СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 8  классе

 на тему «Односоставные предложения»

 

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 15» г. Салават РБ.

Васильева С.В.

 

Цель:

1. Образовательные:

  1. повторить материал о непостоянных морфологических признаках глагола и имени существительного;
  2. повторить материал о способах морфологического выражения главных членов предложения;
  3. дать понятие об односоставных предложениях;
  4. познакомить обучающихся с видами односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена;
  5. выявить функции употребления односоставных предложений в тексте;
  6. показать стилистическую сферу употребления односоставных предложений в тексте.

2. Развивающие:

  1. закрепить умение определять непостоянные морфологические признаки глагола и имени существительного;
  2. закрепить умение определять способ морфологического выражения главного члена предложения;
  3. сформировать умение находить изучаемые явления в тексте;
  4. сформировать умение определять тип односоставного предложения по значению и способу морфологического выражения главного члена;
  5. сформировать умение употреблять односоставного предложения в устной и письменной речи;
  6. сформировать умение определять функцию употребления односоставных предложений в тексте.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать культуру умственного труда на основе анализа, синтеза сравнения и группировки.

 

Оборудование: учебник (Русский язык 8 класс /Под ред. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской; М: 2010 г.); таблица; сигнальные карточки, интерактивная доска.

 

План урока.

  1. Разминка:

1)Игра «Проще простого».

2)Игра «Угадай слово по значению».

  1. Повторение изученного материала:

1)Полный синтаксический разбор предложения со словом «актёр»

  1. Знакомство с односоставными предложениями:

1)Работа по таблице.

2)Самостоятельное определение типов односоставных предложений по значению и форме морфологического выражения главного члена.

3)Работа по опорному конспекту: рассказ учителя, рассказ двух учеников.

  1. Формирование умения применять изученный материал:

1)Упражнение205-е (аналитическое, устное).

2)Работа с сигнальными карточками (аналитическое, письменное).

  1. Наблюдение над функционированием односоставных предложений в текстах:

1)Работа с отрывком из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2)Стилистический эксперимент с заданием к упражнению 205-му.

3)Самостоятельный вывод о стилистической сфере употребления определённо-личностных предложений.

4)Работа с пословицами.

5)Сообщение об употреблении в научной речи неопределённо-личностных предложений.

  1. Подведение итога урока, выставление комментирование оценок.
  2. Объяснение домашнего задания.

 

Ход урока.

 

1. Учитель: Здравствуйте ребята, наш урок мы начинаем с игры, фрагмент которой взят из игры «Проще простого». Назовите верное значение слов из трёх, которые вам предложены:

Пандект

  1. Большая люстра – или многогнездовой подсвечник в церкви.
  2. Наклонная плоскость в здании.
  3. Сборник извлечений из классического сочинения римских юристов.

Обучающийся: верно третье значение.

Учитель: Бунчук

  1. Шумовой музыкальный инструмент в военных оркестрах.
  2. Травянистое декоративное растение.
  3. Мужчина, относящийся к этнической группе западных украинцев.

Обучающийся: верно первое значение.

Учитель: А теперь игра «Угадай слово по значению». Определите слово по его лексическому значению:

  1. Широкое оповещение о потребительских свойствах товаров, видов услуг с целью создания спроса на них. (Реклама).
  2. Высший показатель спортивных соревнований. (Рекорд).
  3. Профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актёр).
  4. Регулярное денежное пособие, выдаваемое обучающимся в учебных заведениях. (Стипендия).

 

2. Учитель: Обратите внимание на употребление последнего слова в контексте одного предложения. Запишите на доске предложение. Сделайте полный синтаксический разбор.

Актёр сильно побледнел, произнося последнюю фразу (повест., невоск., простое, двусос., распр., полное, осложнено обстоятельством).

Ответ обучающихся.

 

3. Учитель: В характеристике предложения нас интересует термин «двусоставное». Какое предложение называется двусоставным?

Обучающийся: Это предложение, в котором есть оба главных члена предложения – подлежащее и сказуемое.

Учитель: Но в русском языке есть по строению грамматической основы предложения бывают и с одним главным членом предложения. Посмотрите на доску, где записано несколько предложений. (Одна часть доски закрыта).

1) Выделите главные члены предложения и определите их функцию. Люблю грозу в начале мая (опред.-личностное).

2) Определите, чем выражены главные члены предложения, т.е. определите у глагола непостоянные морфологические признаки. (Наклонение, время, число, род и время. У ИС – падеж). В колхозах готовятся к севу. В дверь постучали (неопред.-личностное)

3) Определите распространённость предложений. Светает. Меня знобит (безличные). Зима. Лёгкий морозец (назывные).

Учитель: Ребята, обратите внимание на грамматическую основу предложений, скажите, что у них общего?

Обучающийся: В этих предложениях один главный член.

Учитель: Верно, эти предложения объединяет то, что они являются односоставными, т.е. имеют один член предложения. Односоставные предложения делятся  на несколько видов по значению и способу выражения главного члена. В двусоставных предложениях названы действия и делитель. В односоставных – либо действие, либо делитель. Вернёмся к предложениям.

Учитель: Что называется в первом предложении?

Обучающийся: В первом предложении называется действие.

Учитель: Можно ли определить действующее лицо и сказать, кто любит грозу?

Обучающийся: Действующее лицо можно определить, это говорящий.

Учитель: Восстановите подлежащее в предложении, поставив местоимение. Какое местоимение можно подставить?

Обучающийся: Можно подставить местоимение 1 л. ед. ч., а также 1 л. мн. ч., 2 л. ед. ч.

Учитель: Подразумевается ли в этих предложениях деятель и почему?

Обучающийся: Деятель подразумевается, т.к. в предложении можно восстановить подлежащее, поставив местоимение 3 л. мн. ч.

Учитель: Конкретно ли это лицо?

Обучающийся: Нет.

Учитель: Т.е. конкретно нельзя сказать, кто совершил действие, оно совершено неопределённым лицом, поэтому этот вид называется неопределённо-личным.

Учитель: Мыслится ли активный деятель в третьем предложении? Почему?

Обучающийся: Нет, т.к. нельзя восстановить подлежащее.

Учитель: Т.е., в каких предложениях нет и не может быть действующего лица, следовательно, эти предложения безличные.

Учитель: На что указывается в последующих предложениях?

Обучающийся: Указывается на наличие какого-либо явления, предмета.

Учитель: Таким образом, эти предложения назывные. Из всего вышесказанного можно составить опорный конспект.

Учитель: Предложения по наличию грамматических основ делятся на двусоставные и односоставные. В свою очередь, последние по значению и способу морфологического выражения главного члена делятся на следующие виды: (рассказывая по конспекту, обучающиеся приводят собственные примеры)

1) Определённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

2) Неопределённо-личные – это предложение со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа.

3) Безличные – это предложение со сказуемым-глаголом, при котором нет и не может быть подлежащего.

4) Назывные – это односоставное предложение, с главным членом – подлежащим.

 

4. Учитель: Найдём изучающие языковые явления в упражнении 205-м стр. 96. Прочтите  задание  к упражнению. Определите вид односоставного предложения и способ морфологического выражения главного члена.

Учитель: Таким образом, мы убедились, что в односоставном предложении есть только один главный член предложения.

Учитель: Синтаксические конструкции с одним главным членом предложения очень часто используются писателями, поэтами. Не является исключением и С.Есенин. Определите вид предложения по характеру грамматической  основы в строчках стихов поэта. Поднимите карточку, соответствующую виду односоставные предложения запишите в тетрадь, определите вид и способ морфологического выражения главного члена.

Обучающийся:

1) Выткался на озере алый цвет зари.

2) Пахнет яблоком и мёдом по церквам (безлич.).

3) Вяжут кружева над лесом в жёлтой пене облака.

4) За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень.

5) Мутно гляжу на окна (опред.-личн.).

6) Поцелуй названия не имеет.

7) Топи да болота, синий плат небес (назыв.).

Учитель: Не только С. Еленин использовал в своих произведениях односоставные предложения, но и другие поэты. Вспомните или сами придумайте односоставные предложения на тему «Осень». Запишите их в тетрадь.

Обучающийся:

1) Холодный дождь (назыв.).

2) Люблю солнечное, яркое бабье лето (опред.-личн.).

3) Во дворах жгут жёлтые листья (неопред.-личн.).

4) Грустно смотреть на облетающие листья (безлич.).

Учитель: Мы ещё не всё знаем об односоставных предложениях. Часто употребление односоставных предложений играет определённую стилистическую роль.

Учитель: На доске отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Прочтите его (ст. повесть «Тамань»). Какие типы предложения использованы автором в этом отрывке?

Обучающийся: В этом отрывке определённо-личные предложения.

Учитель: Убедимся, действительно ли необходимы определённо-личные предложения в этом отрывке. Вставьте местоимения, т.е. восстановите подлежащее.

Учитель: Скажите, при каком прочтении картина, изображённая автором, динамичнее, а в каком статичнее?

Обучающийся: При первом прочтении динамичнее, при втором – статичнее.

Учитель: Верно, поставьте в определённо-личные предложения подлежащих делает речевые конструкции более тяжеловесными, а  картины менее динамичными. К тому же, повторения местоимения «я» вызывает неблагозвучие. Используются определённо-личные предложения в научной речи. Возьмём, к примеру, упражнение 205, задание к этому упражнению состоит из определённо-личные предложений. Прочтите его.

Обучающийся: Прочитайте. Найдите двусоставные предложения, затем односоставные с главным членом – сказуемым. Укажите наклонение, время, лицо глагола-сказуемого в этих предложениях.

Учитель: Восстановите подлежащее в предложениях. Удобен ли сейчас текст для чтения?

Обучающийся: Нет, снизилась степень понимания текста.

Учитель: Таким образом, определённо-личные предложения делают текст ясным, точным, лаконичным. Подобное строение формулировок заданий является речевой нормой. Итак, в каких стилях речи используют определённо-личные предложения?

Обучающийся: Определённо-личные предложения используются в художественном, научном, разговорном, публицистическом стилях речи.

Учитель: Сфера применения неопределённо-личных предложений не менее широка. Послушайте предложения.

И мутную воду пьют в невзгоду. Птицу кормом, а человека лестью обманывают. Дарёному коню в зубы не смотрят. Иглою шьют, чашею пьют.

Учитель: Что это за предложения?

Обучающийся: Это пословицы.

Учитель: Почему в пословицах так много неопределённо-личных предложений?

Обучающийся: Пословицы носят обобщённый характер, т.е. в них важен не деятель, а действие. А неопределённо-личных предложения позволяют сосредоточить внимание слушателя на действие, оставляя в тени понятие о действующем лице.

Учитель: Приведите примеры пословиц, определите их лексическое значение.

Обучающийся: От добра не ищут – доброе дело о выгоде не думает. Цыплят по осени считают – результат работы необходимо учитывать в конце.

Учитель: Неопределённо-личных предложения используются ив научной речи – при описании экспериментов и научных процессов. Почему, как вы думаете?

Обучающийся: Так как при их описании важно действие, а не тот, кто конкретно проводит эксперимент.

Учитель: Итак, неопределённо-личных предложения используются в научной и устной речи. Вывод о сфере применения безличных предложений сделайте самостоятельно, посмотрев художественную, научную, публичестическую.

 

5. Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с односоставными предложениями. Какие предложения называются односоставными.

Обучающийся: Односоставные предложения – это  предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

Учитель: Какие типы односоставных предложений по значению и способу выражения главных членов вы знаете?

Обучающийся: Односоставные предложения бывают: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные,  назывные.

 

6. Домашнее задание: знать, какие предложения называются односоставными, типы этих предложений, подготовить рассказ об односоставных предложениях по опорному конспекту. Подобрать примеры односоставных предложений, которые употребляются в разных стилях речи. До свидания.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!