развитие словесно-логического мышления в процессе решения учебной задачи: « Какую роль играет корень слова в однокоренных словах?»
воспитание уважительного отношения к мнению другого человека в процессе режима диалога
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Мотивация. | Начинается урок, Он пройдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. - Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свои улыбки друг другу, своему учителю. - Сядут тихо те ребята, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя. - Откройте тетради. Запишите дату и вид работы – Классная работа. | Ученики приветствуют друг друга и учителя. Ребята настраиваются на работу, на изучение нового материала. Учащиеся записывают в рабочих тетрадях: число; классная работа. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. | - Ребята, я сейчас прочитаю текст, ваша задача внимательно его прослушать, найти в тексте однокоренные слова и записать их в тетрадь. Мы с вами ровно год назад посадили странный сад. Не был сад фруктовый – был он только словом. Это слово, слово – корень разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. - Какие слова вы выписали? Почему вы решили, что эти слова однокоренные? - Что вы имеете в виду? Попробуйте выразить мысль иначе. Значит, слова будут однокоренными, если будут выполняться два условия. Учитель на доске фиксирует: однокоренные слова - близкие по смыслу - имеют общую часть | Дети слушают текст и записывают слова: сад рассада посадки садовод садовник. Учащиеся зачитывают слова. - Слова однокоренные т.к. у них есть одинаковая часть. Эти слова все про сад. - Слова близки по смыслу. | Предметные результаты. |
Выявление места и причины затруднения. | - А теперь я предлагаю выполнить аналогичное задание, но уже самостоятельно. Каждому из вас будет выдана карточка со словами. Вы работаете по следующему алгоритму (алгоритм учитель вывешивает на доске): Детям выданы карточки со словами: Вода, водица, водитель, проводить, пар, водяной, дождик. - Проверьте работы друг у друга. - У кого работы выполнены одинаково? Свои карточки можете вывесить на доску. - У кого работа выполнена по-другому? Вы свои работы располагаете на другой части доски? - Давайте проверим, как вы выполнили задание. - Что вы заметили, что вас удивило? - Какой вопрос возник? - Почему так получилось? Чего мы не знаем? - Чему будем учиться? | Ребята выполняют задание индивидуально. - Задание одно, а варианты выполнения разные. - Почему однокоренные слова выбраны по-разному? - Не умеем правильно находить однокоренные слова. - Учиться находить однокоренные слова в группах слов. | Предметные результаты Метапредметные результаты: коммуникативные УУД, познавательные УУД. Предметные результаты. Метапредметные результаты: регулятивные УУД. |
Построение проекта выхода из затруднений. | - Итак, какова же тема сегодняшнего урока? - Над чем будем вести наблюдение? - Что нам надо узнать на уроке? | - Однокоренные слова. - Наблюдение над однокоренными словами. - Определение корня слова. | Метапредметные результаты: регулятивные УУД. |
Реализация проекта. | - Чтобы раскрыть все секреты однокоренных слов, предлагаю вернуться в словесный сад. -Как вы думаете, а почему учёные использовали слово корень для названия части слова? - Прочитайте записанные в начале урока слова: сад рассада посадки садовод садовник - Назовите слово, которое состоит только из одного корня. Сад – слово корень. - Назовите слова, в которых, кроме корня, есть ещё другие части. Закроем корень в каждом слове. Что остаётся, прочитайте? - Сохранился ли смысл? - Сделайте вывод по данному наблюдению: могут ли слова обойтись без корня? Важной ли частью является корень слова? - Какое открытие вы для себя сделали? Учитель на доске фиксирует ответ учеников: Корень слова   Главная часть слова | - Наверно, потому, что из корня появляются слова. Дерево без корня погибает и слово без корня не может существовать. Без корня не вырастает дерево и без корня нет слова. Значит корень – это важная какая-то часть. Ученики читают вслух слова. - Сад. - Рассада, посадки, садовод, садовник. - Рас-а, по-ки, -овод, -овник. - Нет. - Эти слова не могут обойтись без корня. Корень – важная часть слова. - Корень является важной частью слова, однокоренные слова не могут обходиться без корня. | Метапредметные результаты: познавательные УУД. Предметные результаты. |
| - Рассмотрим, что означают эти слова. Как они связаны со словом-корнем. - Попробуйте объяснить значение каждого слова. - Можно утверждать, что слова близки по смыслу? - Какая часть слова нам подсказывает общий смысл? Учитель на доске фиксирует ответ учеников: Корень слова   главная часть слова заключён общий смысл однокоренных слов | - Рассада – молодые растения, предназначенные для посадки на гряды. Посадки – места, где посажены растения. Садовод – специалист по садоводству. Садовник – работник по уходу за садом. - Да. - Корень. | |
Первичное закрепление во внешне речи. | - Попробуйте, опираясь на схему, сказать, что такое корень слова. - Это мы с вами решили, а как проверить, не ошиблись ли мы? Откройте учебники стр. 75 и прочитайте правило, сравните с нашим выводом. - Какие два признака однокоренных слов теперь знает каждый из вас? - Давайте посмотрим, как работают эти два признака. Возвращаемся к ошибочным вариантам выполнения задания в начале урока. - Чему вы удивились? - Чего мы не знали? - В чём был секрет этого задания? - Достаточно ли рассматривать один признак, выбирая однокоренные слова? | - Корень – главная часть слова. В корне заключён смысл всех однокоренных слов. - Нужно обратиться к учебнику. - Однокоренные слова близки по смыслу, имеют одинаковую часть – корень, в котором заключён общий смысл. Вызванный ученик выполняет задание, используя правило однокоренных слов. - Почему у нас были разные варианты? - Проверять надо два признака однокоренных слов. - В словах одинаковые части, а смысл разный. - Нет. Необходимо проверять оба признака. | Метапредметные результаты: познавательные УУД. Предметные результаты. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД, познавательные УУД. Предметные результаты. |
Физминутка. | Мы вчера в поход ходили, Рано утром выходили И сначала бодро шли, Но до цели не дошли. Задержались на привале- Находились мы, устали! Только лень свою забудь- И лентяем ты не будь! - Какие однокоренные слова встретились в физминутке? - Подберите к каждой группе ещё однокоренные слова. | Учащиеся выполняют упражнения вместе с учителем. - Поход, ходили, выходили. Лень, лентяй. - Ходули, ходунки, походный. Ленивый, ленится, разленился. | Метапредметные результаты: познавательные УУД. Предметные результаты. |
Первичное закрепление. | - Предлагаю поработать в парах. Используя наш знакомый алгоритм, выполните задание в карточках. Прочитать слова Найти слова, близкие по смыслу Вычеркнуть лишние, объяснить по какому признаку слова лишние В остальных выделить общую часть – корень -
1 карточка: Лес, лестница, лесничий. Честный, чеснок, честность. Смешной, смешить, хохотать. Лев, левый, налево 2 карточка: Белка, беленький, белить. Соль, солома, посолить. Горный, горка, городок. Пёс, песочный, песок. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Слушаем ответы ребят, кто работал с карточкой 1. Какие будут дополнения? - Слушаем отчёт ребят, кто работал с карточкой 2. Ваши дополнения? - Хорошо справились с этим заданием, предлагаю выполнить другое . Давайте посадим в нашем саду новые растения. Подберите к слову как можно больше однокоренных слов. Работаем в группах. 1 группа работает со словом – голос. 2 группа – снег, 3 группа – мороз, 4 группа – лес. - Проверим работу групп. | Ученики работают в парах, используя алгоритм. Отчёт групп. Ребята отвечают и объясняют свой выбор. Отчёт 1 группы: голос, голосок, голосище, голосовые, голосить. Отчёт 2 группы: снег, снежок, снежный, заснеженный. Отчет 3 группы: мороз, морозный, морозить, заморозить. Отчёт 4 группы: лес, лесок, лесной, лесничий. | Метапредметные результаты: коммуникативные УУД, познавательные УУД. Предметные результаты. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД, познавательные УУД. Предметные результаты. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД, познавательные УУД. Предметные результаты. |
Итог урока. | - Наш урок подходит к концу. - Какая проблема возникла на уроке? Научились? - Кто с уверенностью может сказать, что сможет найти однокоренные слова в группе слов? - Сколько признаков нужно рассматривать? - Что такое корень? | - Находить однокоренные слова. Да. Ученики поднимают руки. - Два. - Корень – главная часть слова. В корне заключён смысл всех однокоренных слов. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД. Предметные результаты. |
Рефлексия учебной деятельности. | - Продолжите мои предложения: Я понял, что… Я узнал… Я открыл для себя… Теперь я могу… Я легко справился… Мне было трудно… Мне было интересно… Мне понравилось… У меня получилось… | Ребята заканчивают предложение. | Личностные результаты. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. Домашнее задание по выбору: 1. Вырастить дерево с любым корнем: пар, зим, дом. 2. стр. 75 упр. 118, выучить определение корня слова. | Осмысление домашнего задания. Дети внимательно слушают, записывают задания в дневник, задают вопросы по выполнению домашнего задания. | |