Конспект урока Русский язык
Составила: Яворская Н.В.
Год обучения (класс): 3.
Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России».
Раздел: «Однокоренные слова».
Тема: «Какие слова называются однокоренными?».
Тип урока: урок – открытие нового знания.
В УМК «Школа России» (2 класс), раздел: «Однокоренные слова», в темах: «Что такое родственные слова?» и «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» рассматриваются понятия
«родственные слова» и «однокоренные слова», однако развернутого определения понятия
«однокоренные слова» не дается (но указывается, что понятия можно считать равнозначными).
Во 2 классе делается упор именного на «родственных» связях слов, то есть акцент на понятии
«родственные слова», значит урок по теме «однокоренные слова» в 3 классе можно (частично) считать уроком открытия нового знания, так как понятие вводится как основное с развернутым определением.
Цель урока: создать условия для открытия новых и закрепления имеющихся знаний обучающихся о корне слова как об общей части однокоренных (родственных) слов, а так же об однокоренных (родственных) словах как словах с общей частью (корнем) и схожим (близким) лексическим значением.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
осознают, что понятия «родственные слова» и «однокоренные слова» можно считать равнозначными;
умеют выделять основные признаки понятия «однокоренные слова» (общая часть – корень слова и близкое лексическое значение);
знают и умеют формулировать определение понятия «однокоренные слова»;
усвоили главное понятие курса русского языка: морфемное – корень слова;
могут отличить синонимы и однокоренные слова.
Метапредметные
Регулятивные:
владеют способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, умеют искать средства их осуществления;
умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными целями и условиями их реализации.
Познавательные:
умеют использовать знаково-символические средства представления информации (схемы) для объяснения изучаемых понятий;
владеют логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные:
развивают культуру слушания и понимание речи других;
умеют участвовать в диалоге на уроке;
умеют отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Личностные:
приняли и усваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и смысл личностного учения;
несут самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции;
умеют высказывать свою точку зрения.
Оборудование:
а) у учителя: учебник «Русский язык» УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) 3 класс, часть первая; раздаточный материал: задания для обучающихся; мультимедийное оборудование: компьютер, проектор и/или демонстрационный материал на доске;
б) у обучающихся: учебник «Русский язык» УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий) 3 класс, часть первая; раздаточный материал: задания; канцелярские принадлежности.
План урока:
организационный момент (1 мин);
словарная работа (5 мин)
актуализация знаний (4 мин);
основной этап (25 мин):
определение темы и постановка цели (3 мин);
открытие нового знания (3 мин);
закрепление и систематизация изученного материала (19 мин);
информирование о домашнем задании (2 мин);
подведение итогов. Рефлексия (4 мин).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методическое обоснование |
1. Организационный момент (1 мин) | Здравствуйте! Обратите внимание на ваши парты, на них должны лежать учебник и пенал. Сейчас вы будете садиться на свои места, а я буду слушать, какой ряд тише всех сядет. Тихонько садится первый ряд. А сейчас, как мышки, третий ряд. И садится второй ряд. (Оценка тишины посадки в классе) Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: На уроке будь старательным, Будь спокойным и … Всё пиши, не отставая, Слушай, … Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … Если хочешь отвечать – Надо … Закончить фразу: «Сегодня на уроке мне хотелось бы…» | Проверяют готовность к уроку. Садятся ученики первого ряда. Садятся ученики третьего ряда. Садятся ученики второго ряда. (Хором) Высказывают свои мнения | Настраивание на урок (налаживание тишины). Формы организации деятельности: фронтальная работа. |
2. Словарная работа (5 мин) | Урок мы начнем со словарной работы. Что такое словарное слова? Словарные слова – это слова, написание которых не проверяется правилами. Их написание нужно запомнить. План работы со словарными словами (этапы на доске): Словарные слова Загадка: Я танцую на носу, Разный цвет собой несу. Меня любят все детишки: И девчонки, и мальчишки!.. | Слова, написание которых нужно запомнить. | Усвоение правописания слов, написание которых не проверяется правилами (словарных слов). Формы организации деятельности: фронтальная работа. Методы обучения: словесный, наглядный. |
| Загадка: Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят, В каждом есть окно и вход, В каждом кто-нибудь живет. Читает предложение: Мама попросила сходить в магазин, купить килограмм картофеля и вилок капусты. Загадка: Электронная машина, Знает все о целом мире, Все ответы на вопросы очень быстро может дать. Помогает всегда людям, Называется … Запись на доске и в тетради Словарь: каранда́ш , кварти́ра, килогра́мм, капу́ста, карто́фель, компью́ тер. | Килограмм, капуста и картофель. Это словарные слова, которые начинаются на букву «к». Мы проговариваем и записываем словарные слова, чтобы лучше запомнить их написание. | |
3. Актуализация знаний (4 мин) | Для того чтобы мы могли работать по теме урока, нам нужно актуализировать знания, то есть вспомнить, что мы уже знаем. Посмотрите на знакомую вам схему. В этой схеме есть неизвестный компонент. Что вы можете рассказать по такой еще не полной схеме? ??? общая часть близкое лексическое значение корень слова обозначение: | Это что-то, что имеет общую часть – корень и близкое лексическое значение. Слова имеют близкое значение (близкие определения). Корень слова – общая часть родственных слов, которая несет | Актуализация и закрепление определения понятия «родственные слова». Формирование умения использовать знаково- символические средства представления информации (схемы) для объяснения изучаемых понятий Формы организации деятельности: фронтальная работа. Методы обучения: словесный, наглядный. |
| Памятка. «Как найти корень слова?» (памятка вывешивается на доску) Прочитай слово. Выясни его смысл. Подбери к слову родственные слова. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень. Выдели корень знаком Соотнесите определение понятия «корень слова» и то, которое вы дали по схеме. Предположите, какое понятие отсутствует в схеме? На доске схема дополняется Родственные слова общая часть близкое лексическое значение корень слова обозначение: Пользуясь схемой, составьте определение понятия «Родственные слова». | основной смысл слова. Рассказывают алгоритм. Родственные слова – это слова, имеющие общую часть – корень слова и близкое лексическое значение. | |
3. Основной этап (25 мин) Физкультминутка (1 мин) (в середине этапа: игра «Да-нет») | Определение темы и постановка цели (3 мин) | Значит, есть один корень для всех родственных слов. Какое еще понятие можно сформулировать? Я прочитаю текст, послушайте его и определите героев этого отрывка. Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. О! Здравствуйте! Вы кто такие? Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? А я ваша родственница – гусеница. (Герои отрывка вывешиваются на доску) Права ли гусеница, считая гуся, гусыню и гусят своими родственниками? Эти животные в природе родственники? Почему? | Гусь, гусыня, гусята и гусеница. Гусь, гусыня, гусята – родственники, так как они относятся к одному виду. Гусеница им не родственник, так как | Овладение способностью постановки и сохранению целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация учебных целей и задач. Формы организации деятельности: фронтальная работа. Методы обучения: словесный, наглядный. |
| | Можно ли слова «гусь», «гусыня» и «гусята» назвать однокоренными? Почему? Почему «гусеницу» мы не отнести к этой группе как однокоренное слово? Ведь в этом слове есть тоже часть гус- (Корни слова отделяются на доске) Какова тема сегодняшнего урока? Тема урока: «Какие слова называются однокоренными?» (обозначается на доске) Какие цели мы поставим перед собой на уроке? Цели урока (обозначается на доске): учиться разделять слова на группы «однокоренных слов»; потренироваться находить и выделять корень в словах; учиться образовывать однокоренные слова; учиться отличать однокоренные слова и синонимы. | относится к другому виду. Слова «гусь», «гусыня», «гусята» родственные, так как имеют общий корень гус- и имеют общее значение «дикая и домашняя крупная водоплавающая птица с длинной шеей» Можно, так как они имеют один корень гус-. «гусеница» – гусениц-. Высказывают свои предположения. | |
Открытие нового знания (3 мин) | Мы сказали, что слова «гусь», «гусыня», «гусята» – однокоренные слова. Попробуйте сформулировать определение понятия «однокоренные слова». Что вы заметили, как пишется корень во всех однокоренных словах? Откройте учебник на странице №61. Прочитайте определение понятия «однокоренные слова». Сравните с тем определением, которое мы дали самостоятельно. Похоже наше определение на то, которое написано в учебнике? На какое, уже известное нам определение, которое мы повторили в начале урока, похожи эти два определения? Как мы можем изменить схему, чтобы отразить в ней понятие «однокоренные слова»? | Однокоренные слова – это слова, которые имеют общий корень и близкое лексическое значение. -Одинаково. | Выявить и обосновать основные признаки «однокоренных слов». Выявить и обосновать сходства и различия между определениями понятий «родственные слова» и «однокоренные слова». Сформулировать рабочее определение понятия «однокоренные слова», сравнить его с основным определением учебника, выявить сходства и различия определений. |
| | На доске схема дополняется Родственные = однокоренные слова общая часть близкое лексическое корень слова значение обозначение: - Какой вывод мы можем сделать, ставя знак равенства? | слова» равно и написать «однокоренные слова». - Это понятия равнозначные. | Сформулировать основное определение, которым обучающиеся будут пользоваться при работе с однокоренными словами. Оформить схему «однокоренные (родственные) слова» для лучшего усвоения определения понятия «однокоренные слова». Формы организации деятельности: фронтальная работа. Методы обучения: словесный, наглядный. |
Закрепление и систематизация изученного материала (19 мин) | Нам нужно потренироваться, то есть выполнить задания по теме урока, чтобы достичь поставленных в начале урока целей. Упражнение №111 на странице №62. Что нужно сделать? Задание выполним устно. Группы слов: | Прочитать группы слов. Объяснить все ли слова в группе однокоренные, выбрать из группы однокоренные слова, обозначить корень, подобрать однокоренные слова. Слова «вода», «водный», «водица» – это однокоренные слова, так как они имеют общую одинаковую часть – корень вод- и общее лексическое значение «то, что относится к воде», еще однокоренные слова: водяной, водичка. Слово «водитель» лишнее, корень слова вод-, однако значение «перемещать», «водить». Слова «вскоре», «скорый», «скоро» – это однокоренные слова, так как они имеют общую одинаковую часть – корень скор- и общее лексическое значение «через небольшой промежуток времени», другие | Формирование умения разделять слова на группы «однокоренных слов». Формирование умения находить и выделять корень в словах. Формирование умения образовывать однокоренные слова. Формирование умения отличать однокоренные слова и синонимы. Формы организации деятельности: фронтальная работа в сочетании с самостоятельной работой. Методы обучения: словесный, наглядный. |
| | 3) нож, ножик, ножка, ножницы. Работу на уроке продолжим игрой. Я вам буду говорить пары слов, если вы считаете, что это пара – не однокоренные слова, то закрываете лицо руками и поворачиваете головой вправо- влево; а если вы считаете, что это пара однокоренных слов, то поднимаете руки вверх и хлопаете. Если вам не понятно, что нужно сделать, поднимите руку. Пары слов: маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник. | однокоренные слова: поскорее, скорость, ускорить. Слово «быстрый» лишнее, корень слова быстр-, корень другой. Это синоним, например, приду быстро, значит приду через небольшой промежуток времени. Слова «нож», «ножик», «ножницы» – это однокоренные слова, так как они имеют общую одинаковую часть – корень нож- и общее лексическое значение «то, чем можно что-то разрезать», другие однокоренные слова: ножичек, ножовка. Слово «ножка» лишнее, корень слова нож-, однако образовано от слова «нога». Закрепили понятие «однокоренные слова», научились находить однокоренные слова из предложенных, выделять корень слова, подбирать однокоренные слова. Поднимают руку ученики, которые не поняли задания. Поднимают руки вверх и хлопают. Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». Поднимают руки вверх и хлопают. Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». Поднимают руки вверх и хлопают. Поднимают руки вверх и хлопают. Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». | |
| | Задание будем выполнять по рядам. Первый ряд: рыба – …лка, зонт – …ик; Второй ряд: лес – …ок, часы – …овой; Третий ряд: дом – …ик; лампа – …очка. (3 человека: по одному от каждого ряда работают у доски, а остальные – в тетрадях) Запись на доске Рыба – рыбалка, зонт – зонтик Лес – лесок, часы – часовой Дом – домик, лампа – лампочка Нужно проверить, что получилось. Первый ряд, поднимите руку те, у кого получилось не так, как на доске. Как вы рассуждали? Второй ряд, поднимите руку те, у кого получилось не так, как на доске. Как вы рассуждали? Третий ряд, поднимите руку те, у кого получилось не так, как на доске. Как вы рассуждали? Задание №2, его вы будете выполнять самостоятельно. В тексте нужно найти однокоренные слова, выписать их в тетрадь через запятую и выделить в них корень. Прочитайте текст. Значение всех слов вам понятно? Что такое ельник? Что значит «ютятся птицы»? Как вы понимаете слово «чащоба»? Если нам встретилось слово, значение которого мы не знаем или хотим уточнить, с помощью какой книги мы можем это сделать? Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В | Выполняют задание. Поднимают руку те, у кого получились не такой результат, как на доске. Объясняют их логику выполнения задания. Учились образовывать однокоренные пары слов, выделять корень в слове. Слушают. Еловый лес. Лес из елок. Птицы тесно живут. Это лесная чаща, густой лес. | |
| | молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хорошо елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку. Проверим, что получилось. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. Если у вашего товарища есть ошибка, то подчеркните слово с ошибкой карандашом. Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хорошо елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку. Напишите в конце текста товарищу количество ошибок. Поменяйтесь тетрадями обратно. Докажите, что все слова однокоренные. Первый вариант выполняет четные строчки, а второй вариант – нечетные. Еж/ик, еж/иха, еж/ата. Гриб/ник, гриб/очек. Дожд/ик, дожд/евик. Лист/ок, лист/очек, лист/ик. - Для чего мы выполняли это задание? Чему учились? Дополнительное задание: упражнение № 109 на странице № 62. | -Елового. Корень ел- Ельнике. Корень ель- Елочки. Корень ел- Все слова имеют общий корень ел- и общее лексическое значение «что-то связанное с хвойным растением ель». Учились находить однокоренные слова в тексте. Потренировались находить корень в однокоренных словах. Нужно определить в словах корень, затем подобрать слово, от которого образованы слова в ряду. Например: лес/ник, лес/ок – лес Корень еж-. Еж. Корень гриб-. Гриб. Корень дожд-. Дождь. Корень лист-. Лист. Учились определять слова, от которых образовались однокоренные. | |
4. Информирование о домашнем задании (2 мин) | - Чтобы закрепить полученные знания на уроке, нужно будет выполнить домашнее задание. Упражнение №110 на странице №62. Что нужно сделать? | - Прочитать, списать, вставляя пропущенные буквы. Найти в тексте | Формирование представление о домашнем задании (номер упражнения) и критериях его выполнения. |
| - Прочитайте текст про себя, к каким словам с пропущенной буквой мы не сможем подобрать проверочное слово? Почему? | однокоренные слова и синонимы. В однокоренных словах выделить корень. - Дорожку, урожай, ребята. Эти словарные слова. Их написание нужно запомнить. | Формы организации деятельности: фронтальная работа. Методы обучения: словесный. |
Ко всем остальным словам с пропущенной буквой необходимо подобрать проверочное слово, чтобы доказать правильность выбора буквы. Не забудьте подумать над последним заданием в упражнении. Слова «картошка» и «картофель», постарайтесь доказать однокоренные это слова или синонимы. Можно воспользоваться помощью родителей, поинтересоваться в словаре (толковом, синонимов, однокоренных слов) или интернете. Поднимите руку те, кто не понял, как выполнить домашнее задание. | Слушают. Поднимают руку те обучающиеся, которые не поняли, как выполнить домашнее задание. | |
5. Подведение итогов. Рефлексия. (4 мин) | - Чтобы закрепить полученные знания на уроке, их нужно систематизировать и ответить на вопросы. - Какая тема сегодняшнего урока? Какие же слова называются однокоренными? Для помощи вы можете воспользоваться схемой. В отношении друг друга понятия «родственные слова» и «однокоренные слова» какие? Какие два требования должны выполняться, чтобы слова можно было назвать однокоренными (родственными)? Если выполняется только одно условие, можно ли назвать слова однокоренными? Как пишутся корни в однокоренных словах? Что такое синонимы? Синонимы – это однокоренные слова? | Какие слова называются однокоренными? Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Равные друг другу/равнозначные. Одинаковый корень, схожее лексическое значение. Нет, слово можно назвать однокоренными, только если выполняются оба условия. Одинаково. Синонимы – это слова сходные по значению, но разные по написанию. Синонимы – это не однокоренные слова, так как у них отсутствует общая (одинаковая) часть – корень. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации. Формы организации деятельности: фронтальная работа. Метод обучения: словесный. |
| - Какое задание было для вас самым легким? | | |
| Самым трудным? Закончите предложения: Я сегодня узнал... Я научился... Мне было... Я рад... Поставьте себе самостоятельно отметку за урок. Всем спасибо! Урок окончен! | Высказывают свое мнение. | |
Тема урока
Схема оформления доски (на конец урока)
(Дата)
(Оборотная сторона доски)
«Какие слова называются однокоренными?»
Цели урока:
Классная работа.
Словарь: каранда́ш , кварти́ра, килогра́мм, капу́ста, карто́фель, компью́ тер.
Родственные = однокоренные слова
общая часть близкое лексическое
План работы со словарными словами:
произнесение слова;
научиться разделять слова на группы «однокоренных слов»;
потренироваться находить и выделять корень в словах;
Гусь Гус/ыня Гус/ята
корень слова
обозначение:
значение
проговаривание слова «как пишется»;
запись слова;
подчеркивание орфограмм;
научиться образовывать однокоренные слова;
научиться отличать однокоренные слова и синонимы.
Гусениц/а
Как найти корень слова?
Прочитай слово. Выясни его смысл.
Подбери к слову родственные слова.
Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.
Выдели корень знаком
проговаривание слова «как
пишется» еще раз.
Образец оформления записи в тетради ученика
Учебник
УМК «Школа России» «Русский язык» (автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) 3 класс ч.1