СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однокоренные слова»

Конспект урока Русский язык

Составила: Яворская Н.В.

Год обучения (класс): 3.

Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России».

Раздел: «Однокоренные слова».

Тема: «Какие слова называются однокоренными?».

Тип урока: урок – открытие нового знания.

В УМК «Школа России» (2 класс), раздел: «Однокоренные слова», в темах: «Что такое родственные слова?» и «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» рассматриваются понятия

«родственные слова» и «однокоренные слова», однако развернутого определения понятия

«однокоренные слова» не дается (но указывается, что понятия можно считать равнозначными).

Во 2 классе делается упор именного на «родственных» связях слов, то есть акцент на понятии

«родственные слова», значит урок по теме «однокоренные слова» в 3 классе можно (частично) считать уроком открытия нового знания, так как понятие вводится как основное с развернутым определением.

Цель урока: создать условия для открытия новых и закрепления имеющихся знаний обучающихся о корне слова как об общей части однокоренных (родственных) слов, а так же об однокоренных (родственных) словах как словах с общей частью (корнем) и схожим (близким) лексическим значением.

Планируемые результаты обучения

Предметные:
  1. осознают, что понятия «родственные слова» и «однокоренные слова» можно считать равнозначными;

  2. умеют выделять основные признаки понятия «однокоренные слова» (общая часть – корень слова и близкое лексическое значение);

  3. знают и умеют формулировать определение понятия «однокоренные слова»;

  4. усвоили главное понятие курса русского языка: морфемное – корень слова;

  5. могут отличить синонимы и однокоренные слова.

Метапредметные

Регулятивные:

  1. владеют способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, умеют искать средства их осуществления;

  2. умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными целями и условиями их реализации.

Познавательные:

  1. умеют использовать знаково-символические средства представления информации (схемы) для объяснения изучаемых понятий;

  2. владеют логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные:

  1. развивают культуру слушания и понимание речи других;

  2. умеют участвовать в диалоге на уроке;

  3. умеют отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные:
  1. приняли и усваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и смысл личностного учения;

  2. несут самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевой саморегуляции;

  3. умеют высказывать свою точку зрения.


Оборудование:

а) у учителя: учебник «Русский язык» УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) 3 класс, часть первая; раздаточный материал: задания для обучающихся; мультимедийное оборудование: компьютер, проектор и/или демонстрационный материал на доске;

б) у обучающихся: учебник «Русский язык» УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий) 3 класс, часть первая; раздаточный материал: задания; канцелярские принадлежности.


План урока:

  1. организационный момент (1 мин);

  2. словарная работа (5 мин)

  3. актуализация знаний (4 мин);

  4. основной этап (25 мин):

    1. определение темы и постановка цели (3 мин);

    2. открытие нового знания (3 мин);

    3. закрепление и систематизация изученного материала (19 мин);

  5. информирование о домашнем задании (2 мин);

  6. подведение итогов. Рефлексия (4 мин).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

1. Организационный момент

(1 мин)

  • Здравствуйте! Обратите внимание на ваши парты, на них должны лежать учебник и пенал.

  • Сейчас вы будете садиться на свои места, а я буду слушать, какой ряд тише всех сядет.

Тихонько садится первый ряд.

А сейчас, как мышки, третий ряд. И садится второй ряд.

(Оценка тишины посадки в классе)

  • Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

    1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и …

    2. Всё пиши, не отставая, Слушай, …

    3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё …

    4. Если хочешь отвечать – Надо …

  • Закончить фразу: «Сегодня на уроке мне хотелось бы…»



Проверяют готовность к уроку.


Садятся ученики первого ряда. Садятся ученики третьего ряда. Садятся ученики второго ряда.



(Хором)


  • Внимательным.


  • Не перебивая.


  • Понятно.


  • Руку поднимать.


Высказывают свои мнения

Настраивание на урок (налаживание тишины).


Формы организации

деятельности: фронтальная работа.

2. Словарная работа

(5 мин)

  • Урок мы начнем со словарной работы.

  • Что такое словарное слова?


  • Словарные слова – это слова, написание которых не проверяется правилами. Их написание нужно запомнить.

План работы со словарными словами (этапы на доске):

    1. произнесение слова;

    2. проговаривание слова «как пишется»;

    3. запись слова;

    4. подчеркивание орфограмм;

    5. проговаривание слова «как пишется» еще раз.

Словарные слова Загадка: Я танцую на носу,

Разный цвет собой несу. Меня любят все детишки: И девчонки, и мальчишки!..


  • Слова, написание которых нужно запомнить.














  • Карандаш.

Усвоение правописания слов,

написание которых не проверяется правилами (словарных слов).


Формы организации

деятельности: фронтальная работа.


Методы обучения: словесный, наглядный.


Загадка: Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход, В каждом кто-нибудь живет.


Читает предложение: Мама попросила сходить в магазин, купить килограмм картофеля и вилок капусты.


Загадка: Электронная машина,

Знает все о целом мире,

Все ответы на вопросы очень быстро может дать.

Помогает всегда людям, Называется …


Запись на доске и в тетради Словарь: каранда́ш , кварти́ра, килогра́мм, капу́ста, карто́фель, компью́ тер.

  • Что объединяет все эти слова?


  • Для чего мы выполняем словарную работу?



  • Квартиры.



  • Килограмм, капуста и картофель.






  • Компьютер.





  • Это словарные слова, которые начинаются на букву «к».

  • Мы проговариваем и записываем

словарные слова, чтобы лучше запомнить их написание.


3. Актуализация знаний

(4 мин)

  • Для того чтобы мы могли работать по теме урока, нам нужно актуализировать знания, то есть вспомнить, что мы уже знаем.

  • Посмотрите на знакомую вам схему. В этой схеме есть неизвестный компонент. Что вы можете рассказать по такой еще не полной схеме?


  • Что значит «близкое лексическое значение»?

???


общая часть близкое лексическое значение

корень слова

обозначение:

  • А что такое корень слова?




  • Это что-то, что имеет общую часть – корень и близкое лексическое значение.

  • Слова имеют близкое значение (близкие определения).






  • Корень слова – общая часть родственных слов, которая несет

Актуализация и закрепление определения понятия

«родственные слова».


Формирование умения использовать знаково- символические средства представления информации (схемы) для объяснения изучаемых понятий


Формы организации

деятельности: фронтальная работа.


Методы обучения: словесный, наглядный.





  • Как определить корень слова?

Памятка. «Как найти корень слова?» (памятка вывешивается на доску)

    1. Прочитай слово. Выясни его смысл.

    2. Подбери к слову родственные слова.

    3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.

    4. Выдели корень знаком


  • Соотнесите определение понятия «корень слова» и то, которое вы дали по схеме. Предположите, какое понятие отсутствует в схеме?

На доске схема дополняется

Родственные слова

общая часть близкое лексическое значение

корень слова

обозначение:

  • Пользуясь схемой, составьте определение понятия «Родственные слова».

основной смысл слова.

Рассказывают алгоритм.











  • Родственные слова.








  • Родственные слова – это слова,

имеющие общую часть – корень слова и близкое лексическое значение.


3. Основной этап

(25 мин)


Физкультминутка (1 мин)

середине этапа: игра «Да-нет»)

Определение темы и постановка цели

(3 мин)

  • Значит, есть один корень для всех родственных слов. Какое еще понятие можно сформулировать?

  • Я прочитаю текст, послушайте его и определите героев этого отрывка.


Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

  • О! Здравствуйте! Вы кто такие?

  • Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

  • А я ваша родственница гусеница.


  • Кто герои этого отрывка?

(Герои отрывка вывешиваются на доску)

  • Права ли гусеница, считая гуся, гусыню и гусят своими родственниками? Эти животные в природе родственники? Почему?


  • Однокоренные слова.










  • Гусь, гусыня, гусята и гусеница.


  • Гусь, гусыня, гусята – родственники, так как они относятся к одному виду. Гусеница им не родственник, так как

Овладение способностью постановки и сохранению целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация учебных целей и задач.


Формы организации

деятельности: фронтальная работа.


Методы обучения: словесный, наглядный.






  • А как слова они родственные? Почему?





  • Можно ли слова «гусь», «гусыня» и «гусята» назвать однокоренными? Почему?

  • Почему «гусеницу» мы не отнести к этой группе как однокоренное слово? Ведь в этом слове есть тоже часть гус-

(Корни слова отделяются на доске)

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Тема урока: «Какие слова называются однокоренными?» (обозначается на доске)

  • Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

  • Цели урока (обозначается на доске):

    1. учиться разделять слова на группы

«однокоренных слов»;

    1. потренироваться находить и выделять корень в словах;

    2. учиться образовывать однокоренные слова;

    3. учиться отличать однокоренные слова и синонимы.

относится к другому виду.

  • Слова «гусь», «гусыня», «гусята» родственные, так как имеют общий корень гус- и имеют общее значение

«дикая и домашняя крупная водоплавающая птица с длинной шеей»

  • Можно, так как они имеют один корень гус-.


  • Это не корень слова. Корень слова

«гусеница» – гусениц-.


  • Однокоренные слова.



Высказывают свои предположения.


Открытие нового знания (3 мин)

  • Мы сказали, что слова «гусь», «гусыня»,

«гусята» – однокоренные слова. Попробуйте сформулировать определение понятия

«однокоренные слова».


  • Что вы заметили, как пишется корень во всех однокоренных словах?

  • Откройте учебник на странице №61. Прочитайте определение понятия «однокоренные слова». Сравните с тем определением, которое мы дали самостоятельно.

  • Похоже наше определение на то, которое написано в учебнике? На какое, уже известное нам определение, которое мы повторили в начале урока, похожи эти два определения?

  • Как мы можем изменить схему, чтобы отразить в ней понятие «однокоренные слова»?



  • Однокоренные слова – это слова, которые имеют общий корень и близкое лексическое значение.


-Одинаково.







  • Родственные слова.


  • Поставить у понятия «родственные

Выявить и обосновать основные признаки

«однокоренных слов».


Выявить и обосновать сходства и различия между определениями понятий

«родственные слова» и

«однокоренные слова».


Сформулировать рабочее определение понятия

«однокоренные слова», сравнить его с основным определением учебника, выявить сходства и различия

определений.




На доске схема дополняется

Родственные = однокоренные слова

общая часть близкое

лексическое

корень слова значение


обозначение:


- Какой вывод мы можем сделать, ставя знак равенства?

слова» равно и написать

«однокоренные слова».








- Это понятия равнозначные.


Сформулировать основное определение, которым обучающиеся будут пользоваться при работе с однокоренными словами.


Оформить схему

«однокоренные (родственные) слова» для лучшего усвоения определения понятия

«однокоренные слова».

Формы организации

деятельности: фронтальная работа.


Методы обучения: словесный, наглядный.

Закрепление и систематизация изученного материала

(19 мин)

  • Нам нужно потренироваться, то есть выполнить задания по теме урока, чтобы достичь поставленных в начале урока целей.

  • Упражнение №111 на странице №62. Что нужно сделать?

Задание выполним устно.



Группы слов:

    1. вода, водитель, водный, водица;








    1. вскоре, быстрый, скорый, скоро;



  • Прочитать группы слов. Объяснить все ли слова в группе однокоренные, выбрать из группы однокоренные слова, обозначить корень, подобрать однокоренные слова.


  • Слова «вода», «водный», «водица» – это однокоренные слова, так как они имеют общую одинаковую часть – корень вод- и общее лексическое значение «то, что относится к воде», еще однокоренные слова: водяной, водичка. Слово «водитель» лишнее, корень слова вод-, однако значение

«перемещать», «водить».

  • Слова «вскоре», «скорый», «скоро» – это однокоренные слова, так как они имеют общую одинаковую часть – корень скор- и общее лексическое

значение «через небольшой промежуток времени», другие

Формирование умения разделять слова на группы

«однокоренных слов».


Формирование умения находить и выделять корень в словах.


Формирование умения образовывать однокоренные слова.


Формирование умения отличать однокоренные слова и синонимы.


Формы организации

деятельности: фронтальная работа в сочетании с

самостоятельной работой.


Методы обучения: словесный, наглядный.










3) нож, ножик, ножка, ножницы.








  • Для чего мы выполняли это упражнение? Чему учились?



  • Работу на уроке продолжим игрой. Я вам буду говорить пары слов, если вы считаете, что это пара – не однокоренные слова, то закрываете лицо руками и поворачиваете головой вправо- влево; а если вы считаете, что это пара однокоренных слов, то поднимаете руки вверх и хлопаете. Если вам не понятно, что нужно сделать, поднимите руку.

Пары слов:

    1. маленький – малыш,

    2. река – ручей,


    1. дом – домашний,

    2. маленький – мальчик,


    1. ветер – вихрь,


    1. гриб – грибной,

    2. поле – полюшко,

    3. ученик – школьник.


  • Продолжим работу. Посмотрите на карточки с заданиями. Задание №1. Что нужно сделать?

однокоренные слова: поскорее, скорость, ускорить. Слово «быстрый» лишнее, корень слова быстр-, корень другой. Это синоним, например, приду быстро, значит приду через небольшой промежуток времени.

  • Слова «нож», «ножик», «ножницы» – это однокоренные слова, так как они имеют общую одинаковую часть – корень нож- и общее лексическое значение «то, чем можно что-то разрезать», другие однокоренные слова: ножичек, ножовка. Слово

«ножка» лишнее, корень слова нож-, однако образовано от слова «нога».

  • Закрепили понятие «однокоренные слова», научились находить однокоренные слова из предложенных, выделять корень слова, подбирать однокоренные слова.






Поднимают руку ученики, которые не поняли задания.


Поднимают руки вверх и хлопают. Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». Поднимают руки вверх и хлопают.

Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево». Поднимают руки вверх и хлопают.

Поднимают руки вверх и хлопают. Закрывают лицо руками и поворачивают головой «вправо-влево».


  • Образовать однокоренные пары.






Задание будем выполнять по рядам.

Первый ряд: рыба – …лка, зонт – …ик; Второй ряд: лес – …ок, часы – …овой; Третий ряд: дом – …ик; лампа – …очка.

(3 человека: по одному от каждого ряда работают у доски, а остальные в тетрадях)


Запись на доске

Рыба – рыбалка, зонт – зонтик Лес – лесок, часы – часовой Дом – домик, лампа – лампочка


  • Нужно проверить, что получилось. Первый ряд, поднимите руку те, у кого получилось не так, как на доске. Как вы рассуждали?


Второй ряд, поднимите руку те, у кого получилось не так, как на доске. Как вы рассуждали?


Третий ряд, поднимите руку те, у кого получилось не так, как на доске. Как вы рассуждали?


  • Для чего мы выполняли это задание? Чему учились?


Задание №2, его вы будете выполнять самостоятельно. В тексте нужно найти однокоренные слова, выписать их в тетрадь через запятую и выделить в них корень.

  • Прочитайте текст. Значение всех слов вам понятно?

  • Что такое ельник?

  • Что значит «ютятся птицы»?

  • Как вы понимаете слово «чащоба»?

  • Если нам встретилось слово, значение которого мы не знаем или хотим уточнить, с помощью какой книги мы можем это сделать?


Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В






Выполняют задание.









Поднимают руку те, у кого получились не такой результат, как на доске.

Объясняют их логику выполнения задания.





  • Учились образовывать однокоренные пары слов, выделять корень в слове.



Слушают.




  • Еловый лес. Лес из елок.

  • Птицы тесно живут.

  • Это лесная чаща, густой лес.



  • Толкового словаря русского языка.






молодом ельнике ютятся птицы. Особенно

хорошо елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.


  • Проверим, что получилось. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проведем взаимопроверку. Если у вашего товарища есть ошибка, то подчеркните слово с ошибкой карандашом.

  • Ель растет на влажных местах.

  • В густой тени елового леса не растут кустарники.

  • В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хорошо елочки зимой.

Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.

  • Напишите в конце текста товарищу количество ошибок. Поменяйтесь тетрадями обратно.

  • Докажите, что все слова однокоренные.



  • Для чего мы выполняли это задание? Чему научились?



  • Посмотрите на задание №3. Что нужно сделать?



  • Первый вариант выполняет четные строчки, а второй вариант – нечетные.

  1. Еж/ик, еж/иха, еж/ата.

  2. Гриб/ник, гриб/очек.

  3. Дожд/ик, дожд/евик.

  4. Лист/ок, лист/очек, лист/ик.

- Для чего мы выполняли это задание? Чему учились?

Дополнительное задание: упражнение № 109 на странице № 62.









  • Ель. Корень ель-


-Елового. Корень ел-

  • Ельнике. Корень ель-

  • Елочки. Корень ел-


  • Елок. Корень ел-



  • Все слова имеют общий корень ел- и общее лексическое значение «что-то связанное с хвойным растением ель».

  • Учились находить однокоренные слова в тексте. Потренировались находить корень в однокоренных словах.

  • Нужно определить в словах корень, затем подобрать слово, от которого образованы слова в ряду.

Например: лес/ник, лес/ок – лес


  • Корень еж-. Еж.

  • Корень гриб-. Гриб.

  • Корень дожд-. Дождь.

  • Корень лист-. Лист.

  • Учились определять слова, от которых образовались однокоренные.


4. Информирование о домашнем задании (2 мин)

- Чтобы закрепить полученные знания на уроке, нужно будет выполнить домашнее задание. Упражнение №110 на странице №62. Что нужно

сделать?


- Прочитать, списать, вставляя пропущенные буквы. Найти в тексте

Формирование представление о домашнем задании (номер упражнения) и критериях его

выполнения.





- Прочитайте текст про себя, к каким словам с пропущенной буквой мы не сможем подобрать проверочное слово? Почему?

однокоренные слова и синонимы. В однокоренных словах выделить корень.


- Дорожку, урожай, ребята. Эти словарные слова. Их написание нужно

запомнить.


Формы организации

деятельности: фронтальная работа.


Методы обучения: словесный.

  • Ко всем остальным словам с пропущенной буквой необходимо подобрать проверочное слово, чтобы доказать правильность выбора буквы.

  • Не забудьте подумать над последним заданием в упражнении. Слова «картошка» и «картофель», постарайтесь доказать однокоренные это слова или синонимы. Можно воспользоваться помощью родителей, поинтересоваться в словаре (толковом, синонимов, однокоренных слов) или интернете.

  • Поднимите руку те, кто не понял, как выполнить домашнее задание.




Слушают.






Поднимают руку те обучающиеся,

которые не поняли, как выполнить домашнее задание.


5. Подведение итогов. Рефлексия.

(4 мин)

- Чтобы закрепить полученные знания на уроке, их нужно систематизировать и ответить на вопросы.

- Какая тема сегодняшнего урока?


  • Какие же слова называются однокоренными? Для помощи вы можете воспользоваться схемой.

  • В отношении друг друга понятия «родственные слова» и «однокоренные слова» какие?

  • Какие два требования должны выполняться, чтобы слова можно было назвать однокоренными (родственными)?

  • Если выполняется только одно условие, можно ли назвать слова однокоренными?


  • Как пишутся корни в однокоренных словах?

  • Что такое синонимы? Синонимы – это однокоренные слова?



  • Какие слова называются однокоренными?

  • Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

  • Равные друг другу/равнозначные.


  • Одинаковый корень, схожее лексическое значение.

  • Нет, слово можно назвать однокоренными, только если выполняются оба условия.

  • Одинаково.

  • Синонимы – это слова сходные по значению, но разные по написанию. Синонимы – это не однокоренные

слова, так как у них отсутствует общая (одинаковая) часть – корень.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её реализации.


Формы организации

деятельности: фронтальная работа.


Метод обучения: словесный.


- Какое задание было для вас самым легким?





Самым трудным?

  • Закончите предложения:

    1. Я сегодня узнал...

    2. Я научился...

    3. Мне было...

    4. Я рад...

  • Поставьте себе самостоятельно отметку за урок.

  • Всем спасибо! Урок окончен!



Высказывают свое мнение.




Тема урока

Схема оформления доски (на конец урока)

(Дата)


(Оборотная сторона доски)

«Какие слова называются однокоренными?»


Цели урока:

Классная работа.


Словарь: каранда́ш , кварти́ра, килогра́мм, капу́ста, карто́фель, компью́ тер.

Родственные = однокоренные слова


общая часть близкое лексическое


План работы со словарными словами:

  1. произнесение слова;

  • научиться разделять слова на группы «однокоренных слов»;

  • потренироваться находить и выделять корень в словах;


Гусь Гус/ыня Гус/ята

корень слова


обозначение:

значение

  1. проговаривание слова «как пишется»;

  2. запись слова;

  3. подчеркивание орфограмм;

  • научиться образовывать однокоренные слова;

  • научиться отличать однокоренные слова и синонимы.


Гусениц/а

Как найти корень слова?

  1. Прочитай слово. Выясни его смысл.

  2. Подбери к слову родственные слова.

  3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.

  4. Выдели корень знаком

  1. проговаривание слова «как

пишется» еще раз.

Образец оформления записи в тетради ученика


Учебник

УМК «Школа России» «Русский язык» (автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) 3 класс ч.1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!