СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однокоренные слова

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однокоренные слова основанные на лексическую тему "Зима"

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова»

Объявляю цели занятия

Послушайте рассказ «Дружная семейка»

В роще под берёзой вырос гриб-великан. Оглянулся он и увидел, что рядом растёт ещё один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился берёзовый лист, и из-под него показался грибочек-малыш. Улыбнулся гриб-великан: «Все на меня похожи» Но тут послышались весёлые голоса. Это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!

Какие слова звучат похоже, какая в них общая часть? Выясним значение этих слов. Такие слова называются словами – родственниками. Живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть, из которой и выросли другие слова.

Если вы внимательно слушали рассказ, то заметили другие слова- родственники.

Как скажем про маленькую берёзу?

Как ласково назовём?

Какой гриб вырос под берёзой? Под самыми её корнями?

Как вы представляете себе значение слова «корень»?

У чего есть корень?



У слов тоже есть самое главное, самое важное – корень. Корень- это главная часть слова, которая несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются …. родственными.



В одном из произведений писателя К. Паустовского описан лесник, который любил «разбирать слова». Он размышлял над словом родник. «Родник родит реку, а река льётся, течёт через… всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой».

Присмотритесь к словам родник, родня, родина. Что у них общее?

На этот вопрос есть два правильных ответа, и вам нужно найти оба.

Первый вам подсказал лесник, который собрал эти слова: у них есть общий, объединяющий их смысл. А второй ответ вы, конечно, уже нашли: общая часть – род -

Она и есть корень всех этих слов.



Игра с мячом

Раз, два, три, четыре, пять!

Идём родственников звать.

Назовите соки: яблоко - …, вишня - …, малина - …, морковь - …

Назовите кашу: из гречки -…, рис -…, манка -…, геркулес-…

Добряк тот, кто -…., силач -…., храбрец-…, мудрец- …

Кто что делает: учит-…, варит-…, строит-…, носит-…

А сейчас сядет тот, кто назовёт не родственное слово:

У лягушки -…., у курицы - …., у волка-…, у лошади-…, у лисы-…, у коровы-…., у овцы-….



Урок № 7

Тема «Однокоренные слова на материале лексической темы «Зима».

Цели:

• закрепить знания по теме «Однокоренные слова»;

• учиться находить однокоренные слова, сравнивать их по значению и звуковому составу;

• наблюдать за однокоренными словами, относящимися к разным частям речи;

• развивать и активизировать словарный запас детей;

• развивать словарный запас путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

• развивать внимание к языковым явлениям,  память и мышление.

Оборудование:  изображение зимы, карточки с текстами упражнений, кроссворды, ручки, тетради.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед:

- Ребята, к нам в гости сегодня пришла

Седая хозяйка.

Кто это? Угадай-ка!

Тряхнёт перинки –

Над миром пушинки.

- Это зима.

Зима принесла  в своих волшебных рукавах много новых зимних слов. Но чтобы зима подарила нам эти слова, мы должны постараться и отгадать их. Поможет  в этом корень слова.

Вспомните, что вы знаете о нём? Какие слова называются однокоренными?



2.Актуализация имеющихся знаний.

Логопед: «Зима принесла нам снежную сказку. Послушайте её внимательно».

(Учащимся выдаётся текст стихотворения)

    Снежная сказка.

Поплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.          

                                          (С.Погорельский)

Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Объясните слова: снегири, снегурки.

3.Логопед: «Ребята, пока зимушка добиралась к нам, а путь её был нелёгкий, слова в её волшебных рукавах перепутались. Вам нужно распределить однокоренные слова  в три столбика: предмет, действие, признак.

метелица                        вьюга                          отморозить

морозный                       холодный                   вьюжный

завьюжило                     метёт                           похолодало

холод                             заморозки                   метельный



4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети загибают пальцы)

Мы с тобой снежок лепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Он холодный и несладкий! (Дети лепят, меняя положение ладоней)

5.Прочитайте предложения, вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Выделите корень в этих словах.

Бабушка накинула на плечи  …..платок.

…..   снег покрыл всю землю белым ковром. (пушистый, пуховый)

Самый холодный период года – это ….. месяцы.

….. птицы прилетают к кормушкам. (зимние, зимующие)

Папа подарил мне на праздник  ….. коньки. На ветвях деревьев блестит  ….. иней. (серебристый, серебряный)

6. Логопед: «Ребята, вы знаете, что много зимних игр и забав подарила нам зима. Вот построила она для всех горку. Но забраться на эту горку и прокатиться с неё может только тот,  кто впишет недостающие буквы в пустые клеточки, чтобы получились однокоренные слова».

г

о

р

   

г

о

р



г

о

р





г

о

р

 






г

о

р

а

г

о

р

к

а

г

о

р

о

ч

к

а

г

о

р

и

с

т

ы

й


с

а

н


с

а

н



с

а

н




с

а

н






с

а

н

и

с

а

н

к

и

с

а

н

н

ы

й

с

а

н

о

ч

к

и

     

л

ы

ж


л

ы

ж



л

ы

ж




л

ы

ж






л

ы

ж

и

л

ы

ж

н

я

л

ы

ж

н

и

к

л

ы

ж

н

и

ц

а

7.Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

(Дети  показывают движениями, что они делают.)

8.Прочитать сказку, вставить вместо пропусков корни слов в однокоренные слова.

Два Мороза.

              Наступила зима. Вышли два Мороза, старый и молодой, попугать людей. Дунул Мороз и ударили первые  за____ки.  _____ко нарисовал на окнах   _____ные узоры. Стукнул своим ледяным посохом Мороз и  за____ил все реки и озёра. _____ец защипал щёки прохожих, от_____ил   им носы. Смеются Морозы, радуются, что напугали людей.

Дети должны догадаться, что пропущен корень слова мороз. Учащиеся читают текст и вставляют корень слова мороз.

9.Отгадайте загадку.

В огне не горит,

             В воде не тонет.     (лёд)

Корень этого слова равен самому слову. Отгадайте слова, которые являются однокоренными слову «лёд».

1)Замёрзшая и затвердевшая вода на дороге, когда люди и машины скользят.(гололёд)

2)Время, когда земля покрыта слоем льда без снега, а также сама такая поверхность. (гололедица)

3) Очень холодный. (ледяной)

4) Кусочек льда. (ледышка)

10. Подведение итогов урока.

Ребята, какие новые слова подарила нам сегодня зимушка-зима?

Что нового мы узнали об этих словах?

Какие однокоренные слова мы сегодня узнали на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!