Объявляю цели занятия
Послушайте рассказ «Дружная семейка»
В роще под берёзой вырос гриб-великан. Оглянулся он и увидел, что рядом растёт ещё один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился берёзовый лист, и из-под него показался грибочек-малыш. Улыбнулся гриб-великан: «Все на меня похожи» Но тут послышались весёлые голоса. Это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!
Какие слова звучат похоже, какая в них общая часть? Выясним значение этих слов. Такие слова называются словами – родственниками. Живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть, из которой и выросли другие слова.
Если вы внимательно слушали рассказ, то заметили другие слова- родственники.
Как скажем про маленькую берёзу?
Как ласково назовём?
Какой гриб вырос под берёзой? Под самыми её корнями?
Как вы представляете себе значение слова «корень»?
У чего есть корень?
У слов тоже есть самое главное, самое важное – корень. Корень- это главная часть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются …. родственными.
В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Он размышлял над словом родник. «Родник родит реку, а река льётся, течёт через… всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».
Присмотритесь к словам родник, родня, родина. Что у них общее?
На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба.
Первый вам подсказал лесник, который собрал эти слова: у них есть общий, объединяющий их смысл. А второй ответ вы, конечно, уже нашли: общая часть – род -
Она и есть корень всех этих слов.
Игра с мячом
Раз, два, три, четыре, пять!
Идём родственников звать.
Назовите соки: яблоко - …, вишня - …, малина - …, морковь - …
Назовите кашу: из гречки -…, рис -…, манка -…, геркулес-…
Добряк тот, кто -…., силач -…., храбрец-…, мудрец- …
Кто что делает: учит-…, варит-…, строит-…, носит-…
А сейчас сядет тот, кто назовёт не родственное слово:
У лягушки -…., у курицы - …., у волка-…, у лошади-…, у лисы-…, у коровы-…., у овцы-….
Урок № 7
Тема «Однокоренные слова на материале лексической темы «Зима».
Цели:
• закрепить знания по теме «Однокоренные слова»;
• учиться находить однокоренные слова, сравнивать их по значению и звуковому составу;
• наблюдать за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;
• развивать и активизировать словарный запас детей;
• развивать словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
• развивать внимание к языковым явлениям, память и мышление.
Оборудование: изображение зимы, карточки с текстами упражнений, кроссворды, ручки, тетради.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, к нам в гости сегодня пришла
Седая хозяйка.
Кто это? Угадай-ка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки.
- Это зима.
Зима принесла в своих волшебных рукавах много новых зимних слов. Но чтобы зима подарила нам эти слова, мы должны постараться и отгадать их. Поможет в этом корень слова.
Вспомните, что вы знаете о нём? Какие слова называются однокоренными?
2.Актуализация имеющихся знаний.
Логопед: «Зима принесла нам снежную сказку. Послушайте её внимательно».
(Учащимся выдаётся текст стихотворения)
Снежная сказка.
Поплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
(С.Погорельский)
Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Объясните слова: снегири, снегурки.
3.Логопед: «Ребята, пока зимушка добиралась к нам, а путь её был нелёгкий, слова в её волшебных рукавах перепутались. Вам нужно распределить однокоренные слова в три столбика: предмет, действие, признак.
метелица вьюга отморозить
морозный холодный вьюжный
завьюжило метёт похолодало
холод заморозки метельный
4. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети загибают пальцы)
Мы с тобой снежок лепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий.
Он холодный и несладкий! (Дети лепят, меняя положение ладоней)
5.Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Выделите корень в этих словах.
Бабушка накинула на плечи …..платок.
….. снег покрыл всю землю белым ковром. (пушистый, пуховый)
Самый холодный период года – это ….. месяцы.
….. птицы прилетают к кормушкам. (зимние, зимующие)
Папа подарил мне на праздник ….. коньки. На ветвях деревьев блестит ….. иней. (серебристый, серебряный)
6. Логопед: «Ребята, вы знаете, что много зимних игр и забав подарила нам зима. Вот построила она для всех горку. Но забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клеточки, чтобы получились однокоренные слова».
г | о | р | а |
г | о | р | к | а |
г | о | р | о | ч | к | а |
г | о | р | и | с | т | ы | й |
с | а | н | и |
с | а | н | к | и |
с | а | н | н | ы | й |
с | а | н | о | ч | к | и |
л | ы | ж | и |
л | ы | ж | н | я |
л | ы | ж | н | и | к |
л | ы | ж | н | и | ц | а |
7.Физкультминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
(Дети показывают движениями, что они делают.)
8.Прочитать сказку, вставить вместо пропусков корни слов в однокоренные слова.
Два Мороза.
Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые за____ки. _____ко нарисовал на окнах _____ные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и за____ил все реки и озёра. _____ец защипал щёки прохожих, от_____ил им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.
Дети должны догадаться, что пропущен корень слова мороз. Учащиеся читают текст и вставляют корень слова мороз.
9.Отгадайте загадку.
В огне не горит,
В воде не тонет. (лёд)
Корень этого слова равен самому слову. Отгадайте слова, которые являются однокоренными слову «лёд».
1)Замёрзшая и затвердевшая вода на дороге, когда люди и машины скользят.(гололёд)
2)Время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность. (гололедица)
3) Очень холодный. (ледяной)
4) Кусочек льда. (ледышка)
10. Подведение итогов урока.
Ребята, какие новые слова подарила нам сегодня зимушка-зима?
Что нового мы узнали об этих словах?
Какие однокоренные слова мы сегодня узнали на уроке?