СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные и неоднородные определения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однородные и неоднородные определения.»

Тема: «Однородные и неоднородные определения».

Цель: введение понятия об однородности и неоднородности определений;

Задачи: -формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

               -закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;

               -проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

   -совершенствование речевой культуры обучающихся.

Обеспечение: Мультимедийный проектор, экран; презентация; учебник, тетради.



План урока:

1)Оргмомент

2)Проверка домашнего задания

3)Актуализация знаний

4)Проблемная ситуация

5)Изучение нового материала

6)Закрепление полученных знаний

7)Подведение итогов

8)Домашнее задание


Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствие учеников.


2.Проверка домашнего задания

Проверка домашней работы на наличие (выборочная проверка 3 чел.).

Ученики зачитывают домашнюю работу.

3.Актуализация

Учитель:

Чтобы приблизиться к теме нашего урока, давайте вспомним: (ответить на вопросы)

–Какой член предложения называется определением?





 


 –Какие члены предложения называются однородными?

Назовите, пожалуйста, отличительные признаки однородных членов предложения.





 –Какой связью соединены между собой однородные члены предложения? Чем они соединяются между собой?



Всё верно. Молодцы.














Ученик: Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Чей? Который?







Ученик: Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.





Ученик: Они соединены между собой сочинительной связью. Между собой однородные члены могут быть соединены сочинительным союзом или перечислительной интонацией.

4.Проблемная ситуация

Учитель:

Темой сегодняшнего урока станут, непосредственно определения.

Но возникает такой вопрос: «Всегда ли они однородные?» Таким образом, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?


Верно, запишите тему «Однородные и неоднородные определения» в тетрадь.


Давайте обратимся на доску. Прочитайте отрывок из стихотворения Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату»


Никто солдату не ответил.

Никто его не повстречал.

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.


Определите, какие слова относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос.



Учащимся предлагается слайд с вопросами. Они отвечают на них, вписывая кратко ответ в тетрадь.

Самостоятельная работа.

  • Какой частью речи выражены данные определения?

  • Что обозначают прилагательные?


  • Как характеризует ветер признак «теплый»?



(Проверка выполненной работы).



Давайте порассуждаем, почему эти определения неоднородные? Объясните, аргументировав свой ответ.


Учитель: Посмотрите внимательно, одинаково или по-разному характеризуют предмет эти два признака?



Так какой же мы сделаем вывод? (Можем ли мы назвать эти определения однородными?)














Ученик: Темой нашего урока будет рассмотрение однородных и неоднородных определений.





Ученики записывают.









Ученик выразительно зачитывает отрывок из стихотворения.















Ученик: Слова теплый и летний относятся к одному слову ветер и отвечают на один и тот же вопрос Какой?















Ученик: Данные определения выражены прилагательными.



Ученик: Данные прилагательные обозначают признак предмета.





Ученик: Признак теплый – по ощущениям; Признак летний – по времени года;













Ученики отвечают.







Ученик: Эти два признака характеризуют предмет с разных сторон.



Ученик: Данные определения являются неоднородными, так как характеризуют разные признаки предмета.

5.Изучение нового материала

Учитель: Обратимся к учебнику, прочитаем определение, данное в учебнике.

(Затем учащимся предлагаются вопросы, на основе которых составляется опорная таблица «Однородные и неоднородные определения»).



Учитель: Для заполнения таблицы давайте ответим на вопросы:

-Как характеризуют предмет однородные определения?

Как характеризуют предмет неоднородные определения?

Чем выражены однородные/неоднородные определения?







-Присутствует ли перечислительная интонация?



Можно ли вставить союз и?













Учитель: На основании ваших ответов заполните таблицу.



































Учитель: Давайте рассмотрим всё на нашем конкретном примере.

Вернемся к примеру, который мы рассматривали ранее.

   теплый, нежный вечер

                          

 теплый летний вечер


Определите разряд прилагательных, которыми выражены однородные  и

неоднородные  определения.
















Ученики читают определение.















Ученик:

- Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, а неоднородные – с разных.

- Однородные определения выражены качественными прилагательными, а неоднородные могут быть выражены качественными и относительными прилагательными.

-Однородные произносятся с перечислительной интонацией, а неоднородные – нет.



-Между однородными определениями можно поставить союз и, а между неоднородными нельзя.





Ученики заполняют таблицу.

Определения

Однородные

Неоднородные

Характеризуют предмет с одной стороны;

Выражены качественными прилагательными;



Произносится пере-числительной интонацией, разделяются запятыми;

Можно вставить союз и;

Характеризуют предмет с разных сторон;

Выражены качественными и относительными прилагательными;



 НЕТ перечисли-тельной интонации, запятая не ставится.



Нельзя вставить союз и;





















Ученик: В первом случае «теплый», «нежный» - оба  прилагательных качественные, и между ними можно поставить союз «и»;

во втором случае «теплый» - качественное прилагательное, а «летний» -относительное, между ними союз и поставить нельзя

6.Закрепление полученных знаний

Учитель: Теперь давайте попробуем применить полученные нами знания на практике.

Обратимся к Упр.243. Мы выполним его устно.





(Следующее упражнение на слайде презентации).



Задание: Запишите в тетрадь данные предложения. Найдите в них определения и докажите, что они неоднородные.



На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами (цвет и качество).

Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина, качество).

В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал).

Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер).

Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку (качество и цвет).

Учитель: Молодцы, спасибо.



Учитель: Но всё же существуют такие случаи, когда сложно понять однородные определения или неоднородные.

Иногда определения кажутся неоднородными, между ними нельзя вставить союз –и-; признаки, обозначаемые определениями, как будто различные. При этом одно из слов употреблено в переносном смысле – в качестве эпитета, чтобы ярче подчеркнуть выраженную им мысль. В подобных случаях и встречаются затруднения в пунктуации.



Сравним (предложения на слайде):

Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.



В первом предложении определения характеризуют предмет с разных сторон, указывают на цвет и материал, следовательно, они неоднородны. Во втором предложении – разнородные определения, но они объединены общим понятием – ничего не выражающие глаза. Это делает их однозначными. Объединяющим признаком может служить сходство производимого впечатления, внешний вид, причинная связь.

Учитель: Теперь попробуйте на примере моего рассуждения объяснить предложение:
«Горькую и незаслуженную обиду простить трудно».





Учитель: Всё правильно. Молодцы.











Ученики устно выполняют упражнение.















Ученики записывают предложения в тетрадь.

























































































































































Ученик: Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. Связь причинная.

Следовательно, можно сделать вывод, что эти определения однородные.

7.Подведение итогов

Учитель: А теперь давайте попробуем обобщить.

-Что же сегодня являлось предметом нашего разговора?



Назовите отличительные признаки, сначала, однородных определений, а затем, неоднородных.

Ученик: Мы говорили об однородных и неоднородных определениях.









Ученик: Однородные - Характеризуют предмет с одной стороны; Выражены качественными прилагательными; Выделяются запятыми; Неоднородные - Характеризуют предмет с разных сторон; Выражены качественными и относительными прилагательными; Запятыми не выделяются;

8.Задание на дом

Учитель: В качестве домашнего задания я предлагаю вам, найти и выписать из произведений художественной литературы 5 предложений с однородными определениями и 5 предложений с неоднородными определениями.











 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!