

сконцентрироваться на затруднении, чтобы согласовать домашнее задание.


-Что было известным, а что узнали нового?

-Что было самым трудным, а что легким?

Расскажите, как не ошибиться в написании НН или Н, что необходимо знать?

Какие цели мы ставили в начале урока, смогли ли их достичь. Какой ответ мы нашли?

Как вы оцениваете свою работу?

Предлагаю вам вернуться к словам  Пастернака. А трудно ли доходить до самой сути, интересно ли заниматься исследованием?  

Я думаю, что полученные сегодня знания не один раз пригодятся вам в жизни.

Дома составить 6-8 предложений, употребив страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Те, кому такое задание покажется трудным, выполните упр 133, а также изучить параграф 23

Делают выводы по изученному материалу, обобщают сказанное. Подводят итог урока.

Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

Сдают тетради

Записывают задания в дневники




1

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!