СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»

Стилистическая роль односоставных предложений в художественном тексте Вон радуга… Весело жить И весело думать о небе, О солнце, о зреющем хлебе И счастьем простым дорожить.  (И. Бунин)

Стилистическая роль односоставных предложений в художественном тексте

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить.

(И. Бунин)

Правила общения С уважением относиться друг к другу. Любое мнение заслушивать внимательно. Пока один говорит, все слушают. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки. Удачи вам!

Правила общения

  • С уважением относиться друг к другу.
  • Любое мнение заслушивать внимательно.
  • Пока один говорит, все слушают.
  • О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Удачи вам!

Предложение без подлежащего, в которых форма сказуемых указывает, что действие совершается определённым лицом, 1 или 2. ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ Простое предложение с одним главным членом подлежащим является НАЗЫВНЫЕ Простые односоставные предложения без подлежащего со сказуемым, называющим действие, имеющее отношение к любому лицу. ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ Односоставные предложения без подлежащего с глаголом – сказуемым в форме 3 лица множественного числа или в форме прошедшего времени множественного числа. НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ Односоставные предложения, в которых сказуемое не указывает и не может указывать на действующее лицо. БЕЗЛИЧНЫЕ 1 ошибка – «4» , 2-3 ошибки – «3» , 4-5 ошибок – «2»

Предложение без подлежащего, в которых форма сказуемых указывает, что действие совершается определённым лицом, 1 или 2.

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

Простое предложение с одним главным членом подлежащим является

НАЗЫВНЫЕ

Простые односоставные предложения без подлежащего со сказуемым, называющим действие, имеющее отношение к любому лицу.

ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ

Односоставные предложения без подлежащего с глаголом – сказуемым в форме 3 лица множественного числа или в форме прошедшего времени множественного числа.

НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ

Односоставные предложения, в которых сказуемое не указывает и не может указывать на действующее лицо.

БЕЗЛИЧНЫЕ

1 ошибка – «4» , 2-3 ошибки – «3» , 4-5 ошибок – «2»

(1)Она начинается сразу за нашими огородами и круто спускается к речке Сходне. (2) В деревн е зовут её Живой горой. (3) Такое имя дали за многочисле нн ые родники. (4)Пр и ляжеш ь , пр и слонишь ухо к земле и слышишь, как гора глубоко дыш и т, словно что-то приг о варивает. (5) Здесь, в зар о слях черёмухи, ольшаника, бузины, даже в знойный пол день прохладно. (6)Идёшь босиком по тропке, что ведёт к роднику, и боишься простыть – до того холодна земля. (7)И в речке долго не просидишь: хоть и не глубока, но, питаемая родниками, неподвластна никакому солнцу. (8)Зато на жаре купаться в ней благодать! (9)Окунёшься разок – другой, и заиграла кровь. (10)Одним словом – живая вода. (Н. Андреев) зовут дали Приляжешь прислонишь слышишь прохладно.  боишься простыть Идёшь не просидишь Окунёшься Тема Основная мысль Настроение автора Глаголы в форме 2 лица единственного числа, 3 лица множественного числа. Односоставные предложения. Способ выражения основной мысли

(1)Она начинается сразу за нашими огородами и круто спускается к речке Сходне. (2) В деревн е зовут её Живой горой. (3) Такое имя дали за многочисле нн ые родники. (4)Пр и ляжеш ь , пр и слонишь ухо к земле и слышишь, как гора глубоко дыш и т, словно что-то приг о варивает. (5) Здесь, в зар о слях черёмухи, ольшаника, бузины, даже в знойный пол день прохладно. (6)Идёшь босиком по тропке, что ведёт к роднику, и боишься простыть – до того холодна земля. (7)И в речке долго не просидишь: хоть и не глубока, но, питаемая родниками, неподвластна никакому солнцу. (8)Зато на жаре купаться в ней благодать! (9)Окунёшься разок – другой, и заиграла кровь. (10)Одним словом – живая вода.

(Н. Андреев)

зовут

дали

Приляжешь

прислонишь

слышишь

прохладно.

боишься простыть

Идёшь

не просидишь

Окунёшься

Тема

Основная мысль

Настроение автора

Глаголы в форме 2 лица единственного числа, 3 лица множественного числа. Односоставные предложения.

Способ выражения основной мысли

Экспрессивная роль односоставных предложений в художественном тексте

Художественная речь

оценка

природы

1. Обозначает действие, которое относится к любому лицу

2. Помогает передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям

3. Часто становится афористическим высказыванием

4. Широко используется в разговорной, публицистической и художественной речи

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания

2. Создает образную, зримую картину природы, состояния героя

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время

4. Дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев

1. Описывает состояние природы

2. Вносит в текст ощущение предопределенности

3. Передает состояние человека (например, чувство тревоги, одиночества, пустоты, безысходности)

1. Обозначает действие безотносительно к конкретному лицу, позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности

2. Форма предложения очень удобна для маскировки действующего лица. Действие намеренно отвлекается от деятеля

3. Действие важнее деятеля, который его произвел, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости

Состояния окружающей среды или человека

1. Средство лаконичности

2. Сосредоточивает внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли)

3. Создает интонацию доверительности

4. Употребляется в стихах-признаниях, просьбах, призывах и т.д., в письмах, дневниковых записях

обстановки

Разговорная речь

Обобщенно-личное предложение

Безличное предложение

Номинативное (назывное) предложение

Определенно-личное предложение

  Неопределенно-личное предложение

Описание

Публицистика

Деловая речь

Научно-популярная

К. Юон. Зима - волшебница К. Вещилов. Зимний пейзаж И. Вельц. Украинская ночь. зима В. Суриков. Взятие снежного городка К. Горбатов. Зимний пейзаж с церковью И. Шишкин. Зима в лесу И. Шишкин. На севере диком Ю. Клевер. Зимний вечер в деревне Крыжицкий. Лес зимой Степанов. Лоси Г. Кондратенко. Зимний вечер А. Васнецов. Зимний сон

К. Юон. Зима - волшебница

К. Вещилов. Зимний пейзаж

И. Вельц. Украинская ночь. зима

В. Суриков. Взятие снежного городка

К. Горбатов. Зимний пейзаж с церковью

И. Шишкин. Зима в лесу

И. Шишкин. На севере диком

Ю. Клевер. Зимний вечер в деревне

Крыжицкий. Лес зимой

Степанов. Лоси

Г. Кондратенко. Зимний вечер

А. Васнецов. Зимний сон

Домашнее задание. Академик В. Виноградов сказал: «Односоставные предложения представляют собой такие разновидности предложений, в которых для полного словесного выражения мысли достаточно одного главного члена».  Напишите рассуждение , в котором объясните, как вы понимаете его слова.

Домашнее задание.

Академик В. Виноградов сказал: «Односоставные предложения представляют собой такие разновидности предложений, в которых для полного словесного выражения мысли достаточно одного главного члена».

Напишите рассуждение , в котором объясните, как вы понимаете его слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!