СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужны ли в нашей речи односоставные предложения? Попробуем ответить на этот вопрос в ходе учебного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»



Конспект открытого учебного занятия в 8 классе

учителя русского языка и литературы Климовой В.Е.

Тема урока: «Односоставные? Мы равноправные!»

(Односоставные предложения. Их виды).

Аннотация

Изучение односоставных предложений показывает богатство средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и использованием арсенала синтаксических конструкций. Краткость односоставных предложений, способность актуализировать что-либо одно, наиболее важное для сообщения (действие, признак, предмет или явление и т.д.), и создают их особые свойства.

Ключевые слова: предложение, виды, односоставные, подлежащее, сказуемое

Эпиграф: Красотой любуются, а доброту любят…

УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций под ред. Рыбченковой Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2014.

Цель: создание условий для развития у обучающихся понятия об односоставных предложениях и их видах

Задачи:

- предметные: формирование новых знаний и способов действий, повторение и систематизация ранее изученного материала; помочь усвоить значение и синтаксические конструкции односоставных предложений; определять их роль в речи;

- метапредметные: совершенствовать умение правильно употреблять предложения в различных текстах, развивать навыки сравнительного анализа, творческие способности обучающихся, развитие речи;

- личностные: подвести обучающихся к более глубокому осмыслению понятий: красота, доброта, отзывчивость; способности к самооценке своих действий, умению самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная.

Раздаточный материал и оборудование: оценочные листы, тест, таблички с буквами, компьютер, мультимедийный проектор.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся знают, что такое односоставные предложения, их виды, различают односоставные и двусоставные предложения; правильно и уместно используют односоставные предложения в письменной и устной речи.

План учебного занятия:

  1. Мотивационно – установочный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка проблемного вопроса.

  4. Этап приобретения новых знаний.

  5. Этап закрепления новых знаний.

  6. Оценочно – рефлексивный этап.



Ход учебного занятия

1. Учитель: Добрый день, ребята! Я – Валентина Емельяновна. Сегодня я проведу у вас самый замечательный урок …урок русского языка! Итак, начинаем!

- Посмотрите внимательно на экран (слайды 2 – 7).

- Эти прекрасные лица с теплотой и любовью написаны в разное время, разные эпохи, разными художниками. Все они отражают идеал своей эпохи. Но объединяет их что-то одно. Как вы думаете, что?

(Ответы обучающихся).

- Да, я согласна. Красота. Подберите синонимы к слову красота.

- А вот какие синонимы даёт нам Словарь синонимов (слайд 8).

- Образуйте прилагательное от слова красота. (Красивый). А сравнительную степень? (КрасИвее). (слайд 9). Молодцы! Какие ассоциации возникают у вас к слову «красота»?

(Длинные ресницы, звёздное небо, подснежники, море, цветущий сад…)

- Я утверждаю, что слово красота и ваши ассоциации могут быть предложениями. Согласны ли вы с этим утверждением? - Какие знания помогут нам ответить на эти вопросы?

- Чего мы ещё не знаем? Чему должны научиться?

2. - Сравним два предложения. (слайд 10). В чём сходство этих предложений? В чём различие? ( Во втором предложении есть подлежащее и сказуемое – это двусоставное предложение. А первое предложение состоит из одного слова. Проведите параллель.

- Каков вывод? Определите тему нашего занятия …

(Односоставные предложения).

- Как вы понимаете односоставные?

Да, сегодня мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть «изюминка», отличающая их от других предложений. Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь. Один сказал:» Eo rus «(Еду в деревню), второй ответил» I» (Поезжай). В чём же «изюминка» этих предложений?

(Они не просто короткие, у нет них одного главного члена предложения).

- Какой вопрос возникает?

- Почему это важно? Где можно применить новую тему? Нужны ли односоставные в речи?

- Какие задачи должны решить на занятии?

(Научиться различать двусоставные и односоставные предложения).

- Что для этого нужно?

- Где можно применить односоставные предложения?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

3. Исследовательская работа (слайд 11).

- Рассмотрите предложения. Как определить: двусоставное предложение или односоставное?

(Найти и подчеркнуть грамматические основы).

- С помощью таблицы видов предложения охарактеризуйте данные предложения. (Приложение 1)

(Устные ответы обучающихся).

4. – А сейчас самостоятельно определите вид каждого предложения (слайд 13).

Проверка правильности определения видов односоставных предложения (слайд 14).

Вывод: Для того, чтобы правильно и верно определить вид односоставного предложения, нужно найти грамматическую основу предложения и определить способ её выражения.

Физкультминутка. Один старый китаец выглядел намного моложе своих лет. Когда его спросили, в чём секрет его здоровья и долголетия…Как вы думаете, что ответил старик? Ответ - в моём «чудесном» мешочке. (Простые упражнения с грецкими орехами).

- Как вы думаете, имеют ли односоставные предложения какое-то практическое значение? Нужны ли они нам? Где используются?

«Краткость – сестра таланта». Слова А.П.Чехова в наши дни очень актуальны. Век усовершенствованных технологий, компьютеризации, дефицита времени, требует умения лаконично и точно выражать свои мысли, уметь пользоваться языковым материалом, оперативно отбирая те или иные синтаксические конструкции, обладающие максимальной информацией при минимуме текста. Представьте себе, что вам необходимо составить резюме, дать объявление, подготовить рекламу или просто написать SMS. (слайд 15).

5. - При просмотре ролика постарайтесь записать односоставные предложения (задание 1 рабочего листа). (слайд 16).

- Творческие задания 2, 3 выполняются самостоятельно.

- Графический диктант. Хорошо в осеннем лесу. Идёшь и любуешься нарядным убором леса. Слышишь шуршание осенних листьев. Воздух свеж. Дышится легко и свободно. Красота! Кажется, что природа собрала все свои самые яркие краски. Недаром это время года называют золотой осенью.

6. А) Тест (Приложение 2).

Б) Заполнение таблицы (Приложение 3).

1.

2.

  • Назовите определённо-личное предложение

А) От окна веет свежестью.

Б) На улице закричали.

В) Что посеешь, то и пожнёшь.

Г) Не жалею, не зову, не плачу.

  • Назовите обобщённо-личное предложение

А) Стою один среди равнины голой.

Б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В) Пахнет жасмином и сиренью.

Г) Бездонную бочку водой не наполнишь.

  • Назовите неопределённо-личное предложение

А) По улицам слона водили.

Б) Не хотите ли чаю?

В) Чужим умом в люди не выйдешь.

Г) Морозно.

  • Назовите безличное предожение

А) В комнате запахло хвоей.

Б) Цените людей за проявление добрых чувств.

В) Заходи в гости.

Г) Насильно мил не будешь.

  • Назовите назывное предложение

А) Вечер. Взморье.

Б) Хорошо думается на природе.

В) Незнанием никогда не следует хвалиться.

Г) Это задание выполнишь после уроков.



3.

Плюс

Что понравилось?

Что может быть полезно?

Что вызвало положительные эмоции?

Минус

Что не понравилось?

Осталось непонятным, бесполезным?

Показалось скучным?

Интересно

Что узнали?

Что хотелось бы узнать?

Вопросы учителю.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!