Тема урока: Однородные члены предложения. (8 класс)
Цель(учебная): систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения.
Цель (воспит.): привить интерес к историческим и культурным ценностям.
Задачи: 1)дать понятие однородных членов предложения;
2)вспомнить союзы, соединяющие их;
3) повторить местоположение обобщающих слов при однородных
членах и знаки препинания в них;
4) сформулировать основные отличия однородных и неоднородных
определений.
Форма проведения: путешествие по городам и музеям Европы
(мультимедийная презентация)
Оборудование: Используются два проектора (на одном – слайды с картинами – Презентация№1, на другом – тексты для работы - Презентация№2).
Ход урока:
1) Учитель называет тему, цель и задачи урока. (Слайд №1) Презентация№1
Чтобы вам, ребята, не было скучно, мы будем путешествовать по музеям мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Летний сад, Лувр и музей «История Битлз». Попробуем соединить приятное с полезным. Вашим гидом буду я. Приятного путешествия! (Слайд №2)
2) (Слайд №3) Уч-ся, пользуясь схемой, дают понятие однородных членов предложения.
3) (Слайды 4 - 16) Мы отправляемся в столицу нашей Родины — Москву. (Звучит песня О.Газманова «Москва»)
4) (Слайд№17)
...уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Так писал А.С.Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» о Москве 1-й половины XIX века.
5) (Слайд №18) Владимир Гиляровский (дядя Гиляй) в книге
«Москва и москвичи» писал: Тексты в презентации №2 (Слайд №2) (учитель читает отрывок из книги, с.7)
- Назовите однородные члены предложения.
6)Учитель: Гуляя по московскому музею, мы повторим союзы при однородных членах предложения. (Слайд№19)
(Учащиеся называют разновидности союзов, соединяющих однородные члены предложения) (Слайд №20)
7) Третьяковская галерея (Слайд №21)
8) Художник- портретист В. Серов и его картины:
«Илья Репин», «Мика Морозов», «Пётр I» (Слайд №22)
9) Текст (Слайд №3):
Художник Валентин Серов запечатлел на своих полотнах не
только знаменитую балерину Анну Павлову актрису Марию
Ермолову певца Фёдора Шаляпина художников Исаака
Левитана Константина Коровина и Михаила Врубеля но и
поэта Константина Бальмонта.
- Назовите союзы. Расставьте знаки препинания. (Ключ – на Слайде №4)
10) Картины К.Крамского, художника-пейзажиста И.И.Шишкина (Слайды №23-24)
11) В.М.Васнецов (Слайд №25)
12) Текст (Слайд №5):
Любимой тематикой картин живописца В.М.Васнецова были
сказочные и былинные и мифологические сюжеты.
- Назовите союзы. Расставьте знаки препинания. (Ключ – на Слайде № 6)
13) Художник-маринист К.Айвазовский (Слайд№26)
14) Текст (Слайд №7):
Айвазовский был последним, и ярким представителем
романтического направления в русской живописи. Художника
влекла к себе, как свободная стихия моря так и бесконечная
изменчивость его состояния. Он изображал, то неистовые
морские волны то клубящиеся тучи, то грандиозность
пространства бушующего, ти умиротворённого океана.
- Исправьте ошибки. (Ключ - на Слайде №8)
15) Учитель: Мы отправляемся в славный город Петербург (Слайды 27-33) (Звучит песня о Ленинграде «Город над вольной Невой»)
16) (Слайд №34)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безумный... («Медный всадник»)
- Назовите средства выразительности.
17) Учитель: Повторим обобщающие слова. (Слайд №35)
-Расскажите о местоположении обобщающих слов и знаках
препинания в них.(Слайды 36,37,38)
18) Государственный Эрмитаж (Слайды №39 - 44)
19)Текст (Слайд № 9):
В Эрмитаже открыты экспозиции отделов отдела Античного
мира Западноевропейского отдела отдела Востока отдела
первобытной культуры отдела истории русской культуры.
Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна
из крупнейших коллекций произведения искусства и памятники
мировой культуры всего около трёх миллионов экспонатов.
- Найдите обобщающие слова. Расставьте знаки препинания.
(Ключ - на Слайде № 10)
20) Летний сад (Слайды 45,46,47)
21) Текст (Слайд №11):
История строительства Летнего сада связана с началом строительства северной столицы России. Пётр I сам выбрал на левом берегу Невы место для сада и был авторам его первого плана. Сад отличали геометрическая планировка и подстриженные кустарники и деревья. Его отличали обилие
водоёмов, фонтанов, садовых сооружений и мраморной декоративной скульптуры. Выставлялись редкие тропические растения и в специальных клетках привозили певчих птиц и экзотических животных.)
- Что соединяет союз И?
22) Памятник И.А.Крылову) (Слайд 48)
23) Текст (Слайд №12)
Очков с полдюжины она себе достала,
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет.
- Назовите обобщающие слова
24) Столица мира - Париж (Звучит песня о Париже в исполнении Ива Монтана) (Слайды 49 - 50)
25) Учитель: (Слайд №51) Виктор Гюго, французский писатель XIX века,
в романе «Собор Парижской Богоматери» писал о Лувре, королевской резиденции: (Текст - Слайд № 13)
«Помещение царственной особы состояло не менее чем из одиннадцати покоев, от парадного зала и до модельной, не считая галерей, бань, ванных и иных относящихся к нему «подсобных» комнат, не говоря об отдельных садах, отводимых для каждого королевского гостя; не говоря о кухнях, кладовых, людских, общих трапезных, задних дворах, где находились 22 главных служебных помещения, от хлебопекарни и до винных погребов...»
-Чем осложнено предложение?
26) Просмотр фильма «Лувр» (Мультимедиа из коллекции)
27) Однородные и неоднородные определения. (Слайд №52)
- Сформулируйте отличия
28) «Мона Лиза (Джоконда)» (Слайд №53)
29) Текст (Слайд № 14) Буквенный диктат (О – однородные определения; Н – неоднородные определения):
1. Картину «Мона Лиза» написал замечательный итальянский живописец Леонардо да Винчи.
2. Улыбка молодой женщины вызывает постоянный преувеличенный интерес.
3.Но вместе с тем заключает в себе много загадочного невыразимого.
4. Немало потрясающих фантастических гипотез было выдвинуто по поводу этой картины.
(Ключ - на Слайде №15)
1)Н 2)Н 3)О 4)О
30) Последняя остановка – Ливерпуль. Звучит песня в исполнении Джона Леннона. (Слайды №54 - 65)
31) Текст (Слайд №16):
1. Музей «История Битлз» состоит из анфилады залов, рассказывающих и показывающих историю группы.
2.С первых шагов отовсюду звучит музыка «Битлз»: ранние записи и более поздние.
3. Фотографии, песни, визги фанаток, знаменитые очки Леннона - всё это представлено в музее. (Ключ - на Слайде №17)
32)Сочинение-миниатюра по картинам А.Саврасова «Грачи прилетели» и В.Васнецова «Снегурочка» (на выбор), представленным в Третьяковской галерее. ( Используются однородные члены предложения) (Звучит музыка Л.Бетховена «К Элизе») (Слайд №66)
33)Чтение сочинений.
34) Учитель: Вот как В.Гиляровский в книге «Москва и москвичи» описывает эпизод знакомства с картиной А.Саврасова. (с.383)
35) Подведение итогов урока.
36) Домашнее задание: Написать сочинение о музее (на выбор),
используя однородные члены предложения.