Урок русского языка.
Тема: «Однокоренные слова»
Цели:
Предметные: формировать умение выделять группы однокоренных слов, корень слова; закреплять знания о частях речи.
Метапредметные: развивать умение определять тему урока, делать выводы, оценивать работу на уроке; учить продуктивному общению в парах, группах.
Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, договариваться, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Оборудование: учебник русского языка В.П.Канакиной, приложение на электронном носителе, рабочая тетрадь на печатной основе В.П.Канакиной, карточки для работы в группах.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этический заряд.
Урок начинаем, добра всем желаем.
Будем стараться ума набираться.
Демонстрируем умение сидеть при письме, оформляем тетрадь к работе.
II. Чистописание.
- Назовите букву, стоящую в алфавите перед буквой «эль».
- Пишем заглавную и строчную буквы «ка» в соединении.
Кк
- Какие звуки обозначаются буквой «ка»?
- Расшифруйте запись: Краснаяплощадьколлекцияколлективкомпьютер
- Запишите слова, поставьте ударение.
- Назовите «лишние» словарные слова.
- Составим предложение с данным словосочетанием.
- Запишем: По телевизору мы смотрели парад на Красной площади. Разберём по членам предложения и по частям речи.
III. Самоопределение к деятельности.
- Слушаем новое словарное слово: картофель. Скажем с ударением.
- Какие звуки в слабой позиции? (Гласные).
- Пишем: картофель.
- Какие буквы в слове в слабой позиции? Подчеркнём и запомним эти буквы.
- Объясните лексическое значение слова картофель. (1. Огородное растение семейства пасленовых. 2. Клубни такого растения, употребляемые в пищу.)
- Запишем ниже: картофелина, картофельный. Поставим ударение в словах, подчеркнём буквы.
- Прочитайте слова (картофель, картофелина, картофельный), определите тему урока.
- Выделим корень в словах. Назовите ещё однокоренные слова к слову картофель.
- Запишем: картошка. Порассуждайте, являются ли слова картофель и картошка однокоренными. Выделим корень.
- Сделаем вывод: эти слова являются синонимами.
- Оцените свою работу в тетради на полях условным знаком.
IV. Работа по теме урока.
- Электронное приложение к учебнику. Просматриваем объяснение об однокоренных словах.
- Приведите свои примеры однокоренных слов.
- Откройте учебник на с. 61 упр.107.
- Прочитайте стихотворение про себя, вслух. Выпишите однокоренные слова с корнем берёз, выделите корни. Один ученик у доски.
- Проверить выполнение. Какие слова являются однокоренными?
- с. 61 – правило читаем про себя, вслух.
- Оцените свою работу в тетради условным знаком на полях.
- Упр. 108 самостоятельно прочитайте задание, выполните.
- Кто затрудняется? (индивидуальные консультации по необходимости).
- Обменяйтесь тетрадями, оцените работу соседа по парте в тетради по упр. 108 условным знаком на полях.
V. Физ. минутка.
Упражнения для глаз.
VI. Работа в парах.
Учебник упр. 109
Найдите и выпишите однокоренные слова, корень выделите. Задания в парах индивидуальные. Дети, сидящие за первыми партами, выписывают слова с корнем сол, соль. На вторых партах с корнем сад. На третьих партах с корнем свет. На четвёртых партах с корнем звон.
(Ребёнок, оставшийся без пары, работает индивидуально с использованием электронного приложения к учебнику).
Проверка по мере готовности обучающихся.
- Какая группа однокоренных слов не названа? (С корнем син).
- Назовите эти слова.
- Выпишите родственные слова с корнем син, корень выделите.
- Проверьте написание. Оцените свою работу в тетради условным знаком на полях.
- Поднимите руку те ребята, у кого есть знак «?»…
- Встаньте, у кого только знак «+», молодцы.
- Встаньте, у кого 1-2 знака «+», хорошо.
Надеюсь, что ваша самооценка соответствует реальности.
VII. Домашнее задание.
Учебник с. 62 упр. 110, правило с. 61 знать.
VIII. Работа в группах.
Дети получают задание на листах.
Найдите лишнее слово, в родственных словах выделите корень.
1 группа: гусь, гусеница, гусёнок, гусята;
2 группа: вода, водитель, водный, водица;
3 группа: вскоре, быстрый, скорый, скоро;
4 группа: нож, ножка, ножик, ножницы.
- Проверим по мере выполнения фронтально.
- Какими частями речи могут быть однокоренные слова. (Значимыми частями речи: существительными, прилагательными, глаголами, наречием).
IX. Физ. минутка.
Изобразите жестами: волна, горячая картошка, бабочка, небо, радость.
X. Самостоятельная работа.
Тетрадь на печатной основе с. 35 упр. 83.
- Выделите корни в однокоренных словах.
Проверка.
Упр. 82, подобрать, записать однокоренные слова к данным, записать столбиком, корни выделить.
Проверить индивидуально.
Сотрудничество. Дети, успешно выполнившие работу, консультируют нуждающихся в помощи.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой работали?
- Что уяснили для себя?
- Кто был самый активный и успешный на уроке?
- Встаньте, у кого получилось сегодня всё? Спасибо.
- Над чем необходимо поработать?
- Какую цель для себя поставите.
Оценки за урок.