Тема: «Односоставные предложения».
Дата:-------------------------------------------
Цели:
- обобщить и систематизировать изученное об односоставных предложениях;
- закрепить умение учащихся определять грамматическую основу;
-развивать речевую культуру учащихся;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей.
Ход урока
I. Организационный момент. Тематическая установка.
1. Лингвистическая разминка.
В каком слове звуков меньше, чем букв?
урожай
ель
лошадь
окошечко
В каком слове произносится звук [ т' ]?
теннис
ателье
темп
термин
В каком слове ударение падает на третий слог?
пороша
баловать
сверкает
черпает
В каком слове пишется окончание - ит?
чист…т
подморажива….т
рису….т
света….т
Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием.
гулять по лесу
мечтает отдохнуть
красота природы
свой взгляд
Найдите составное глагольное сказуемое
попросили снять
будет врачом
начал свистеть
прогуливается
Укажите односоставные предложения:
Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
Идешь по зимнему лесу и любуешься его красотой.
Искрится и переливается снег в лунном свете.
За окном завьюжило.
II. Работа над материалом повторения.
1. Справка.
- В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному. Ученые-лингвисты Буслаев Ф. И. и Востоков А. Х. рассматривали односоставные предложения как неполные. Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений внес великий русский лингвист А.А.Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка» впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка. А. А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А.Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности. В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) еще не достигнуто единства во взглядах.
III. Актуализация знаний.
Мы с вами изучаем классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе.
- Какие предложения называются односоставными?
- На какие группы они делятся?
- Бывают ли односоставные предложения распространенными и нераспространенными?
IV. Работа над темой урока.
1. Изучение параграфа учебника и подготовка рассказа на лингвистическую тему.
* Определенно-личные предложения используются в живой разговорной речи. Они позволяют кратко выразить мысль, избежать излишнего повтора личного местоимения. Употребление определенно-личных предложений делает повествование динамичным.
Примеры:
1. Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. (М.Цветаева)
2. Вижу: кто-то скачет на лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне! (А.Фет)
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
* Неопределенно-личные предложения. В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит. Оно мыслится неопределенно, поэтому в этих предложениях не бывает подлежащего.
* Односоставные предложения могут иметь значения обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие относится к каждому человеку, ко всем людям вообще. Главный член в них выражается теми же формами глагола, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях (кроме формы первого лица единственного числа). Особенно часто эти предложения употребляются в пословицах. Называются они обобщенно-личными.
Например:
Готовь летом сани, а зимой телегу.
* Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие не соотносимо с каким бы то ни было деятелем; производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.
Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды, или человека.
Анализ таблицы «Способы выражения сказуемого в безличном предложении»
Чем выражено сказуемое в безличном предложении | Безличные предложения |
1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся) | 1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло. |
2.Личный глагол в безличном значении. | 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. |
3. Инфинитив | 3. Идти дальше некуда. Слов не понять. |
4. Слово категории состояния на -о | 4. За окном мутно. На душе было легко и грустно. |
5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом | 5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. |
6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом | 6. Пора уж разводить костёр и варить уху. |
7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. | 7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка. |
8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-. | 8. В номере было накурено. |
* Слово нет
Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос... А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу? – Нет.). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту, где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).
* Назывные предложения — это такие, которые имеют один главный член — подлежащее, например:
1. Лес. Просека. По просеке, теряющейся вдали, тянется полотно железной дороги. Ряд телеграфных столбов. Ночь.
2. Весна! Выставляется первая рама.
В назывных предложениях говорящий называет место, время, обстановку и т. п. и утверждает, что названное существует, имеется в настоящее время. Вот почему все назывные предложения имеют значение настоящего времени. Некоторые назывные предложения имеют указательные частицы вот или вон, например:
1. Вот мельница. Она уж развалилась.
2. Вон лесок. Там отдохнём.
Примечание. Назывные предложения употребляются главным образом в художественной литературе. Они иногда начинают рассказ, например:
Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин.
Часто назывные предложения употребляются в стихотворениях, например:
Чудная картина, как ты мне родна! Белая равнина, полная луна, свет небес высоких, и блестящий снег, и саней далёких одинокий бег.
Кроме этого, назывные предложения употребляются в драматических произведениях, где они указывают место, время и обстановку действия, например:
Старый сад при доме Прозоровых.
Длинная еловая аллея.
Двенадцать часов дня.
С улицы к реке через сад ходят изредка прохожие.
(А. П. Чехов, „Три сестры".)
V. Закрепление изученного материала.
1. Выпишите основы определенно-личных предложений.
Благодарю, земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За всё вокруг, что знаю, слышу, вижу,
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом ни поступкам не обижу.
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова.
Народ, и благородство, и природа! (И.Киселев)
2. Анализ текста миниатюры В.П.Астафьева «Долбят гору».
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами её стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали. В юности, ещё в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в тёплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеется на лучшее.Целые районы с готовой землёй заброшены, порастают дурьём.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесём.
3. Контрольные раздаточные карточки.
Двусоставное предложение | |
Определённо–личное предложение | |
Неопределённо-личное предложение | |
Безличное предложение | |
Назывное предложение | |
1) Едем бором, тёмными лесами.
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
11) Чудная картина!
4. Работа над тестом.
1. Укажите определённо-личное предложение:
1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.(А.Н.Толстой)
2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К.Паустовский).
3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)
4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)
2. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).
2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).
3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).
4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).
3. Укажите безличное предложение:
1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).
2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).
3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А.С.Пушкин).
4. Укажите назывное предложение:
1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н.Шумаков).
2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н.Шумаков)
3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).
4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет).
5. Какое предложение не является односоставным безличным?
1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н.Шумаков)
2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский).
3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).
4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)
6. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?
1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)
2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н.Шумаков)
3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)
4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин)
7. Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным?
1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)
2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).
3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов).
4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный надсад.(Б.Пастернак).
8. В каком варианте ответа одно из предложений является односоставным неопределённо-личным?
1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И.З.Суриков).
2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).
3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И.Кабыш).
4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов).
9. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными:
1) Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н.Рубцов)
2) Тишина. Кукушка. Травы. (В.Боков)
3) Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н.Шумаков).
4) На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича. (А.И.Куприн).
10. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным:
1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).
2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей. (А.Кайданов).
3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Ф.И.Тютчев)
4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).
VI. Подведение итогов урока.
Тест
1. Укажите определённо-личное предложение:
1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А. Н. Толстой)
2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К. Паустовский).
3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н. Шумаков)
4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А. Ахматова)
2. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б. Пастернак)
2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н. Шумаков)
3) По аллее проводят лошадок. (А. Ахматова)
4) В белом небе стая чёрных галок. (Н. Шумаков)
3. Укажите безличное предложение:
1) Бодро идёшь домой. (И. А. Бунин)
2) Шума волн не слышно было за голосами. (М. Горький)
3) По наружности о человеке не суди. (Пословица)
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А. С. Пушкин).
4. Укажите назывное предложение:
1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н. Шумаков)
2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н. Шумаков)
3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А. М. Фёдоров)
4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет)
5. Какое предложение не является односоставным безличным?
1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н. Шумаков)
2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский)
3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М. Дудин)
4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)
6. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?
1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С. Кузнецова)
2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н. Шумаков)
3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А. Блок)
4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (С. Есенин)
7. Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным?
1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)
2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н. Шумаков).
3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов)
4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный надсад.(Б.Пастернак)
8. В каком варианте ответа одно из предложений является односоставным неопределённо-личным?
1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И. З. Суриков)
2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак)
3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И. Кабыш)
4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.Чехов)
9. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными:
1) Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н. Рубцов)
2) Тишина. Кукушка. Травы. (В. Боков)
3) Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н. Шумаков)
4) На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича. (А. И. Куприн).
10. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным:
1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).
2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей. (А. Кайданов).
3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Ф. И.Тютчев)
4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).
Лингвистическая разминка
1. В каком слове звуков меньше, чем букв?
1) урожай
2) ель
3) лошадь
4) окошечко
2. В каком слове произносится звук [ т' ]?
1) теннис
2) ателье
3) темп
4) термин
3. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) пороша
2) баловать
3) сверкает
4) черпает
4. В каком слове пишется окончание - ит?
1) чист…т
2) подморажива….т
3) рису….т
4) света….т
5. Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием.
1) гулять по лесу
2) мечтает отдохнуть
3) красота природы
4) свой взгляд
6. Найдите составное глагольное сказуемое
1) попросили снять
2) будет врачом
3) начал свистеть
4) прогуливается
7. Укажите односоставные предложения:
1) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
2) Идешь по зимнему лесу и любуешься его красотой.
3) Искрится и переливается снег в лунном свете.
4) За окном завьюжило.
Двусоставное предложение | |
Определённо–личное предложение | |
Неопределённо-личное предложение | |
Безличное предложение | |
Назывное предложение | |
1) Едем бором, тёмными лесами.
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
11) Чудная картина!
Двусоставное предложение | |
Определённо–личное предложение | |
Неопределённо-личное предложение | |
Безличное предложение | |
Назывное предложение | |
1) Едем бором, тёмными лесами.
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
11) Чудная картина!